Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСКУССТВО ХВАЛИТЬ



ИСКУССТВО ХВАЛИТЬ

Подготовка.

I. Написать плакаты.

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И. Песталоцци.)

«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием - не­прочно, неверно и ненадежно.» (Я. Корган.)

«Воспитывать лаской, а не таской.» (Русская народная послови­ца.)

II. Напечатать на листе ватмана советы А.С .Макаренко
«Чтобы ребенок вас слушался»,

1. Распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, то есть не должно противо­речить здравому смыслу.

4. Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если, распорядившись, родители забыва­ют о своем распоряжении. Там, где вы должны требовать, вы ника­ких теорий не должны разводить, а должны требовать и добивать­ся выполнения ваших требований.

III. Изготовить с детьми на занятиях приглашения в виде вол­
шебного мешочка, конфеты и т.д. Написать приглашения каждой
семье.

Уважаемые...

Если вы в воспитании сына (дочери) пользуетесь мерами по­ощрения, а бывает и наказания, если вы хотите дать совет, услы­шать ответы других на вопрос «Как и когда поощрять, и стоит ли


наказывать ребенка? Каким быть наказанию и поощрению?», если вас волнуют проблемы успешного воспитания, то примите наше приглашение на встречу за круглый стол 17 марта в 18 часов.

ГУ.Написать анкеты для каждого родителя.

Уважаемые ...

Ваши взгляды на вопросы по использованию в воспитании де­тей мер поощрений и наказаний очень просим осветить в вопросах анкеты. Ваши глубокие раздумья, искренние ответы окажут огром­ную помощь в подготовке содержательного и интересного разго­вора по теме.

1. Слушается ли Вас ребенок?

2. Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание? Почему?

3. Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения, запрета, послушания?

4. Какие наказания применяете Вы к своему ребенку, за что?

5. Чему отдаете предпочтение: поощрению или наказанию?

6. За что и как поощряете ребенка?

7. Какие поощрения и наказания применяли к ребенку в те­чение двух недель?

8. Какие чувства, по-вашему, вызываете Вы у вашего ребен­ка: любовь, уважение, интерес, безразличие, иронию, презрение, страх,ненависть?

9. Какие чувства вызывает у вас ребенок, верите ли вы в не­го, надеетесь ли на его будущее?

Следующие пункты дают возможность кратко, словами «да» или «нет» выразить согласие или несогласие с высказанной мыслью.

1. Бывают случаи, когда лучшее наказание - это ремень.

2. Когда ребенок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю при посторонних отношения.

3. Сопереживаю, сочувствую, прощаю своему провинившему­ся ребенку, всегда верю е его хорошее начало.

4. Ни разу не кричал(а), не наказал(а) ребенка.

5. Не оставляю безнаказанным ни одного плохого поступка.

6. Единственное, что действует на моего ребенка - постоянные строгие наказания.

7. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

8. Как можно чаще хвалю ребенка за каждый успех. Стараюсь хвалить его при посторонних.


 

9. Если ребенок провинился, сначала выясняю его позицию.

10. Когда в хорошем настроении, нередко прощаю своему ре­бенку то, за что в другое время наказал(а) бы.

11. Нередко бывает, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и уте­шать его.

12. В нашей строгости бывают очень большие колебания: ино­гда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

13. Решение о наказании принимаю только после того, как разберусь и остыну.

V. Записать ответы детей на магнитофон.

1. Дети, вас родители наказывают? За что?

2. Какое наказание запомнилось?

3. Как вы думаете, справедливо ли вас наказывают или нет?

4. Какие чувства появляются у вас по отношению к тому, кто вас наказывает?

5. Если бы был(а) мамой, папой, наказывал(а) бы ты своего ребенка? Почему?

6. Часто ли хвалят вас родители? За что?

7. А какой вид похвалы больше всего вам по душе: поцелуй, одобрение, подарок и т.д.?

8. А если бы вы были на месте родителей, за что и как вы бы хвалили своих детей?

VI. «Острое блюдо».

Вопросы «острого блюда» вложить в шары или шар, пред­ставленный в виде сердитого сказочного героя, в руках которого -вопросы в лепестках цветка.

1. Ваша реакция на плохое поведение ребенка за столом?

2. Нужно ли наказывать ребенка за плохую оценку?

3. Когда прощение во благо?

4. Всегда ли нужно наказывать ребенка сразу после проступ­ка?

5. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не ви­новат. Ваши действия?

6. С чего вы начнет разговор, разбирая плохой поступок ре­бенка?

УН.Оформить с детьми красочные оригинальные памятки для родителей.

Если ребенок провинился.


 




1. He принимайтесь за воспитание в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это, а так же узнайте, что он думает по этому поводу

3. Не показывайте готовых решений.

4. Не унижайте ребенка даже словами типа «А у тебя вообще голова на плечах есть?»

5. Не угрожайте: «Если ты еще раз сделаешь - ты у меня по­лучишь».

6. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

7. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу.

8. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».

9. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувст­вовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребенка, нужно помнить:

1. Гораздо больше воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.

2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.

3. Правом наказания в семье должен пользоваться один чело­век, наиболее уважаемый, любимый ребенком.

4. Наказывать за проступок, а не потому, что у вас плохое на­строение.

5. Не подчеркивать власть над маленьким ребенком.

6. Не читать длинных нотаций.

7. Не напоминать о проступке.

8. Не пугать ребенка, не говорите, что позовете милиционера.

9. Не всегда наказывайте сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».

10. Вести разговор о проступке наедине.

Можно ли контролировать поведение ребенка с помощью призов?

Учтите - не подарок, так как подарки дарят безоговорочно, а приз надо завоевать, заслужить. Важно подчеркнуть, что приз ре­бенок получает не как знак благодарности родителей, а как закон­ный заработок. Для чего используется такой способ поощрения? Например: для того, чтобы ребенок привык убирать за собой в комнате, отучился бы упрямиться перед укладыванием спать. Если вы захотите использовать это средства, знайте:

1. Нужно четко оговорить, какие факты подлежат исправле­нию.

.


 

2. За желаемое поведение ребенок должен каждый день полу­чать очки.

3. Если ребенок не ведет себя так как вы договорились, не ру­гайте его, не морализируйте: он сам наказывает себя, отодвигая время получения приза.

4. Когда ребенок набирает оговоренную сумму очков, вы по­купаете ему намеченный приз.

5. Договоренное число очков не должно быть слишком вели­ко. Ребенок при хорошем поведении должен иметь их за неделю, школьного возраста - более длительный срок.

6. Призы не следует назначать ребенку за единичный акт -это вредно и малоэффективно, так как является подкупом.

VIII. Предложить детям на занятиях нарисовать по теме ри­сунки «Мой самый счастливый день», «Мой самый тяжелый день», «Моя семья» или предложить детям на листках изобразить в ри­сунках, аппликациях виды поощрений и наказаний (например: конфеты, телевизор, ремень, угол и т.д.) Оформить выставку этих рисунков.

1Х.Оформить выставку целебных и успокоительных чаев.

X. Пригласить врача: советы как снять стресс, какие чаи, рас­слабляющие упражнения, массаж можно использовать во время нервных напряжений.

XI.Пригласить психолога: дать анализ поведению родителей по отношению к детям по результатам проведенного опросника и анкетам, принять участие в вопросах дискуссии, ответить на во­просы родителей, как: с чего начать разговор с провинившимся ребенком, как закончить его, дать анализ детских рисунков.

Ход собрания

Столы расставлены по кругу, на столах - веточки «икэбаны», памятки, карточки с именами, отчествами родителей, карточки с пословицами, карандаши.

Музыкальная пауза.

Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому? Его по­стоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Что бы он ни сделал —хорошо, хороший маль­чик. Или - плохо, плохой мальчик. Мы все время гадаем: хороший - плохой, способный - неспособный? Примерьте такую жизнь на


себя - да выдержим ли мы? Почему мы все тянемся к родным, лю­бящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас та­кими, какие мы есть. Чтобы жизнь ребенка не превращалась в веч­ный экзамен, а мы, родители, не были вечными экзаменаторами, нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор. Как часто даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. А как избежать оши­бок, найти меру? Ваше участие, искреннее мнение, примеры из жиз­ни, конечно, обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопросов о наказании.

Включается магнитофонная запись, ответы детей на 1-5 вопро­сы-

Вопрос наказания детей как путь воспитания - самый старый у человечества. Родители били детей тысячи лет назад, сотни, бьют и сейчас. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда детские глаза бы­вают злыми и отчужденными - это еще больнее. Можно ли вырас­тить ребенка без наказаний? Результаты ваших ответов на вопросы анкеты показывают, что большинство отдают предпочтение ... (наказанию, поощрению).

А можно ли в воспитании детей обойтись без поощрения и на­казания. Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо, а если провинился просто огорчиться, рас­строиться - просто не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок - порадоваться за него, порадоваться его радости.

А есть ли разница между поощрениями и наказаниями и тем, что предлагают Никитины? Оказывается, считают они, есть.

Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне; и мы отталкиваем от себя детей, и вызываем у них отрицательные эмо­ции, а потом и качества характера. Наказания почти всегда порож­дают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство. А у остальных, «свидетелей!» - чувство облегчения («Не я!»), даже злорадство, желание жаловаться, ябедничать, доносить - целый мешок мерзостей, с которыми так трудно бороться. Похвала, на­града у награжденного почти неизбежно порождает не просто гор­дость, а тщеславие, желание блеснуть, чувство превосходства, даже презрения к окружающим.

И совсем не то получается, если нами руководят чувства радо-


сти (до восхищения) и огорчения (до отчаяния). Каждый может проверить это на себе. Если за тебя радуется кто-то, ты приобрета­ешь уверенность в себе, чувство достоинства, готов «горы свер­нуть». В то же время испытываешь высокое чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад твоей радости. Каж­дый здесь приобретает друга, по крайней мере, чувство приязни, расположенности растет лавиной и у того и у другого. А если за тебя огорчаются даже тогда, когда ты виноват, когда ты сам при­чина горя окружающих, что ты испытываешь? Слезы близкого или просто сочувствующего тебе человека будоражат, жгут твою со­весть, словно сдирают с нее накипь ожесточения и самооправдания. И стыд, раскаяние, клятва самому себе: «Никогда, никогда не по­вторю больше этого!» - благодарные, очищающие, возвышающие человека чувства. И у жалеющих тебя растет сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.

Согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу?

Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по от­ношению к ребенку? Кажется, без этого не обойтись. С детства -нельзя, не тронь и т.д. Зачастую, из-за постоянной нашей занято­сти, нам некогда ребенку доказывать спокойно, последовательно его правоту. Повысил тон, крикнул «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию или делает все наоборот.

Сколько нам надо терпения, чтобы все время помнить, что пе­ред нами человек со своими переживаниями, чувством собственно­го достоинства! Чаще мы не думаем, что этот человек сейчас ма­ленький растет, становится взрослым, уже сложившимся - под на­шими окриками.

Когда дома с ребенком разговаривают только назидательно, криком - это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, спокойно не обращается к друзьям, часто вступает в конфликты с ребятами, учителями.

Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми с ними, находить в себе силы. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?

В анкете был такой вопрос: «Какие виды наказаний использо­вали вы в течение 2-х недель? В основном используются такие ме­ры...»


Прежде, чем начать разговор о физическом наказании, зачи­таю мнение некоторых родителей. Оно бывает таким:

- Уверен - моей Ане порка просто необходима. У нее мой -
мальчишеский характер. И не оскорбится она, не обидится. Пра­
вильно все поймет. Да я не могу. Может быть научите? Как возьму
ремень в руки, увижу ее глаза, полные слез, самому плакать хочет­
ся. Не могу, понимаете? А знаю, что надо. Да и она чувствует это.
«Ты побей меня, сама говорит, - тебе станет легче». Не знаю, пока
мне очень трудно.

И другое мнение:

- Разве возможно строгое воспитание без порки? Хорошая,
энергичная порка - не только средство предотвращения проступ­
ков в будущем, но и способствует формированию психики, харак­
тера, всей личности. Что я только одна свою Оксану деру? Да меня
саму в детстве пороли! Да и всех нас, детей. Слово «воспитание»
понимается как синоним слова «порка». Но вечерами крики нака­
зываемых детей то и дело оглашали улицу и никаких эмоций ни у
кого не вызывали. И вырастали люди, а не шваль какая-нибудь,
как сейчас. Так почему же я своей Оксанке должна делать зло?

Какое ваше отношение к физическим наказаниям? Надеюсь, ваши примеры из жизненной практики дают право сделать выводы по этому вопросу. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. А ваше мнение?

Я против строгости в том смысле, в каком ее понимают чаще всего: холодные люди иногда жестоко наказывают ребенка по лю­бому самому незначительному поводу, редко приласкают или по­целуют его из боязни испортить; они никогда не отступятся от сво­его решения; они никогда не признаются в своей ошибке или сла­бости; они не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

Мне кажется, что чрезмерной строгостью, окриком, одерги­ванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего челове­ка не вырастишь, потому что, по моему твердому убеждению, жес­токая строгость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы) или лицемерие, вывернет наизнанку все нравственные ценно­сти. Строгость хороша тем, что будто бы мгновенно решает слож­ности и воспитании, она заменяет долгий, кропотливый труд, тер­пеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», наказал ребенка, шлепнул - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не бу­дет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что


породит в будущем наш запрет, окрик, наказание. Нам хочется ведь мгновенного результата нашего «воспитательного мероприя­тия».

Уважаемые родители. На Ваших столах лежат памятки, кото­рые ваши дети изготовили с большим желанием. Конечно, мы по­нимаем, эти советы, выверенные практикой, не могут быть воспри­няты всеми нами однозначно как руководство к действию и с по­мощью вашего опыта опровергнуть другие. Сначала я хочу пред­ложить Вам ознакомиться с памяткой «Если ребенок провинился» И высказать свое мнение. Каких правил Вы придерживаетесь в практике и советуете другим применять, ибо использование их на практике имело успех, а с какими вы не согласны; какие из правил вызывают у Вас протест, почему?

Обсуждение памятки.

Какое из правил вы узнали впервые и решили ли Вы его при­менить? Ваши дополнения, советы.

А сейчас Вам предоставляется возможность вспомнить и про­анализировать случаи, когда приходилось наказывать ребенка. Пусть следующая памятка поможет Вам в этом. Прочитав ее, от­метьте, пожалуйста знаком «+» те пункты, которые выполняются Вами,«-», те которые не выполняются.

Как Вы считаете, в каких случаях, при каком условии эти пра­вила будут иметь положительный результат в вопросах наказания?

Если правила будут выполняться только одним членом семьи, а другие будут их игнорировать, то, конечно, успехов быть не мо­жет. И чтобы в Ваших семьях такого не случилось, мы надеемся, что Вы обязательно обсудите эти советы в семейных кругах и этим поможете всем членам семьи избежать ошибок в деле наказания ребенка.

Завершить разговор я хочу словами Соловейчика - писателя, большого знатока детских душ, который утверждает: «Любить -значит принимать человека, какой он есть» и далее на вопрос «как боррться с недостатками детей» - отвечает: «Бороться-то конечно можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».

Шестилетний умный мальчик грустно говорит маме: - Я думал вы с папой хорошие люди, а вы нет, вы недобрые, вы меня не любите. Я у вас всегда виноватый.

За вопросом «виноват?» или «невиноват?» скрывается вопрос


«люблю?» или «не люблю?». Ребенок все время виноват перед на­ми? Значит, мы его не любим. Скорее всего мы боимся за него, но страх не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже весьма не похоже на любовь.

Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ре­бенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить ребенка до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопро­тивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и на­вечно виноваты перед родителями. С ними и не разговаривают. Какие могут быть разговоры? Он мне в душу плюнул, он меня по­коя лишил, а я с ним разговаривать должен?

В детстве лет до 6-7 такое наказание действует, но придет час и дети скажут нам: «Я с тобой не разговариваю». Обычно мы отка­зываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного все любят, от неудачливого обо­рачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. А мы часто ос­тавляем ребенка перед лицом неприятности. Самые злобные чувст­ва рождаются в душе ребенка, самые мстительные картины появ­ляются в его сознании.

А сейчас я предлагаю продолжить наш разговор о поощрени­ях, благодарностях, адресованных нашим детям. Но вначале стоит решить такой вопрос:

1. За что, считаете, нужно благодарить, хвалить ребенка?

2. А должны ли родители благодарить детей?

3. «Не подавлять, а возносить. Надо внушать чувство уверен­ности, заострять внимание на самых малых успехах»

Согласны ли вы с этим утверждением?

4. Чего надо опасаться во время похвалы?

Выступление психолога по опросникам и ответам анкет.

Дети, которых редко хвалят - нерешительны, болезненны, по­давлены. Можно ли контролировать поведение ребенка с помощью призов? Вопрос сложный? Но вначале предлагаю познакомиться с содержанием памятки и услышать ваше мнение. Как вы на практи­ке использовали эти правила, приносили ли они вам желаемые ре­зультаты? Что для вас является новым и вы непременно, как там и предлагается, решили попробовать со своим ребенком?

Включается запись с ответами детей на вопросы.


Выступление психолога.

Вопросы родителей.

Музыкальная пауза.

Вы обратили внимание, что на ваших столах лежат красочно оформленные карточки со словами великих людей, русскими по­словицами. Нельзя ручаться за правильность чти мыслей, а поэто­му мы предлагаем, прочитав, передавать их по кругу с тем, чтобы познакомиться с содержанием всех карточек и, конечно, же надеем­ся услышать ваше мнение: с какими из пословиц вы разделяете мнение и почему; какие из высказываний вызывают протест души и почему?

Музыкальная пауза.

Обсуждение.

Ведущая благодарит за откровенность высказываний, содер­жательные аргументы.

«Острое блюдо».

Учитывается ваше добровольное желание ответить на вопрос, поэтому, если вам досталась перечница, но желания ответить на него по каким-либо причинам нет, вы можете передать его дальше ПО кругу.

Родители по очереди зачитывают вопросы, отвечают. После ответа на вопрос педагог предлагает дополнить его ответ желаю­щим.

«Слово-эстафета».

Если бы нам предложили составить свод правил для взрослых по применению к детям мер поощрений и наказаний, о каких пра­вилах мы бы написали, благодаря которым помогли бы предот­вращать ошибки в использовании этих мер?

Музыкальная пауза.

«Что бы это значило». (На рисунке - кнут и пряник.)

Звучит музыка, под которую родителям предлагается ответить остроумно, по теме собрания, после чего передать листок ведуще­му.

Зачитываются все ответы, выбирается лучший ответ всеми присутствующими, победитель поощряется.

Присутствие врача на нашей встрече не случайно. Ведь наши действия, особенно как наказание детей, порой неоправданны по-


тому, что мы не всегда можем управлять своим настроением. Что­бы реже страдали дети от настроения взрослых, мы хотим узнать о том, как снять стресс, депрессию, плохое настроение.

Входят дети и садятся на стулья рядом со своими родителями. Входит фокусник Петрушка.

- Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые. Я знаменитый
фокусник по имени Петрушка. В том, что я настоящий фокусник,
вы сможете сейчас убедиться (крутит волшебным ключиком и шеп­
чет слова). С помощью этого ключика я сделаю так, что вы не смо­
жете повторить за мной трех предложений. Повторяйте.

Мы любим играть и веселиться. Родители нас редко ругают и наказывают. Вот и неправда. Что же вы молчите? Вот видите, третье пред­ложение вы не повторили. (Оно было: «Вот и неправда».) Факир показывает еще один фокус.

- Посмотрите, в носовом платочке лежит спичка. Заверну ее
в платочек. А теперь, кто хочет подходите и ломайте ее. (Подает
ломать в свернутом платочке спичку, которая находится в сгибах
шва носового платка, она заранее туда вложена.) Развертываю
платок. Видите, спичка целая.

Я надеюсь, вы поверили в то, что я настоящий волшебник, а это значит, что все, что я привез с собой - волшебное, а что лежит в моем волшебном сундуке после чудесных превращений и вкусных угощений превратит вас, ребята, в таких детей, которые будут дос­тавлять родным только радость и хорошее настроение, а если уго­щения испробуют ваши родители, то вы даже не узнаете их, пото­му, что они всегда будут только в хорошем настроении и никогда не будут на вас кричать, бить и даже ругать.

Вот он, волшебный сундучок, а вот и ключик. Сундучок от­кроется, если вы все вместе скажете: «Ключик, ключик, помоги, сундучок нам отвори».

Посмотрите, какие волшебные пряники находятся в нем. Ува­жаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваши дети слушались вас, радовали вас, забыли противные капризные слова: не хочу, не буду, то скорее угощайте их этими пряниками.

Дети, вы хотите, чтобы родители вас не ругали, напрочь забы­ли грозные слова: замолчи, не суйся, какой ты плохой ребенок, скорее угощайте родителей пряниками. Да, забыл сказать, что эти пряники надо пить с волшебным чаем. Угощайтесь. (Родители и



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.