|
|||
ХИТРЫЙ БУДАМШУ Бурят-монгольская народная сказкаХИТРЫЙ БУДАМШУ Бурят-монгольская народная сказка Кто не знает про Будамшу?.. Все знают про Будамшу! В каждом улусе знают, о каждом кочевье знают, в каждой юрте знают. Везде знают! А кто лучше о Будамшу знает?.. Бабаи лучше всех знают! Только и бабаи по-разному знают. Самые старые бабаи побольше нестарых бабаев знают, нестарые бабаи тоже кое-что знают, и когда о Будамшу рассказывают, все их всегда слушают. И, пожалуй, — если правду сказать, — не было бы бабаев, не было бы и Будамшу и разговоров о нем не было бы! А ведь люду-народу известно — бабаи всегда были! Может и Будамшу был?.. Кто знает? Кто скажет? Только всегда так бывает: там, где люд-народ соберется, там, где бабай рассказывает, всегда бабая просят: — Расскажи, расскажи, бабай, про хитрого Будамшу! И бабай всегда рассказывает. Один бабай расскажет, как Будамшу жадному богачу долговое сено отработал; другой бабай расскажет, как Будамшу у купца мясо быка на «неправду» выменял; иной бабай расскажет, как Будамшу Будамшу-Да стал. Разное рассказывают. Есть что и мне рассказать. Расскажу, как Будамшу нойонов переспорил. Когда это было, когда жил Будамшу — никто не знает. Только все знают — ничего у Будамшу никогда не было. Был только у Будамшу маленький ковер, на котором он спал, грубошерстный тэрлик, который одевал, и много было желания кушать. Недалеко от того улуса, где в тот раз находился Будамшу, стоял богатый дацан-монастырь. А в дацан-монастыре жил известный своей мудростью, самый главный из всех лам — Богдо-лама. Богдо-лама всегда молчал. Богдо-лама всегда неподвижно сидел в молельне. Богдо-лама всегда в мыслях вел беседу с небожителями. Святой был человек! Богдо-лама никогда ни перед кем не поднимался со своего маленького коврика. Богдо-лама никогда ни от кого не принимал никакой пищи. Богдо-лама никогда ни перед кем не снимал своей священной медной шапки. Строгий был человек! А Будамшу?.. Хо! Будамшу всегда находил о чем потолковать, он даже думал разговаривая. Будамшу. всегда, когда сидел, все равно что не сидел — вертелся то туда, то сюда— будто зараз тридцать блох его кусали, сидеть мешали. Как-то Будамшу был очень голоден. Пошел Будамшу к юртам, где жили ханские советники нойоны. В тот час вечера они сидели возле своих юрт, думали, делились своими мыслями друг с другом, курили. Будамшу прошел мимо них и сказал будто сам себе: — Захочу, Богдо-лама передо мной встанет! Захочу, Богдо-лама из моих рук молоко примет! Нойоны услыхали слова Будамшу, курить перестали, смеяться начали. — Хо-хо-хо! Будамшу с голодухи ум потерял! Слышите, что он бормочет? Никогда такого не было, чтобы Богдо-лама даже перед знатными нойонами поднялся! А кто видел, чтобы Богдо-лама от кого-нибудь чашу с молоком принял? Будамшу остановился возле нойонов и сказал: — Зачем толковать зря? Я говорю, Богдо-лама передо мной встанет! — Не встанет! — говорят нойоны. — Я говорю, Богдо-лама молоко от меня примет и отведает его! — Не примет! — говорят нойоны. — Давайте заклад делать! — предложил Будамшу. — Если проиграю, десять лет на вас работать буду. Если выиграю, десять месяцев меня кормить будете! Нойоны обрадовались легкой наживе и согласились на заклад. Будамшу зашел к пастуху, у которого жил, взял свой ковер и отправился в дацан-монастырь. Вошел в молельню, где толстый Богдо-лама сидел и читал ном, постоял немного и сказал: — Пресветлый Богдо-лама! Вы так долго сидите на своем ковре, что он, наверно, от пота сырой сделался? Как бы не простудились — чихать станете, молиться не сможете. Поднимитесь, пожалуйста! Я под вас сухой ковер подложу! А Богдо-лама так зачитался номом, что совсем позабыл про обычай: если встать перед вошедшим, надо поздороваться и принять от него чашу с молоком. Богдо-лама в то время больше думал о священных словах нома и совсем не думал о словах Будамшу, и поэтому поднялся. А Будамшу только этого и ждал. — Здравствуйте! — сказал он и поднес к губам Богдо-ламы чашу с молоком. — Здравствуй! — пришлось сказать Богдо-ламе и отпить молока из чаши. Будамшу быстро сменил под ним ковер и ушел. А нойоны возле двери молельни стояли, все видели и все слышали. Так они проиграли Будамшу заклад и десять месяцев кормили его. Когда Будамшу последний раз ел у нойонов жареную баранину, он сказал: — Если захочу, Богдо-лама свою медную шапку мне отдаст! В этот раз нойоны не засмеялись, улыбнулись только и подумали: «Сколько свет стоит, никогда Богдо-лама своей шапки никому не давал. Будамшу зазнался. Теперь наш выигрыш!» — и сказали: — Давай заклад сделаем! — Сделаем! Если проиграю, двадцать лет на вас работать буду. Если выиграю, двадцать месяцев кормить меня будете! — Давай! — согласились нойоны и легли отдыхать. А Будамшу отправился на охоту. Убил Будамшу росомаху и сделал из ее шкуры шапку. Надел шапку и пошел в дацан-монастырь. А надо знать, что на Богдо-ламе была очень древняя медная шапка надета. Такая древняя, что гора Хамар-Дабан младше ее была. А ведь и на горе, когда часто по ней ходят, тропинка протаптывается! Поэтому и на шапке в том месте, где за нее, надевая и снимая, рукой брались, дыра протерлась. Пришел Будамшу в молельню и остановился перед Богдо-ламой. А шапку не снял. Богдо-лама в тот раз ном не читал. Увидал он Будамшу и долго смотрел на его шапку. Никак не мог догадаться, из какого меха шапка сделана? Бобровый мех он знал — из бобра шапку носил. Соболий мех тоже знал — из соболя шапку носил. А такого красивого меха никогда не видал. А не видал потому, что никто и — никогда не дарил ему дешевой шапки. Очень Богдо-ламе шапка понравилась. Только он не сказал об этом и все молчал. И Будамшу молчал, только заметил, что его шапка понравилась. — Пресветлый Богдо-лама! — сказал, наконец, Будамшу. — Прошлый раз я видел на вашей священной шапке большую дыру. Надо дыру заделать. А без шапки вам нельзя сидеть. Как быть? — Ты прав, Будамшу! — сказал Богдо-лама. — Моя шапка с дырою. Когда ветер, холодно бывает. Когда думаю, мысли выдувает. Чинить шапку надо- Хочу сделать тебе милость. Возьми на время мою шапку, почини дыру, а пока чинишь, я в твоей шапке посижу. И Богдо-лама отдал Будамшу свою шапку. А нойоны тем временем всему люду-народу сказали, что они у Будамшу заклад выиграли. Только рассказать успели и возле своих юрт уселись, видят, по дороге Будамшу идет и на голове у — него медная шапка самого Богдо-ламы надета. Люд-народ радоваться стал: — Ловкий Будамшу!.. Хитрый Будамшу!.. Опять заклад Будамшу выиграл!.. И пришлось нойонам все двадцать месяцев кормить Будамшу. Когда настал вечер последнего дня двадцатого месяца, Будамшу спросил нойонов: — Богдо-лама передо мною вставал? — Вставал! — отвечают нойоны. — Богдо-лама молоко, которое я принес, пил? — Пил! — говорят нойоны. — Богдо-лама свою медную шапку мне отдал? — Отдал! — говорят нойоны-Все так! Все так! — Если так, — говорит Будамшу, — то захочу — Богдо-лама по-собачьи лаять станет! Нойоны даже на месте подскочили. — Рехнулся совсем! Как можно думать, что святой Богдо-лама собакой лаять станет? — Зачем шуметь? — тихо сказал Будамшу. — Заклад сделаем! Если проиграю, тридцать лет на вас работать буду. Если выиграю, тридцать месяцев меня кормить будете! Нойоны поскорее на заклад согласились, боялись, как бы Будамшу не раздумал. А Будамшу говорит: — Со мной пойдете! У дверей молельни слушать будете. Нойоны быстро-быстро надели тэрлики и пошли с ним. Когда в молельню пришли, Будамшу в дверь вошел, нойоны у дверей остались. Будамшу постоял немного, потом сказал: — Пресветлый Богдо-лама! Вы так мудры, вы все знаете! Рассудите, пожалуйста! Я люду-народу говорю— в разных долинах собаки по-разному лают. Люд-народ со мной спорит, не верит мне. Кто прав? — Ты, Будамшу — овечья голова! — сказал мудрый Богдо-лама. — Все собаки во всех долинах одинаково лают! — Пресветлый Богдо-лама! В одной долине, где я был, собаки лают: «хаб-хуб!» А в другой долине, где я был, собаки лают: «хуб-хаб!» — Твои уши, Будамшу, годны только для того, чтобы трепать их! Не глух ли ты? Ни одна собака так не лает! — Правда, правда ваша, пресветлый Богдо-лама! — закивал головою Будамшу. — Я, действительно, глуховат! Вы, мудрый Богдо-лама, конечно, знаете, как собаки лают? — Я все знаю! — О пресветлый Богдо-лама! Дайте и не крупинку от вашей мудрости! Скажите, как собаки лают? Тогда я буду знать и своей глупой болтовней не стану люд-народ волновать. Только погромче полайте, чтобы я расслышал. — Слушай, — сказал Богдо-лама и, как только мог, громко пролаял: — Вау-вау! Тяв-тяв! Вау-вау! Тяв-тяв!.. Вот как! Тяв-тяв! Слышал? — Благодарю вас, пресветлый Богдо-лама, хорошо слышал! — сказал Будамшу и вышел из молельни. За дверью стояли скучные нойоны. — Слыхали? — спросил их Будамшу. — Опять ты выиграл! — сказали нойоны и тяжело вздохнули. Тридцать месяцев кормили нойоны Будамшу. До самого последнего дня кормили, и тогда Будамшу сказал им: — Хочу, чтобы отыгрались вы! Давайте еще заклад делать! — О чем спор будет? — тихо спросили нойоны. Будамшу подумал и сказал: — Если захочу… Богдо-лама… кизяк скушает! — Давай, давай заклад! — закричали нойоны. — Пускай так будет: если ты выиграешь, половину твоей жизни кормить тебя будем. Если мы выиграем, обе половины своей жизни работать на нас будешь! — Согласен! — сказал Будамшу. — Пойдете со мной в молельню! Сами увидите, как Богдо-лама кизяк съест! Выпросил Будамшу у знакомого охотника красивый подарочный из шанхайского шелка платок, завернул в него горсть кизяка и пошел в дацан-монастырь. И нойоны с ним. Пришли. Будамшу в молельню вошел. И нойоны с ним. Будамшу постоял немного, помолчал, потом почтительно сказал: — Пресветлый и премудрый Богдо-лама? Помогите мне, глупому, вашей мудростью. Один лама от глухоты лекарство мне дал, велел сухим проглотить. А я не знаю, хорошее оно или плохое. Скажите мне, не вредно ли оно будет? И Будамшу подал Богдо-ламе платок с кизяком. Богдо-лама развернул платок, щепотку кизяка взял, положил в рот и пожевал. — Хорошее лекарство! — сказал он. — Принимай! — Благодарю вас, мудрейший из мудрых, светлейший из светлых! — сказал Будамшу и вместе с нойонами вышел из молельни. — Видели? — спросил их. — Будь ты проклят! — прошептали нойоны. — А мне все равно! — сказал весело Будамшу. Вам кормить меня, а не мне вас! Начинайте поскорее барана жарить, водку-архи варить, айрак сушить! Кушать хочу! И, смеясь, Будамшу пошел впереди нойонов. Литературная обработка А. Матвеенко.
|
|||
|