Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проектная деятельность и ее приемы



Введение

Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.

Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.

Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

Для работы над проектом необходимо:

1. Выбрать тему проекта;

2. Определить характера проекта;

3. Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности;

4. Наметить пути реализации проекта;

5. Спрогнозировать результат проекта.

Используя вышеописанные рекомендации, предлагаемый материал и творческую фантазию, можно создать такие проекты, которые будут востребованы как на уроках так и во внеурочное время.

1.Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования у учащихся 3-4 классов учебно-практической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания изобразительного искусства».
2. Опыт основан на изучении разработок В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, рекомендациях программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать определённые условия.
С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания, использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание многоуровневых логических ходов пережитого. Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует развитию его способностей в сфере мышления и речи.
Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей.
Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д..
3. Главная идея опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей.
Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь – это «социальная активность», «способность к достижению цели». Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь.
Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания.
Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы.
Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края.
В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации.
Научные положения:
1) Принцип континуальности опыта – связь опыта, приобретаемого в процессе
образования, с опытом, необходимым для будущей жизни.
2) Принцип связи формируемого опыта с особенностями среды, в которой проживает
ребёнок.
3) Принцип взаимодействия внешнего и внутреннего факторов опыта.
4) Принцип возрастной адекватности: обеспечить (с одной стороны) преемственность
ситуаций и выстроить (с другой стороны) их последовательность с учётом
возможностей самого ребёнка.

Проектная деятельность и ее приемы

1.1. Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, мы пришли к своему его пониманию. Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях

Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет ученика, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличие от индивидуального, коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.

Во время коллективной работы ученики согласовывают совместную деятельность, обсуждают общую композицию, колорит, размер составляющих частей. Художественное сотворчество начинается с разработки идеи, изготовления фрагментов изображения и заканчивается обобщением. В группах могут быть хранители порядка («Мудрецы» или «Эксперты»), которые контролируют активность и действия учащихся, заполняют оценочные листы.

Использование на практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

 

1.2 Принципы организации проектной деятельности

Рисунок 1

· Проект должен быть посильным для выполнения

· Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

· Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

· Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

· Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

· Обязательная презентация результатов работы по проекту

 

При подборе объектов проектной деятельности и её организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:

- творческий характер постановки и решения задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

- интерес школьников к проблеме, потребность в её решении;

- приобретение учащимися новых знаний, освоение новых способов деятельности, формирование УУД, необходимых для выполнения проекта;

- личностная и социальная значимость проекта;

- обеспечение субъектной позиции учащихся;

- самостоятельная деятельность школьников;

- использование различных средств, обеспечивающих исследовательский, творческий характер деятельности;

- практическая направленность и осуществимость проекта.

Необходимо обеспечить следующие условия проектной деятельности:

- соответствие проектной задачи индивидуальным возможностям детей;

- использование, закрепление ранее приобретённых УУД, социального опыта при .решении проблемы;

- диалоговый и гибкий характер взаимодействия педагога и ребёнка в процессе выполнения проекта, основанный на вопросах, побуждающих ребёнка к добровольному поиску, самостоятельной познавательной деятельности;

- наличие необходимых материально-технических средств;

- соответствие проекта экологическим и экономическим требованиям;

- обеспечение безопасных условий деятельности детей;

- использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями, новыми людьми.

Успешность реализации данных принципов организации проектной деятельности, в первую очередь, от характера взаимодействия педагога и школьников. Главное для педагога – управление самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он сопровождает работу ребёнка над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта; побуждает ребёнка к поиску, размышлению, самостоятельному решению, активности, выдвижению идей, добиваться намеченного результата; создаёт ситуации успеха и ответственности для каждого ребёнка.

В проектной деятельности важен индивидуальный подход, поэтому успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребёнка, умении подсказать и привести каждого ученика к принятию собственного решения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.