|
|||
Социально-политические предпосылки.2. Социально-политические предпосылки. • Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в качестве арбитра при различного рода спорах. • Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенём . Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. 3. Духовные предпосылки. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. Он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации— обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. 4. Внешнеполитические предпосылки.К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны. • С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю. • С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя. • Не случайно также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата—хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV—V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX—X вв. 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — середина IXв.) пpoиcxoдило вызревание пpeдпосылок , складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья ,т. е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. 2. На втором этапе (вторая половинаIX— серединаXв.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил—: хазар и норманнов (варягов) .ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских славен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. • Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести временных лет. Норманнская теория. Летописец отмечает (под 862 г.), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла «борьба престижей».) В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю — Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 г. его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование Русского государства. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу так называемой «норманнской теории», разработанной в XVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь». Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее якобы в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, — производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: — Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. — Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» , захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства. Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования Древнерусского государства. — Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. — Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство. — Этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит его к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi — гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а также — быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославянские языческие культы и не державшихся за своих богов. • Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи. Новые уступки Русь получила по соглашению от 911г. Игорь (912—945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требование дани сверх обычной. 3. Третий,завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги (945—962) • Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (962-972), ставшего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править в 957 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970—971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение Русской земли. • Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши. Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство. Он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытался он укрепить языческую веру,а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху — ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы изаложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства. • Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своимисыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин — защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В. 1. Династическая(родовая) княжеская власть. 2. Простейший государственный аппаратв лице дружины и наместников князя.
|
|||
|