|
|||
Значение проблемных ситуаций в методике обучения измерению длины с помощью условной мерки2. Значение проблемных ситуаций в методике обучения измерению длины с помощью условной мерки Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями: • выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов; • считать; • пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров и др. Методика обучения Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.). Этапы обучения: 1. пояснить смысл и значение измерительной деятельности; 2. сообщить сумму правил; 3. упражнять для практического овладения приемами работы. Варианты введения измерения: экскурсия в магазин - проблемная ситуация - подготовка к школе. Правила измерения протяженности: 1. выбрать целесообразную мерку; 2. определить точку отсчета и направление измерения; 3. приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку; 4. приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности; 5. сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок; 6. сказать, что и чем измерено, и каков результат. Замечание: вначале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины. Фрагмент: - вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (покрыть его клеенкой); - клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (измерить длину и ширину стола); - чем можно измерить длину и ширину стола? (полоской, палочкой); - измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину - треугольниками; - какие предметы нам необходимы для работы? (мерка, круги, треугольники, мел, ножницы). Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы. Что мы измерили? (длину и ширину стола); Чем мы измеряли? (полоской.); Какой результат получили? (длина - 5 мерок, ширина 3 мерки.); Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (положить клеенку на стол). Усложнения: 1. измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок»); 2. измерение с остатком. («Длина стола - 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько»); 3. обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины); 4. измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками). Ошибки детей: • неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края); • мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях); • при измерении без фишек забывают считать мерки; • при измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок. Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок: - кто заметил ошибку? - как ее исправить? - как измерить правильно? Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».
|
|||
|