|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 4 страницаКол.4:3 – Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах.Смотри, какое смирение, даже сам Павел нуждается в их молитвах. Кол.4:4 – Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.То есть чтобы дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и уверток.Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, которую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нем нужна молитва, тем более о них самих. [И.Л. – Сотворив человека по образу и подобию Своему, Бог дал человеку поистине самый опасный, но и самый ценный дар – свободу. Сотворенный Богом человек как бы уже в день творения получил наказ: сделай свой выбор. Бог предложил человеку избрать лучшее и побуждает его к этому. Сир.16:16 – «Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою». Жизнь коротка как одно мгновение – каких-то 70 лет. И человек ежеминутно должен помнить об этом выборе, чтобы развить себя как личность в сторону добра. Бог в каждого человека вложил совесть. Есть изречение о том, что такое совесть – что это тот участок души, через который слышится голос Божий. Поэтому, чтобы не искорежить, не сжечь совесть, человек должен думать, говорить и делать всё прямо, открыто и честно и никогда-никогда не лгать, даже в малом, даже в виде шутки. В проповеди, а тем более в проповеди об уничижении Христа, о том, что мир почитает безумием, нужно всегда говорить всё открыто, как должно сказать, то есть без притворства и уверток.Самое большое притворство и увертки у тех, кто считается учителем, пастырем и призван учить и пасти каждый день, но совершенно не учит. Почему не учит? Если сказать без притворства и уверток, то нужно было бы прямо сказать, что мы ленивые, утробные, животолюбивые, не любим Бога и не любим паству, а значит мы совсем не добрые, а злые, и только ищем самооправдания в своем бездействии. На Суде Божием мы все будем отвечать и за себя и за тех, кто по нашей вине погибнет. Признав себя виновными в том, что мы не проповедуем о Христе и не показываем своей жизнью, что мы истинные Христовы ученики, мы должны сказать без притворства и уверток, что мы не друзья Христовы и не любим Его слова. И тогда станет ясно кто мы, если не Его друзья. А значит и молитвы «Отче наш» и «Царю небесный» нам будут в осуждение, как зарывшим свой талант, как сделавшимся глухим и не слышащим голоса Божия. И сказать это с истинным раскаянием и слезами, без притворства и уверток. Иоанн Златоуст грозно предупреждает нас: «Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим»; «Полезное для себя ты найдешь тогда, когда будешь искать (пользы) ближнего. Если ты не имеешь ревности пещись о брате, то помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его по крайней мере для себя... Невозможно спастись иначе; если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом».] Кол.4:5 –Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.Что сказал Господь: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби(Мф.10:16), это же говорит теперь и он: будьте осторожны и не подавайте чужим никакого повода против вас, если они не причиняют вам никакого вреда, и не оскорбляйте их безвременно. Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора; хотя в том же с нами мире живут, однако вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия. Поэтому благоразумно следует обращаться с ними. Что касается своих ближних, то в обращении с ними не требуется такой осторожности. Поощряет их и тем, что эллинов называет внешними. Пользуясь временем.Это он сказал, не того желая, чтобы мы были переменчивы и лицемерны, но что время не наше, а их. А можете вы сделать его и своим, если будете обходиться с ними благоразумно, не будете заводить неуместных ссор, напротив, будете воздавать им подобающую честь, когда это не вредит вашей душе. Послушай его слова, сказанные к Агриппе: почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою(Деян.26:2). Таким образом, мы и чужих сделаем своими, кротостью привлекая их к проповеди. Кол.4:6 – Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.Да будет, говорит, слово ваше приятно; однако да не впадает оно в неразборчивость и необузданность, но да будет и сдержанно. Ибо это означает соль.Да не будет оно сверх меры весело, ни сверх меры сурово. Как пища, если не посолена, бывает неприятна, а если пересолена, то и в рот ее взять нельзя, и в том и другом случае несъедобна, так и слово. Не помнишь ли, как Даниил врачевал словом человека нечестивого? Не видишь ли, как и три отрока, показывая такое мужество и дерзновение, не произнесли ни одного слова жестокого и оскорбительного? Ибо дерзость в слове – не признак смелости, а признак тщеславия. Иначе богатому, иначе бедному. У того душа, как немощная, имеет нужду в большем снисхождении; а у бедного она крепче, потому может снести, если отнесешься к нему несколько суровее. Когда нет никакой необходимости, не зови эллина нечистым и не укоряй его. Если будешь приведен пред начальственное лице, воздай ему должную честь. Когда же спросят тебя о верованиях эллинских, не боясь говори, что они нечисты и нечестивы. Так Павел в Афинах беседует благосклонно (Деян.16:22) о язычестве, выставляя, что есть доброго в нем; между тем Елиму прямо укорил, потому что он стоил того (Деян.13:10). Кол.4:7– О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе.И это свидетельствует о мудрости Павла. Он помещает в своих посланиях не все, но только то, что необходимо и в чем настоятельная нужда, – и это потому, во-первых, что не хотел слишком распространять их; во-вторых, чтобы и отходившему с посланием было что рассказать; в-третьих, показывает, как сам он расположен к нему, потому что в противном случае не сделал бы ему такого доверия. Наконец, было что-нибудь такое, чего не нужно было объявлять письменно. Если возлюбленный, то он знал все; если он верен, то ни в чем не будет лгать; если сотрудник, то участвовал в искушениях. Кол.4:8 – Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши.Здесь апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении. Кол.4:9 – С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.Онисим – это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: который от вас,чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека. Они расскажут.То есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам. Кол.4:10 – Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы [о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его].Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришельцами, а он называет себя даже пленником. Ибо, действительно, его так же, как пленника, гнали и влачили, даже хуже; потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности; его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах. И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж. По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов получили приказанияпоставить точку, и потом начинать читать:если придет к вам,колоссяне, примите его с честью. Кол.4:11– Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.Может быть, это был коринфянин. Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь Апостол воздает общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом – быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: сотрудники для Царствия Божия. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: оба из обрезанных, они единственные,то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных – из язычников. Апостол показывает, что находится в великих искушениях, и что те великие были люди, коль скоро служили Павлу утешением. И заметь, как тот, кто утешает узника, объявляется вместе с ним участником в Царстве. Поэтому преследуемых за Христа людей должно всячески беречь. Кол.4:12 – Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.Как в начале послания, так и теперь рекомендует его, чтобы, как любящего их, они любили его с своей стороны, и охотно слушали его, когда он учит чему-нибудь. А что учитель человек почтенный, то это полезно и для учеников, так как охотнее будут верить словам его. Великой похвалой для Епафраса служит и то, что он раб Христов. Итак, ваша слава – он, тем более что вышел из вашей среды. Не просто сказал: молясь за вас, но с беспокойством и трепетом, – не в иной только день, но всегда. Слегка упрекает их за несовершенство. Ибо они всё еще не тверды и колеблются в учении об Ангелах. Ведь возможно быть и совершенным, и не стоять, подобно тому, как если бы кто-нибудь узнал всё, но ни в чем твердо не установился. Поэтому он говорит: чтобы вы пребыли совершенны, подразумевается, в учении и жизни. Чтобы вы не исполняли никакой другой воли, кроме воли Божией, ибо это значит быть исполненным и совершенным. Этим показывает и то, что нечто отчасти и сохраняют из проповеданного, а нечто отчасти уже и утратили. Кол.4:13 – Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. – Ревностьи великую– оба слова поставлены вместе для усиления. Хвалит Епафраса еще лаодикийцам и иераполитанам, ибо они, без сомнения, прочитавши послание, могли слышать о нем. Кол.4:14 – Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.Лука – это Евангелист, для которого немаловажная похвала – быть возлюбленным Павла. Говорит же о нем после Епафраса – не потому, чтобы унижал его, но потому, что желал возвысить Епафраса пред его согражданами. Несомненно, этим именем назывались еще и другие. Димас, как видно, еще не оставлял учителя. Кол.4:15– Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу. Это был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему свое расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены. Кол.4:16 –Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления. Кол.4:17 –Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания. Это всюду есть голос устрашающего, как например: смотрите, чтобы кто не увлек вас пустым обольщением (Кол.2:8). Или еще: берегитесь, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном (1Кор.8:9). Так и здесь: смотри, исполни, как следует, дело, принятое тобой в Господе, то есть чрез Господа; ибо Он дал тебе, а не я. Какое же это дело? Смотреть за колоссянами и заботиться о них. Два внушения делает апостол одним словом –в Господе: его делает более заботливым о том, чтобы совершать свое служение, как дело Господне, и их склоняет охотнее подчиняться ему, показывая, что они от Бога даны ему в руки. Конечно, апостол того ради пишет им: скажите Архиппу, чтобы когда он станет укорять их, они не могли обвинять их, как человека, исполняющего их горечью, зная, что такова дана ему заповедь от Павла, и что их собственные уста передали Архиппу то, что ранее объявил ему Павел. Итак, чтобы заградить их уста, Павел очень мудро сделал это, так как во всяком случае неуместно ученикам разговаривать о делах учителя. Кол.4:18 – Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.Вместо: помните обо мне, находящемся в узах и осужденном. Самое же лучшее утешение для них – это во всякой скорби помнить о Павле узнике. Когда присуща будет вам благодать, то скорби ли будете иметь, или узы терпеть, ничто такое не преодолеет вас, так как и быть связанным – есть дело благодати. Ибо Лука говорит: они возвратились из темницы, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Христово (ср. Деян.5:41). Видишь ли, что быть обесчещенным значит быть удостоенным? И действительно, это великое достоинство. Итак, да сподобимся и мы, недостойные, удостоиться божественной благодати в скорбях, чтобы, при подкреплении ею нашей немощи, эти скорби послужили нам в пользу, рассеивая мглу наших согрешений, во славу Отца, Сына и Святого Духа. Ему слава во веки веков. Аминь.
Первое послание к Фессалоникийцам Апостола Павла
Глава первая 1Фес.1:1 –Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.Апостол Павел в письме к фессалоникийцам ставит наряду с собой и Тимофея. Между тем, в Послании к Ефесянам он не делает этого, хотя Тимофей и был им известен. Мне кажется, это потому, что он имел намерение немедленно послать его к ефесянам, почему и излишне было писать послание от лица того, кто должен был доставить его. Здесь же не так: Тимофей недавно возвратился из Фессалоник, поэтому справедливо ставит его наряду с собой. Но впереди Тимофея он помещает Силуана, вероятно, потому, что этого по смирению требовал сам Тимофей, подражая учителю Павлу, который причисляет к себе своих учеников. Здесь Павел не называет себя ни Апостолом, ни рабом, как обычно делает это в других посланиях, потому что фессалоникийцы были новообращенные и еще не узнали его близко. Поэтому и не следовало напоминать им о своем достоинстве. Хотя фессалоникийцев было немного, и они еще не соединились тесно между собой, однако он называет их церковью, ободряя самым именем, так как имя церкви по большей части означает множество. Так как были церкви эллинские и иудейские, то он, отличая эту церковь от тех, говорит: которая естьв Боге Отце. Великое достоинство – быть в Боге.Ибо если кто раб греха, тот не в Боге.Заметь: предлог в относится и к Отцу, и к Сыну. Желает им, чтобы всё более и более они преуспевали в дарах Божиих, но имели бы и мир, не гордясь друг перед другом. 1Фес.1:2 –Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших.Тотчас за похвалой следует хвала Богу. Ибо тем, что благодарит Бога за них, он показывает, что они исполнили всё, чем прославляется Бог. Но вместе с тем учит и смирению, так как Богом всё совершается. Что он благодарит Бога – это следствие их добродетелей, а что вспоминает их в молитвах – это по своей любви к ним. 1Фес.1:3 – Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим.Не только, говорит, в молитвах поминаю вас, но и во всякое другое время. Это доказательство его горячей любви. То есть вашего постоянства. Ибо дело веры в том, чтобы твердо стоять, а не на словах только хвалиться верой. Просто любить – нет труда, но любить истинно – труд великий. Ибо если кто-нибудь всё переносит для любимого человека, как же это не труд? А фессалоникийцы действительно много пострадали из любви к Павлу, как это можно видеть из книги Деяний (Деян.17:5). Много, говорит, вы перенесли продолжительных испытаний, и перенесли, подкрепляемые надеждой. Ибо с полным убеждением верили приготовленным наградам, так как Бог допустил им в начале подвергнуться испытаниям для того, чтобы кто не сказал, что проповедь утверждается просто и лестью, но чтобы видно было, что тут действовало не человеческое убеждение, а сила Божия, покоряющая души. Можно понимать это двояко: или вспоминая пред Богом и Отцом нашим, или разуметь дело веры, которое пред Богом. Значит, не думайте, что вы трудитесь бесполезно; напротив, всё – пред Богом, и Он воздаст награду. 1Фес.1:4 – Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.Вспоминаем, говорит, вас, потому что знаем, что вы избраны Богом: ибо вы предпочтительно пред многими другими избраны за веру. Откуда же это видно, святой Павел? Слушай, говорит, что следует далее. 1Фес.1:5 –Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.Из того, говорит, видно ваше избрание, что Бог прославил проповедь среди вас. Ибо мы не просто так проповедовали, но были и знамения, потому что Бог благоволил, чтобы вы уверовали как избранные Ему и предуставленные. То есть в знамениях, бывших ко благу людей благомыслящих и к наказанию неблагомыслящих. И во Святом Духе.Или в мудрости духовной, а не внешней, или в том, что Дух Святый подаваем был уверовавшим. И со многим удостоверением.То есть в бедствиях и страданиях. Как знамение и подаяние Святого Духа были для полного убеждения уверовавших, так и страдания за проповедь составляют большое подтверждение ее. Вы, говорит, свидетели того, как мы обращались среди вас и с какой великой готовностью проповедовали, но и это для вас. Поскольку вы избранные, то мы так ревностно и трудились для вас. Ибо чего кто не потерпит за возлюбленных Божиих? Здесь он касается и своих подвигов, хотя прикровенно, так как желает сначала похвалить их. 1Фес.1:6– И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго.Укрепляет их как похвалой, так и напоминанием о том, что они не уступили ему в опасностях. Смотри, какая похвала – сделаться сразу подражателями учителю, и не только ему, но и Господу! Как же они стали подражателями Господу? Тем, что и Он Сам, претерпевши великие страдания, радовался: ибо Он для того и пришел добровольно, чтобы сказать Отцу:прославь Сына Твоего (Ин.17:1). Вы приняли слово не просто при скорбях, но и при многих, то есть с опасностями. И это можно видеть в Деяниях Апостолов. Однако эту скорбь, именно опасности, вы принимаете с радостью. Объясняя, как можно радоваться в скорби, сказал: с радостью Духа Святаго. Дух не дал вам страдать: страдание было в них, как в телесных, а радость подавалась от Духа. Ибо как отроки были орошаемы в огне Духом прохлаждающим, так и вас в опасностях радовал Дух, указывая вам на будущее воздаяние. Смотри: тогда кто-либо делается подражателем Господу, когда переносит опасности с радостью Святого Духа. [И.Л. – «Вы приняли слово» – эти слова Апостола Павла и блаженного Феофилакта можно тысячекратно повторять во всех их трудах. Какой пастырь сегодня говорит эти слова своей пастве в храме или в ином месте? Речь идет не просто о слове, но о Библии, о проповеди Христа: «Вы приняли слово». И далее нам бесконечное число раз внушают страницы Священного Писания, что это божественное слово и есть именно тот талант, который преступно зарывать. Это принятое слово есть ключ к сердцам людей, чтобы они могли принять Христа, уверовать в Него и быть спасенными. Эти слова «Вы приняли слово» относятся только к нам, пасомым, или к пастырям тоже? Константинопольский святитель упрекает нас: «Кто из вас, скажите мне, находясь дома, берет в руки христианскую книгу, вникает в ее содержание и испытует Писание? Никто не может сказать этого о себе. Шашки и игральные кости (и телевизоры – И.Л.) можно найти у весьма многих, а книги [св. Писания] ни у кого или у немногих, да и те занимаются ими не более таких, которые вовсе их не имеют, связывая и навсегда отлагая их в шкафы, и вся забота у них только о тонкости кожи [на которой писаны книги], о красоте письма, а не о чтении»; «Никто не говори мне этих холодных и достойных всякого осуждения слов: я привязан к судилищу, произвожу дела общественные, упражняюсь в ремесле, имею жену, воспитываю детей, правлю домом, – я человек мирской; не мое дело читать Писание, но тех, кто отказались от мира, заняли вершины гор и ведут такую жизнь постоянно. Что ты говоришь, человек? Не твое дело внимать Писанию – потому, что ты окружен безчисленными заботами! Нет, твое дело больше, нежели их: они не столько имеют нужды в помощи Божественного Писания,сколько обращающиеся среди множества дел. Ибо монахи, удалившись от торжища и его смятений, и водрузив кущи в пустыне, и не имея ни с кем никакого общения, но любомудрствуя безпрепятственно в этой мирной тишине, как бы сидя в пристани, наслаждаются великою безопасностью: а мы, которые волнуемся как бы среди моря и имеем случаи к безчисленным грехам, во всякое время нуждаемся в постоянном и непрерывном утешении от Писания...Невозможно, невозможно спастись, не пользуясь постоянно духовным чтением»; «Возьми в руки книгу; читай всю историю; понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз; если же при постоянном чтении не возможешь постигнуть того, о чем говорится, ступай к мудрейшему, поди к учителю, снесись с ним о сказанном, покажи великое усердие; и Бог, видя, что ты приложил такое старание, не презрит твоей неусыпной заботливости. Но, если человек не изъяснит тебе искомого, Он Сам откроет несомненно». Читая эти слова златословесного пастыря, мы сделаемся повинными смерти, если не исполним их, ибо зарывший талант выбрасывается во тьму внешнюю. Итак, вы слышали и вы приняли это слово.] 1Фес.1:7 – Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.Хотя Павел пришел к ним после других, однако, говорит, вы так просияли, что сделались учителями принявших веру прежде вас. И в этом подражание Павлу, так как и он пришел последним, но превзошел всех. Смотри же, не сказал: вы будете образцом для тех, кто уверует, но: вы для верующих уже стали образцом, как должно веровать, – именно с теплотой и готовностью на опасности. Ахаией он называет Грецию. Слава о вашей добродетели сделала то, что проповедь стала известна всем и вы показали себя учителями всех. Выражение пронеслось –говорит как бы о трубе, громко звучащей и слышимой на большое расстояние. [И.Л. – Если бы на Русь в 988 году принесли в чистом виде евангельское учение, то проповедь стала бы известна всем и вы показали бы себя учителями всех. Если бы священники знали, что такое родиться свыше, и что такое евангельская вера, то ряды революционеров не пополнялись бы бывшими семинаристами, и первая красная армия не состояла бы из одних православных, потому что каждый свидетельствовал бы о победителе смерти – Иисусе и ничего бы не боялся, проповедь стала бы известна всем и вы показали бы себя учителями всех.] 1Фес.1:8 – Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.Ваш пример, говорит Апостол, наполнил словом и учением Македонию и Грецию, и всякое место удивлением, что в такое короткое время вы показали такую веру. Как бы говоря о чем-то одушевленном, Апостол употребил слово: прошла. Настолько сильна и действенна слава о вашей вере, что люди и не ждут, чтобы мы сказали, что-нибудь о вас; напротив, всякий раз, как мы начнем говорить, чтобы и их привести к подобному же соревнованию, они предваряют нас своими рассказами о ваших подвигах. 1Фес.1:9 – Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному.То есть что наш приход к вам был соединен с тысячей смертей, и, однако, ничто вас не возмутило против нас. Напротив, и сами вы, подвергшись из-за нас опасностям, не отвергли нас, а обращались с нами так, как будто насладились бесчисленными благами. Это был вторичный вход. Ибо Апостол, отправившись из Фессалоник в Верию, был преследуем, а пришедши оттуда к фессалоникийцам, так был принят ими, что они готовы были положить за него души свои. То есть вы обратились легко и с большей готовностью. Здесь же очень кстати вставил и увещание, искусно напомнив им, от чего и к чему они перешли и чтобы достойно сего и жили. 1Фес.1:10 – И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.И это особенность того же метода, потому что в виде повествования учил ждать Сына Божия. Ибо самое лучшее утешение для скорбящих – то, что Страдавший воскрес и находится на небе, что Он придет и избавит нас, скорбящих, от грядущего гнева, то есть от наказания, как действительно благоугодивших Ему верой и непорочной жизнью. А причиняющих нам скорбь он не пощадит. Так как бедствия над головой, а блага в будущем, то Апостол приписывает им великую веру, как ожидающим и твердо надеющимся на будущее.
Глава вторая 1Фес.2:1 – Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный.Велики, говорит Апостол, ваши подвиги, только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру, без них она была бы тщетной. 1Фес.2:2 – Но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.Избежав опасностей в Филиппах, мы снова у вас впали в другие опасности. Смотри, как опять всё приписывает Богу, сказав: дерзнули в Бог нашем,то есть одушевляемые Им. 1Фес.2:3 – Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства.То есть наше учение – не обман. Ибо обманывающие не подвергают себя опасностям, а скорее вдаются в роскошь; я же подверг себя опасностям. Отсюда, таким образом, ясно, что мое учение не обманывает, и что не за человеческие дела я принимаю на себя опасности, а за божественные и непреложные. Я не учу чему-нибудь нечистому, как учат маги и волшебники. Ни стремления к возмущениям и переворотам, как делают последователи Февды. 1Фес.2:4 – Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.Бог, говорит, удостоил нас и избрал, чтобы вверить нам Евангелие: Он не избрал бы, если бы не признал нас достойными. Посему мы и остаемся такими достойными, какими избраны были Им для столь великой проповеди. То есть мы делаем всё это не для того, чтобы угодить вам, но желая угодить Богу, Который испытывает тайны, или потому, что Он постигает сердца и дает венцы. Никакой обманщик, лукавый и нечестивый человек не может Ему угодить.
|
|||
|