|
|||
Комментарии по разделам. Цели и задачи. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Комментарии по разделам Введение (объяснительная записка, обоснование и т. д.). В этой части программы обосновываются ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает детский оздоровительный лагерь (на момент разработки программы). Здесь же учитывается адресность программы, т. е. для кого она предназначена (для какого возраста, какой социальной группы детей и т. п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы, хотя они могут быть выделены и в отдельный блок, объясняется направление программы. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Однако следует различать понятия «цель» и «задача». Цель – образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к определенному моменту времени. Задача – это частная цель, точнее мини-цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным и достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы: – было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря; – для ее решения имелись реальные возможности; – ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана. Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи в свою очередь также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы они согласовывались с целью программы. Содержание (блоки программы, основные направления и т. д.). В этом разделе описываются формы и методы, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи предстоящей деятельности. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части, блоки, модули, направления, подпрограммы и т. д., представляющие собой относительно самостоятельные разделы. В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, а также регулярность и последовательность их проведения. Программа не требует лишней детализации. Например, если запланирован какой-либо поход – его маршрут, состав участников в программе могут не указываться. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой носит более конкретный и детализированный характер. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т. д.). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание плана действий по воплощению в жизнь замысла, идеи программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т. п.). В зависимости от группы программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – это когда для реализации программы необходимо участие каких-либо сил со стороны. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил и внутренних резервов. Главное назначение этого раздела – подумать, как все то, что изложено на бумаге, воплотить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере. Результаты (итоги). В этой части программы раскрываются ожидаемые и предполагаемые результаты, итоги ее выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского оздоровительного лагеря является развитие ребенка. Показатели этого развития – укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний и умений, т. е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря. Разработка деятельности детского оздоровительного лагеря процесс непростой, требующий от их авторов определенного опыта и знаний
|
|||
|