Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





IV. Взаимодействие с людьми



IV. Взаимодействие с людьми

 

Если бы на дороге были только роботы, без обычных водителей и непредсказуемых пешеходов, все было бы гораздо проще, потому что беспилотники можно обеспечить не только точной навигацией, но и взаимодействием, передачей друг другу данных о том, с какой скоростью все движутся и куда планируют поворачивать. В этом случае задача сводится к многоагентной системе, где нужно просто обеспечивать децентрализованную диспетчеризацию взаимодействия. Пока что такую систему реализовать сложно, поскольку машина, тем более беспилотная, — это дорогое устройство и начать строить дороги только для беспилотников невозможно. Вероятно, в некоторых странах предпримут такие попытки, но все равно выйдет дорого. В любом случае сейчас нужно совмещать обычный транспорт и беспилотный. Здесь понадобятся определенные регламенты: не только беспилотник должен «понимать» других водителей и пешеходов, но и обычным водителям необходимо знать, как может поступать беспилотник, какие действия он предпримет в той или иной ситуации.

Строгий регламент правил дорожного движения решит этическую «проблему вагонетки», которую так много обсуждают в связи с беспилотным транспортом: что, если беспилотный автомобиль попадает в аварийную ситуацию и должен принять решение — сбить одного человека или десять? Нужно выработать четкие стандарты, по которым в определенных ситуациях действует беспилотник. Например, в ПДД есть правило, что в аварийной ситуации нужно оттормаживаться в своей полосе, если пытаешься уйти от столкновения, нельзя выезжать на встречную полосу: может быть еще хуже. В этом смысле нет никакой моральной дилеммы, беспилотный автомобиль просто будет действовать по правилам. Даже если в его полосе оказались десять человек, к сожалению, он будет оттормаживаться в своей полосе, но эти десять человек должны знать, что беспилотник так будет делать. Скорее всего, будут проблемы во взаимодействии водителей и беспилотников на дороге. Существует много невербальных моментов в общении водителей между собой: моргнуть фарами, махнуть рукой, включить «аварийку», уступить в нарушение ПДД. Когда беспилотники выйдут на дорогу, начнется притирка к новым реалиям. (см. также Оценка надежности автомобилей)

На непредвиденное обстоятельство беспилотник среагирует лучше, чем человек. Водитель может отвернуться, отвлечься на телефон, не успеть среагировать на перестроение. Агрессивный водитель даже может захотеть создать аварийную ситуацию, не пустить в ряд, подрезать. Человек — это не просто алгоритм, а эмоции и усталость опасны на дороге.

Беспилотники еще не способны уверенно действовать в плотном городском потоке на высокой скорости. Люди могут создать ситуации, когда беспилотник будет перестраховываться и ехать чересчур медленно. К примеру, вы едете в беспилотном такси, кто-то неожиданно перестраивается перед вами, и беспилотник оттормаживается с запасом. Следующий за ним автомобиль посчитает, что впереди «чайник», и начнет тоже обгонять его и перестраиваться перед ним. В итоге для пользователя такси поездка будет не совсем комфортной. Стоит ожидать, что недостатки беспилотных автомобилей будут заметнее в сложных дорожных ситуациях с участием плохих водителей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.