|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анкетирование учителейАнкетирование учителей 1. Знаете ли вы, кто из ваших учеников пользуется сетью Интернет?
2. Знаете ли вы, какие сайты и социальные сети популярны среди ваших учеников?
3. Даете ли вы ученикам задания, связанные с поиском информации в Интернете?
4. Рекомендуете ли Вы своим ученикам список сайтов для поиска информации, выполнения заданий?
5. Согласны ли вы с мнением, что дети в Интернете подвергаются опасностям?
6. Какие опасности, подстерегающие детей в Интернете, Вы считаете самыми важными?
7. Предупреждаете ли вы своих учеников об опасностях в Интернете?
8. Рекомендуете ли Вы родителям своих учеников ставить программы фильтрации или «Родительскую защиту»?
9. Сообщают ли вам ученики или родители о фактах, связанных с нарушением безопасности или прав ребенка в Интернете?
10. Кто, по-вашему, должен учить детей безопасному пользованию Интернетом?
11. Проводите ли Вы занятия, беседы и др. с учениками или родителями на тему безопасного пользования Интернетом?
12. Какая помощь Вам нужна для проведения занятий с учениками или родителями на тему безопасного пользования Интернетом?
Школьники отвечали на вопросы, чем обычно и как часто они занимаются в Интернете, что такое Интернет, какие сайты и Интернет-ресурсы они посещают чаще всего, какие истории в Интернете с ними случаются, а также называли причины, почему они заходят в Интернет или покидают его. Подростки, как правило, занимаются в Сети самыми различными видами деятельности и нередко одновременно: учатся, общаются, играют, что-то скачивают, что-то отправляют, смотрят фильмы, слушают радио и что-то ищут. Исследование показало, что все школьники входят в общую группу Интернет-риска. Можно заметить определенную закономерность: - чем интенсивнее подростки пользуются Интернетом, тем менее чувствительны они к угрозам, исходящим из сети; - подросток уверен, что всегда может сам выбрать, чем, где и как заниматься, с кем общаться, что искать и что делать, а когда что-то не нравится - просто сменить деятельность или выключить компьютер, но ощущение полного контроля и владения ситуацией в Сети - всего лишь иллюзия; -самоуверенность, неосторожность и беспечность подростков повышают риск их попадания в неприятные ситуации; - все типы школьников-пользователей находятся в одной группе риска, особенно те из них, кто путешествует по “всемирной паутине” чаще других. Как показали результаты нашего анкетирования, взрослые (и учителя, и родители) склонны доверять детям, не задумываясь о возможных опасностях, подстерегающих детей в сети. Во многом это связано с тем, что дети являются более уверенными пользователями компьютера и интернета, чем взрослые. Принимая во внимание объективность и достоверность полученных данных, можно говорить о несоответствии между уверенностью детей в своей информированности и реальным уровнем информирования. Это также подтверждается достаточно рискованным поведением детей в сети Интернет. Анализируя информированность родителей и учителей о деятельности детей в Сети, можно говорить о недостаточном контроле со стороны родителей, а также о недостаточном уровне информированности взрослых (родителей и учителей) о правилах безопасности в сети Интернет. Учитывая тот факт, что 50% старшеклассников и 26% учащихся среднего звена школы считают Интернет свободным пространством, где каждый может делать то, что хочет, можно сделать вывод о недостаточной мотивации школьников на безопасное поведение в Сети. В результате исследования мы пришли к выводу, что Интернет-пространство не является безопасным для деятельности детей и может нести такие угрозы: - материалы «взрослого» содержания (порнографические), вовлечение в секты, призывы к действиям, несущие опасность для здоровья и жизнь детей (в том числе к самоубийствам, голоданиям и т.д.), - сексуальная охота, - заражение компьютера вирусами, - финансовая охота мошенников, - недостоверные сведения (в том числе рекламного характера), - небезопасные развлечения, - использование детей для доступа к конфиденциальным сведениям взрослых, - потеря ощущения границы между реальным и виртуальным миром, идентификации с персонажами игр, игровая зависимость, - кибербуллинг и т.п. Мы не нашли особой разницы в ответах учителей или родителей в разных регионах, где проводили анкетирование. В ответах учащихся – участников сетевых проектов мы заметили больше мотивации на соблюдение правил, чем у других.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|