Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет



Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Н О Я Б Р Ь № 8 1. Звуковой анализ слова лук 1й звук — “л” 2й звук — “у” 3й звук — “к” Секрет: сколько клеточек на схеме, столько звуков в слове. 2.  Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей. 3. .Игра Какой звук заблудился?  Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. (жук) А.Шибаев   3. Игра “Назови слова” со звуками “л”, “ль”. № 9 1. Игра “Назови пару” (игра с мячом)  Педагог называет твёрдый согласный звук (“старшего братца”), а ребёнок мягкий согласный звук (“младшего братца”).   2.Звуковой анализ слова лес 1й звук — “ль” 2й звук — “э” 3й звук — “с” . 3. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей. 4. Игра Какой звук заблудился?  ” На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (Лес) А.Шибаев   5. Игра “Назови слова” со звуками “с”, “сь”. № 10 1. Игра “Телеграф”. Дети делят слова на слоги и графически записывают телеграмму   2.Звуковой анализ слова кит 1й звук — “кь” 2й звук — “и” 3й звук — “т” Секрет: сколько клеточек на схеме, столько звуков в слове. 3.Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей.   5. Игра “Построим дом”  назвать слова со звуками “р”, “рь”. № 11 1. Знакомство с «волшебными звуками» в русском языке всего 6 гласных звуков “А”, “О”, “Ы”, “И”, “Э”, “У”.   2. Звуковой анализ слов мак, дом, дым, лук, лес, кит. 3. Игра “Назови слова” Назвать продукты, в название которых есть звук “к”, а затем звук “кь”.

 

 

Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
ДКЕА Б Р Ь № 12 1. Звуковой анализ слова роза.    Секрет: в русском языке всего 6 гласных звуков “А”, “О”, “Ы”, “И”, “Э”, “У”.  Секрет: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.   2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания педагога.   3. Игра «Найди гласный звук»Педагог называет звуки – дети показывают красную или серую карточку.   6. Работа в тетради.   № 13 1. Звуковой анализ слов луна, лиса. Секрет: гласные звуки       красная фишка; согласные твёрдые звуки синяя фишка; согласные мягкие звуки    зелёная фишка.  Секрет: в русском языке всего 6 гласных звуков “А”, “О”, “Ы”, “И”, “Э”, “У”. Секрет: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов   2. Игра «Назови пару» (игра с мячом) Педагог называет согласный звук (твёрдый или мягкий), а дети его пару.   3. Работа в тетради. № 14 1. Звуковой анализ слова сани.     Секрет: гласные звуки — красная фишка; согласные твёрдые звуки синяя фишка; согласные мягкие звуки — зелёная фишка. Секрет: в русском языке всего 6 гласных звуков “А”, “О”, “Ы”, “И”, “Э”, “У”.   2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания: первый гласный звук два шага вперёд; второй гласный звук покружиться; твёрдый согласный звук назови свою пару; мягкий согласный звук назови слово со своим звуком   3. Игра “Назови слова” со звуком “н” и “нь”. № 15 1. Звуковой анализ слова утки.   2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей.   3.Игра Какой звук заблудился?  “Мы купили в магазине телевизор и поставили его в уголь.” — (угол) Как нужно сказать? Какой звук нужно заменить и каким?   4. Игра “Назови слова” со звуком “з” и “зь”. 5. Работа в тетради.

 

Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
ЯНВА Р Ь   № 16 1. Звуковой анализ слова аист        Секрет: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов   2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей.   3. Игра Какой звук заблудился? Синеет море перед нами Летают майки над волнами. (Чайки) А.Шибаев   4. Игра «Подбери пару» Предметные картинки соединить со схемами.   кот, мяч, шар, сыр   рыба, лиса, гуси, бусы   5. Работа в тетради № 17 1. Игра «Назови пару» (игра с мячом) Педагог называет согласный звук (твёрдый или мягкий), а дети его пару.   2. Звуковой анализ слова (лист). Секрет: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов   3. Игра Какой звук заблудился? На болоте нет дорог, Я по кошкам — скок да скок! (Кочкам) А.Шибаев   4. Игра “Назови слова” со звуком “т” и “ть”. 5. Работа в тетради № 18 1.Игра «Кто внимательный»Педагог называет звуки – дети показывают красную, синюю или зелёную карточку.   2. Звуковой анализ слова (слон). G Уберите первый твёрдый согласный звук. G Уберите гласный звук G Уберите второй согласный звук G Какой звук остался?   3. Игра Какой звук заблудился? Миша дров не напилил, Печку кепками топил.  (Щепками)   4. Игра “Цепочка слов”. Педагог называет слово рак, дети продолжают цепочку кот и т.д. 5. Работа в тетради

 

Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
ФЕВРАЛ Ь № 19 1. Игра «Назови пару» (игра с мячом) Педагог называет согласный звук (твёрдый или мягкий), а дети его пару.   2. Звуковой анализ слова юла Секрет: согласный звук «й» всегда мягкий; это самый короткий звук в нашей речи. 3. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей. 4.Игра “Назови слова” со звуком “Й.” (Примечание. в словахягода, армия, маяк, юбка, ёжик и т.п.  то же есть звукЙ”.) 5.Работа в тетради № 20  1.Игра «Кто внимательный»Педагог называет звуки – дети показывают красную, синюю или зелёную карточку.    2. Звуковой анализ слова паук   3. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей.   4. Игра Какой звук заблудился? На виду у детворы Крысу красят маляры (Крышу)             А.Шибаев 5. Игра «Подбери пару» Предметные картинки соединить со схемами.  конь, лук, кит юла, стол, стул, окно   6.Работа в тетради № 21 1. Звуковой анализ слова клей 2. Игра Какой звук заблудился? Закричал охотник: ой! Двери гонятся за мной. А.Шибаев 3. Игра “Цепочка слов”. Первое слово в цепочке сыр 4. Секрет:родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Подбор родственных слов к словам · сад —сады, садовник, садовая, садик, посадить, рассада, пересадка. · лес —лесной, лесник, лесовик, лесок, лесочек, перелесок … 5.Работа в тетради № 22 1-2. Звуковой анализ слова     Мама G Сколько звуков в слове? G Сколько гласных звуков? Назовите их. G Сколько слогов? Какие? G Слоги в слове “мама” одинаковые? Произнесите их. G Какой слог произносится протяжнее, 1-й или 2-й?   3. Игра Какой звук заблудился? Забодал меня котёл На него я очень зол (Козёл) А.Шибаев 4. Подбор родственных слов к слову · мороз— морозный, морозит, Морозко, морозилка, морозильная;   5.Работа в тетради

 

Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
МАРТ № 23 1. Звуковой анализ слова гуси G Сколько слогов в слове? G Какие? G Найдите ударный слог. G Назовите гласный звук в ударном слоге   2. Игра Какой звук заблудился? Посмотрите-ка ребятки, Раки  выросли на грядке. (Маки)                  А.Шибаев 3. Игра “Поищи слова” (пе-сок, ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог, кле-щи) 4. Секрет:родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Подбор родственных слов к слову день — дневной, денёк, дневать, дневальный 5.Работа в тетради № 24 1. Звуковой анализ слова мука 2. Перенос ударения. Пересохла глина,                 Не мука, а мука -- Рассердилась Зина,            Поварам наука. 3. Игра “Назови слова”  со звуком “б”, а затем “бь” 4. Секрет:родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Подбор родственных слов к словам; · игра — игровой, играть, игротека… · пять — пятый, пятёрка, пятак … 5. Работа в тетради № 25 1. Звуковой анализ слова игла 2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей 3. Игра Какой звук заблудился? Тает снег. Текут ручьи. На ветвях сидят врачи. А.Шибаев 4. Игра «Подбери пару» Предметные картинки соединить со схемами.  дом, сом, рак, лось волк, шкаф, шары, роза   5. Подбор родственных слов к слову · двор —дворовый, дворник; · ходить — ходок, поход, походка, ходунки. 6. Работа в тетради № 26 1. Звуковой анализ слова шуба  Секрет:согласный звук «ш» всегда твёрдый, он не имеет мягкой пары. 2. Игра Какой звук заблудился? Старый дедушка Пахом На козе  скакал верхом.                А.Шибаев 3. Игра “Назови слова” со звуком “в”, а затем “вь” 4. Секрет:родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Подбор родственных слов к словам; · бег — бегун, бегать, бегущий, · летает — полёт, лётчик, летающий.   5.Работа в тетради

 

Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
АПРЕЛЬ № 27 1. Звуковой анализ слова  жуки Секрет:согласный звук «Ж» всегда твёрдый, он не имеет мягкой пары. 2. Игра Какой звук заблудился? Врач напомнил дяде Мите:      Обязательно примите — Не забудьте об одном:         Десять цапель перед сном (Капель)             А.Шибаев                                                     3. Игра “Цепочка слов” Первое слово в цепочке лес 4. Секрет:родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. · учить — учитель, ученик, учёный, учащийся, выучить, · вода — водяной, водный, подводный 4.Работа в тетради № 28 1.Звуковой анализ слова мишка 2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей 3. Игра Какой звук заблудился? Говорят один рыбак                        В речке выловил башмак Но зато ему потом.              На крючок попался дом! (Сом) А.Шибаев 4. Игра “Назови слова”  со звуком “г”, а затем “гь” 5. Секрет:родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. · метёт — метель, замела · большой — большак, больше. 6.Работа в тетради № 29 1.Звуковой анализ слова мышка 2. Сравнение слов“мишка” и “мышка”по звуковому составу. G одинаковые звуки в словах(Ш, К, А) G  разные(М-Мь, И-Ы) 3. Игра Какой звук заблудился? Мы собирали васильки. На головах у нас — щенки (Венки.) А.Шибаев 4. Игра “Цепочка слов” Первое слово в цепочке лук 5. Родственные слова. · горный — гора, предгорье; · холод — холодный, холодильник, холодно. 6. Работа в тетради № 30 1. Звуковой анализ словаслива 2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей    3. Игра Какой звук заблудился? Жучка будку не доела: Неохота, надоело.. (Булку.) А.Шибаев 3. Игра «Подбери пару» Предметные картинки соединить со схемами.  лес, сом мыло, коза мишка, кукла 5. Родственные слова. · высота — высотный, высокий, выше, ввысь, вышка; · глаз — глазной, глазастый, сглазить.   6. Работа в тетради

 

Подготовка к обучению грамоте 5-6 лет

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
МАЙ № 31 1.Звуковой анализ словазамок · проставление ударения, · перенос ударения на            1 слог, · чтение слова с перенесённым ударением. 2. Игра Какой звук заблудился? Сели в ложку и — айда! По реке — туда, сюда... (Лодку)                А.Шибаев 3. Игра “Назови слова”   со звуком “й” в середине слова. 4. Родственные слова. · лёд — ледник, ледоход, ледяной, ледок; · возить — воз, повозка, возок, возничий.   5. Работа в тетради № 32 1.Звуковой анализ словалейка · проставление ударения, · перенос ударения на    1 слог, · чтение слова с перенесённым ударением.   2. Игра “Погрузим продукты в поезд”. соль, мука, сахар   3. Игра Какой звук заблудился? Мама с бочками пошла По дороге, вдоль села. (Дочками)   А.Шибаев 4. Родственные слова. · белый --- белок, беляк, белить и т.п ; · готовить — подготовка, готовый 5. Работа в тетради № 33 1.Звуковой анализ слова речка · проставление ударения, · перенос ударения на    1 слог, · чтение слова с перенесённым ударением. Секрет.Звук “Ч” — всегда мягкий согласный звук и не имеет твёрдой пары.   2. Игра «Живые звуки» Дети-звуки выполняют задания детей 3. Игра “Погрузим продукты в поезд”. Лук, репа, дыня, слива, груша   4. Работа в тетради № 34 1.Звуковой анализ словашкола 2.Соотнесение слов со схемой.   3. Родственные слова. · учить – ученик, учитель, учёный..  

 

Подготовка к обучению грамоте по программе «Развитие»

Старшая группа

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяжённости (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушками-заместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определённый звук, вычленять первый звук в слове. Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Например: На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву. А. Шибаев. Детям очевидно, что слово лев меняется на слово лес.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя «волшебные» звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это «поющие» (гласные) звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте».

Подготовка к обучению грамоте по программе «Одарённый ребёнок»

    Обучение одаренных детей грамоте рассматривается нами как многогранное и вариативное. Программа предполагает, скорее, не обучение просто чтению, a введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. Мы придерживаемся современной точки зрения (по Д. Б. Эльконину) o том, что процесс обучения чтению, грамоте включает два периода: первый — связан c овладением и ориентировкой в звуковой стороне речи; второй — с освоением знаковой системы языка. Поэтому курс обучения грамоте построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому анализу и чтению. При этом мы исходим из избирательной сензитивности детей дошкольного возраста к усвоению знаний по грамо­те: дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне нашей речи, a дети 6 лет — к знаковой системе языка, к чтению. Звуковая и знаковая действительности сопряже­ны c овладением детьми определенными грамматическими правилами, консонантизмом русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

    Обучение основано на моделирующем принципе, предполагающем овладение наглядными знаковыми формами опосредования разных типов познавательных и творчес­ких задач.

    Вариативность программы связана, c конкретными особенностями одаренных детей в данной группе. Как правило, среди таких детей многие уже умеют читать по слогам и даже целым словом. Но вместе c тем умеющие читать дети не знают звуковой стороны речи: гласных и согласных, ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, тем более не знают, как дифференцировать звуки и проводить звуковой анализ слов. Навык чтения, имеющийся у ребят, также не связан со знанием грамматических правил русского языка. Следо­вательно, когда подбирается группа одаренных детей, уже умеющих читать, то их внимание лучше обратить на решение познавательных задач в звуковой стороне речи и грамматике, интонационной выразительности чтения.

    Вариативность программы зависит от степени продви­нутости детей в той или иной области знаний по грамоте. Это означает, что программа для одаренных детей не является догмой и статичным документом, a представляет

собой весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой конкретной группы.

    Программа включает следующие задачи: дети знако­мятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способом интонационного выделения звука в слове, называют слова c заданным звуком; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука. Дети знакомятся c понятием «родственные слова» (слова, похожие по смыслу и звучанию: свет — Света, светильник, светло, святой; высоко — высокий, высотное, ввысь, вышка и т. п.), имеющим перспективное значение для решения орфографических задач, связанных c право­писанием безударных гласных и ассимилированных согласных.

    Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку (что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме). Овладевают звуковым анализом слови дифференцируют звуки по их качественной характеристике (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные); определяют словесное ударение, различая ударные и безударные гласные; сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. Особое место в процессе обучения звуковому анализу занимает задача определения словесного ударения, это в дальнейшем способствует более быстрому переходу от слогового чтения к слитному.

    Первоначальный этап обучения грамоте, словесные игры и упражнения не связаны непосредственно c моделированием этого процесса, хотя сам способ интонационного выделении звука в слове можно условно принимать за естественное моделирование.

    Слоговое деление, как и интонационное выделение звука, является естественным моделированием, основанным на особом произнесении слов и звуков в них.

    Моделирование звукового анализа слов начинается c материализации звукового состава (слова, состоящие из З-5 звуков) слов: картинок-схем, фишек нейтрального серого цвета. Усложнение моделей связано c введением гласных и согласных звуков c соответствующими им обозначениями (красные, синие и зеленые фишки). Введение ударения вносит дополнение к модели (черная фишка над ударным гласным звуком). B это же время модель усложняется введением слов различной звуковой конструкции (луна, лиса, сани, паук, аист, слон, мышка, ручка, вишня, слива и т. д.).

    Умение работать c моделью звукового состава слов требует от детей установления последовательности звуков в слове, умения дифференцировать их по качественной характеристике; соотносить звуковой состав слов.

    Преимущественной формой организации занятий является объединение детей в малые группы по 2 – 4 человека, свойственное для детей старшего дошкольного возраста и удовлетворяющее их стремление к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

    Программа реализуется в доступной и интересной для детей форме: в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях c использованием наглядного материала, игрушек.

 

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Программа Одарённый ребёнок 5-6 лет»

 

Методические рекомендации

 

Детей следует научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог ориентироваться в многообразии звуков речи, а также чтобы в будущем предотвратить пропуски букв при письме. Традиционной ошибкой детей, начинающих писать, является «съедание» гласных после согласных или согласных при их слиянии: «дрга» (вместо дорога), «Мрна» (вместо Марина), «кыша» (вместо крыша), «ран» (вместо кран), «могал» (вместо моргал), «лывет» (вместо плывет) и т. п.

Для анализа слов специально разработан наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самим. Он представляет собой картинку-схему (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам) с последовательным рядом клеточек, расположенных под изображением и равных количеству звуков в данном слове. Для занятий также понадобятся фишки, обозначающие звуки.

С первых же занятий воспитатель должен учить детей вести указкой по клеточкам схемы в таком темпе и ритме, в котором произносится разбираемое слово. Сначала детям трудно это сделать, поэтому нужно объяснить им правило доступным языком: «В каждом домике (клеточке) живёт звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)».

Надо помнить: если некоторые согласные звуки можно тянуть голосом, то указкой нужно двигать медленно, по мере произнесения звука, а если их можно только интонационно подчёркивать голосом, то указка движется быстрее. Детям это объясняется так: «Звук произносим быстро, не тянем, мы не можем задерживаться в этом домике и переходим в другой». Хорошо взять руку малыша (с указкой) и двигать её вместе с ним, придерживая и направляя.

Советуем начать работу со слов, состоящих из трёх звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит). Сначала все звуки (гласные и согласные) нужно обозначать фишками одного нейтрального цвета, например, серого. При этом термины не употребляются.

Приведём пример. В слове мак первый звук—м, обозначается серой фишкой в первой клеточке схемы. Второй звук – а, обозначается серой фишкой во второй клеточке. Третий звук—к, обозначается серой фишкой в третьей клеточке схемы

Если движение указки не совпадает с темпом произнесения слова, возможны два типа ошибок. Выделяя звук в слове, ребёнок, не задерживая указку под нужной клеточкой, быстро передвигает её дальше, продолжая при этом произносить его. Или, выделив звук и задержав указку на нужной клеточке, быстро переходит к произнесению следующих звуков. Нужно помочь ребёнку согласовывать движения указки с темпом произнесения звуков, то есть объяснить, что в каждом домике может жить только один звук.

 

Цель следующего этапа работы познакомить детей с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими согласными, научить различать их.Переходить к этому этапу можно только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трёх звуков. При этом можно ограничиться указанными выше словами (мак, дом, дым, лук, лес, кит) или, если есть необходимость, предложить другие слова: шар, мяч, кот, тир, мел, сук, сыр и т. п. Занятия следует продолжать до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводиться с опорой на картинки.

Следует напомнить детям, что гласные звуки произносятся голосом, их можно громко крикнуть, спеть. Затем нужно предложить детям самостоятельно найти в словах (мак, дом, дым, лук, лес, кит) гласные звуки и обозначить их красными фишками. Остальные (согласные) пока обозначаются серыми фишками.

Когда дети научатся определять гласные звуки, нужно проверить их знания. Например, воспитатель говорит, что в слове шар гласный звук—ш. Дети должны доказать, что это не так и что гласный звук—а.

Когда дети познакомятся с гласными звуками, можно переходить к согласным звукам. Правильнее знакомить дошкольников сразу с твёрдыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков, например: м – мь, л – ль, б – бь. Воспитатель предлагает детям выделить первые звуки в словах луна, лиса, называя их так, как они звучат (л, ль). Важно с самого начала учить детей правильно называть звуки в словах. Воспитатель напоминает ребятам, что твёрдые и мягкие согласные – это звуки-братцы. «Старший братец» звучит твёрдо – он твёрдый согласный и обозначается синей фишкой. «Младший братец» звучит мягко – он мягкий согласный и обозначается зелёной фишкой.

Воспитатель предлагает детям обозначить звуки в словах фишками. Например, слово луна будет выглядеть так: синяя, красная, синяя, красная фишки; лиса – зелёная, красная, синяя, красная; аист — красная, красная, синяя, синяя; слон — синяя, синяя, красная, синяя; утки — красная, синяя, зелёная, красная и т. д.

Затем можно переходить к словам, состоящим из пяти звуков (например: мишка, замок, труба).

При разборе можно использовать схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок (рис. 3). Когда дети уже немного научатся анализировать слова, отсутствие картинки не создаст трудностей.

Так, постепенно, в игре дети начинают ориентироваться в звуковой стороне речи. Можно организовать игру «Живые звуки» на повторение и закрепление звукового анализа слова. Воспитатель вместе с детьми разбирает по звукам какое-нибудь слово, например, лист: первый звук ль – мягкий согласный, второй звук и—гласный, третий – с—твёрдый согласный, четвёртый—т—твёрдый согласный. Обозначает их соответствующими фишками: зелёная, красная, синяя, синяя. Затем предлагает детям стать звуками: одному даёт зелёную фишку и говорит, что он будет звуком ль, другому – красную, он звук и, третьему – синюю, он звук с, четвёртому– синюю, он звук т. Для того чтобы получилось слово, ребята садятся (или встают) в соответствующем порядке слева направо. Если это задание выполнено правильно, воспитатель предлагает следующее: «Гласный звук, назови себя громко. Мягкий согласный звук ль, назови своего „старшего братца“. (Л.) Первый твёрдый согласный, назови слово со своим звуком. (Самолёт, собака…) Второй твёрдый согласный, покружись». Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте».

Демонстрационный материал

 

№ 2

№ 3

 

№ 4

 

№ 5 № 6

 

№ 7 № 8

 

№ 9 № 10

 

№ 12 № 14

 

№ 13  

 

№ 15 № 16

 

№ 16  

 

 

 

№ 17 № 18

 

№ 19 № 20

 

№ 20



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.