Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социально-политические предпосылки.



2. Социально-политические предпосылки.

Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в качестве арбитра при различного рода спорах.

• Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенём . Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от сво­бодных общинников. Он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем на­чинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отож­дествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации— обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

4. Внешнеполитические предпосылки.К внешним предпосыл­кам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны.

• С одной стороны, их стремление взять под контроль торго­вые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складыва­ние княжеско-дружинных группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю.

• С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивили­зациями приводило к заимствованию некоторых общественно-поли­тических форм их жизни. Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская импе­рия.

• Не случайно также, что долгое время великие князья на Руси назы­вались по примеру мощного государственного образования Хазарско­го каганатахаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточ­ных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV—V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мир­ному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государ­ства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современ­ные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества мог­ло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX—X вв.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII середина IXв.) пpoиcxoдило вызревание пpeдпосылок , склады­вание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у во­сточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья ,т. е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

2. На втором этапе (вторая половинаIXсерединаXв.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил—: хазар и норманнов (варягов) .ПВЛ со­общает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, выну­дивших ильменских славен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, ра­димичей и вятичей.

Возникновение ядра восточнославянского государства. Дан­ные Повести временных лет. Норманнская теория. Летописец от­мечает (под 862 г.), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла «борьба престижей».) В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами» ре­шили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их кня­зю — Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям — в Старой Ла­доге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года по­сле смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 г. его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После это­го он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образова­ние Русского государства.

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Эти летопис­ные данные легли в основу так называемой «норманнской теории», разработанной в XVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь».

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с раз­ных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее якобы в VI в.) уже сложилось и использо­вались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варя­гов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, — производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

— Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма вла­сти была уже известна славянам.

— Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «замор­ских варягов» , захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования Древнерусского государства.

— Норманнская дружина, не обремененная местными традиция­ми, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объедине­ния славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происхо­дит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интег­рация с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

— Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя вое­дино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под склады­вающееся государство.

— Этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись от­носит его к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это соби­рательное имя (от финского ruotsi — гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-ли­бо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная вер­хушка сливалась с пришлым элементом, а также — быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославян­ские языческие культы и не державшихся за своих богов.

Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает в 907 г. успеш­ный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи. Новые уступки Русь получила по соглашению от 911г.

Игорь (912945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных ко­чевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Визан­тию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требо­вание дани сверх обычной.

3. Третий,завершающий этап складывания государства начинает­ся с реформ княгини Ольги (945—962)

• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (962-972), став­шего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править в 957 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970—971), требовала мобилизации зна­чительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение Рус­ской земли.

• Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (9801015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского перио­да было распространено многоженство.

Он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных измене­ний. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории меж­племенной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытался он укрепить языческую веру,а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху — ввел в 988 г. христианство, уста­новив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу право­славной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской вла­стью, позволила вытеснить местные языческие культы изаложила ду­ховную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.

• Следующим решительным шагом, завершающим создание госу­дарства, стала замена Владимиром племенных князей своимисыновь­ями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность органи­зовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, криви­чей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин — защит­ник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В.

1. Династическая(родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппаратв лице дружины и на­местников князя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.