Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Решение родительского собрания



 


 


Метенова Н.М.

Родительское собрание.

Это уже вторая брошюра автора на тему родительских собрании. Актуальность темы и умение автора максимально приблизить материал к практической деятельности, несомненно вызовет интерес у работников детских садов и школ к данной работе.


Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без роди­тельского участия процесс воспитания не возможен, или, по край­ней мере, не полноценен. Основой формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского са­да и семьи. Однако, на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что волне понятно. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания.

В данной брошюре приведены сценарии собраний, в основе которых лежит дискуссионная форма их проведения. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы будет несоизмеримо выше.

Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения и включает в себя анкетирование родителей, меж­семейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по теме на магнитофоны, изготовление с участием детей памяток и приглаше­ний родителям, оформление благодарностей и характеристик на детей. Но педагогу важно понимать, что само собрание не является самоцелью, и подготовка к нему не должна вестись в ущерб еже­дневной работе. Она должна стать частью этой ежедневной рабо­ты, естественной и плановой.

При оценке успеха или неуспеха проведенного собрания кри­терием является выявленный интерес родителей к учебно-воспитательному процессу. Общие показатели детской группы -это вторичные оценки, они могут служить лишь поводом для заин­тересованного диалога педагога и родителей.

Дискуссионная форма проведения собраний требует использо­вания активных методов, способных длительное время поддержи­вать живой разговор. Это и музыкальное сопровождение хода соб-



рания, создающее определенный настрой. Это и озадачивающие вопросы «острого блюда». Это и минуты самоанализа, когда каж­дый задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком. Это и работа с памятками, когда педагог передает свои знания родите­лям, не поучая их открыто. Это и слово - эстафета, дающая родите­лям возможность почувствовать друг друга. Это и сюрпризные моменты с участием сказочных персонажей, оживляющие беседу Это, наконец, и оформление, включая световое, места проведения собрания.

Педагог, ведущий собрание, обязан четко представлять себе весь его ход. Он не должен затягивать дискуссии, стараясь вовлечь в них именно всех присутствующих. Важно лишь, чтобы эти дис­куссии обязательно заканчивались мини - итогами. Педагог не должен навязывать свое мнение родителям и апеллировать к вы­сказываниям великих людей. Он должен уметь, прежде всего, слу­шать и находить ответы в высказываниях самих родителей. Педа­гог не должен публично упрекать родителей за пробелы в их вос­питательной деятельности. Лишь доброе слово и совет способны вселить в родителя веру в его ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи не ограничивается только родительским собранием. Это взаимодействие ежедневное, включающее в себя и многолетнее общение во время приема детей, участие родителей в праздничных вечерах и благоустройстве груп­пы, и посещение педагогом семьи, и многое другое.

И, подводя итоги собрания, педагог не должен ограничиваться набором очередных мер и задач, которые он совместно с родителя­ми намеревается выполнить на определенном этапе. Это, по сути, продолжение текущей работы, где каждый предлагает степень сво­его участия, исходя из своих возможностей. Важно другое. Покидая собрание, каждый родитель должен осознавать, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, который приносит не только заботы и хлопоты, но и огромную человече­скую радость. Надо лишь приложить чуточку воли и интереса, чтобы эти радости стали доступными.


БУДЕМ ЗНАКОМЫ

Подготовка.

I. Провести анкетирование родителей.

«Уважаемые Сергей Петрович и Алла Ивановна!

Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помо­гут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекатель­ной работы с детьми.

Заранее благодарим за своевременную заполненную анкету (до 15 сентября).»

1. Какие родительские собрания, походы, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?

2. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей? Да, нет, почему?

3. Что следует нам учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу.

4. Ваши наиболее занятые дни и часы недели?

5. Какие советы и предложения Вы можете дать по организа­ции и проведению собраний и первой встречи «Будем знакомы?». Какую помощь оказать в его подготовке?

6. Согласны ли Вы принять участие в выставке и представле­нии хобби? Каких? Кто будет представлять?

7. В чем Ваша семья может принять участие: в смотре семей­ной самодеятельности или выставке поделок, аппликаций из при­родного материала?

8. Какая Вам необходима помощь?

II. Написать плакаты и оригинально их оформить: например, в лучах солнца поместить фотографии детей, а посередине слова В.А. Сухомлинского: «Воспитание, лишенное повседневного об-


щения детей с родителями, - ненормальное уродливое воспитание, как уродлива жизнь родителей без постоянной заботы о детях».

Ш.Русские народные пословицы представить в виде неболь­ших карточек, табличек, красочно их оформить аппликацией.

1. Учи жену без детей, а детей без людей.

2. Одними ласками ребенка не воспитаешь.

3. Детки хороши - отцу, матери венец. Худы - отцу, матери конец.

4. Самая лучшая наследственность - воспитанность.

5. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

6. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.

7. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

8. Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит.

9. Воспитывай лаской, а не таской.

 

IV. Оформить выставку поделок, украшенных семенами ар­бузных семечек, семечек дыни (вазы, детская посуда, мебель для кукол, панно, аппликации, под каждой работой - фамилия семьи, изготовившей ее).

V. Оформить выставку детских рисунков на тему «Вечер в се­мье», «Семейный досуг» или «Моя семья».

У1.Украсить шары в виде арбузов, вложить в них вопросы:

1. Какой по времени должна быть встреча с детьми?

2. Что нужно предпринять заранее, чтобы вызвать у детей ин­терес к предстоящей с вами встрече?

3. Как быть, если вы наметили встречу с детьми, но не можете придти?

4. С чего начать подготовку к встрече с детьми? Кого при­влечь к подготовке?

5. Что нужно учитывать, назначая день и час встречи с детьми?

6. Когда лучше узнать имена детей, до или во время встречи, какими способами?

7. В образе каких сказочных героев можно предстать перед детьми, чтобы, например, организовать их на ремонт книг, игру­шек, на игру в шашки, на рассказывание сказок?

8. Как преодолеть страх и скованность перед встречей с детьми?

УИ.Отпечатать для каждой семьи и раздать за 1-2 недели до собрания следующие тексты:

«Дети нашей группы очень ждут интересных встреч с вами. Мы будем очень признательны, если вы придете в группу для того,


чтобы научить чему-то детей или провести интересные часы досуга. Пожалуйста, выберите и подчеркните из предложенного перечня занятий то, которое вы могли провести с детьми вечером с 15.30 или утром с 9 до 11 часов. Мы, ваши воспитатели, готовы оказать вам посильную помощь в подготовке и проведении встречи.»

1. Сделать в группе вместе с детьми кормушку, скворечник.

2. Организовать день рождения ребенка.

3. Показать диафильм.

4. Показать спектакль (пальчиковый, кукольный).

5. Подготовить инсценировку сказки, стихотворения с детьми группы.

6. Научить детей играть в шашки, шахматы.

7. Разучить русские народные игры (в группе, на участке).

8. Подклеить книги.

9. Научить пускать мыльные пузыри.

10. Научить делать елочные игрушки.

11. Научить делать интересные конструкции, например само­летов, кораблей из бумаги, а так же из брусков, спичечных короб­ков, природного материала.

 

12.Организовать спортивное соревнование.

13.Научить составлять букеты цветов, икэбаны.

14.Познакомить с открытками, слайдами, играми вашей се­мьи.

15.Разучить с детьми детскую песню, танец.

16.Отремонтировать игрушку, мебель.

17.Изготовить продукты из поролона, папье-маше для игры в магазин, посуду для кукол для игры в семью.

18.Научить плести, вязать, вышивать.

19.Изготовить вместе с детьми для игры в моряков бинокли, штурвал, мачту и организовать игру.

20.Сделать кукольную мебель.

21.Сделать гирлянду, украшение для оформления группы.

22.Научить детей мыть посуду и чистить одежду.

23.Рассказать о своей профессии.

24.Организовать час загадок.

25.Организовать экскурсию в лес.

26.Показать и рассказать о животных: кошке, собаке, кролике.

27.Научить сажать цветы (комнатные, садовые) и рассказать о них.

28.Посадить землянику, зеленый «огород» на окне.


УШ.Составить план работы с семьей и совместных мероприя­тий с родителями и детьми.

С примерным планом родителей желательно познакомить за­ранее, предложить им внести дополнения, определиться в желании принять участие в реализации плана.

IX. Оформить с детьми приглашение на вечер каждой семье в виде двусторонних аппликаций.

X. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

 

1. За что вы любите своих родных: маму, папу, бабушку, де­душку?

2. Дети, вы хотите, чтобы ваши родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры приходили к вам в группу и с вами игра­ли, мастерили, показывали диафильмы, рассказывали сказки?

3. Дети, а как вы думаете, ваши родители, братья, сестры, ба­бушки и дедушки смогут к вам придти в группу, ведь они очень заняты? Почему вы думаете, что смогут? А что бы нам с вами при­думать такое, чтобы вашим родителям захотелось хоть раз в год придти к вам и порадовать вас чем-то очень интересным?

Х1.Предложить детям написать письмо Карлсону. За 2-3 дня до собрания вывесить телеграмму от него: «Ждите, прилечу к вам на встречу обязательно. Привезу целый мешок больших и малень­ких сюрпризов».

Прочитать детям телеграмму и пофантазировать: какие сюр­призы хотелось бы им увидеть в мешке, что может быть большим сюрпризом, маленьким, вызвать интерес к собранию и радостное ожидание его.

XII. Индивидуально с каждой семьей побеседовать о том, как
будет проходить вечер, как лучше представить рассказ о своем
хобби.

XIII. Оформить выставку детских работ по рисованию, лепке,
аппликации. Оформить выставку педагогической литературы, не­
обходимой для чтения родителям. Пригласить библиотекаря. Рек­
лама педагогической литературы и педагогической печати, необхо­
димой родителям.

XIV.Ha занятиях по конструированию изготовить микрофоны из спичечных коробков, бумаги, фольги, бересты. Побеседовать с детьми, какие вопросы они, как корреспонденты, зададут родите­лям. Дружная ли у вас семья? Наказываете ли вы своего сына, дочь?


Заставляете ли их насильно есть? Играете ли вы с детьми? Чему вы научите нас?

Напомнить детям правила культурного поведения во время интервью.

ХУ.Красочно оформить памятки с правилами для родителей. Вложить их в большие конверты, изготовленные и украшенные детьми. На конвертах написать: «Родительские заповеди».

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились доб­рые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него приме­ром и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:

- Знаете, что доверие - основное правило;

- Всегда своим детям говорите правду;

- Стараетесь быть примером для ребенка;

- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки дру­гих детей;

- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность ребенку убедиться, в чем он прав или не прав;

- Постоянно читаете книги вслух своему ребенку;

- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом;

-      Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
Оформить группу: плакаты, выставка педагогических изда­
ний, изделий с использованием семян.

На столах, расставленных по кругу: цветы, записные книжки, таблички с пословицами, карточки с именами.

До собрания тихо звучит музыка. Родителям предлагают при­нять участие в выборе лучшей работы выставки.

Ход собрания

Звучит 1-й куплет песни «Родительский дом».

Включается запись по магнитофону: ответы детей на первый вопрос.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка - это роди­тели. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, минуют многие привя­занности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается до конца дней.

Дорогие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и се­стры наших детей. Мы очень рады видеть вас на первом родитель-


ском собрании, потому что мы понимаем, без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уюта и радости в детском саду - невозможная задача. Каким дол­жен быть наш союз, что мы взрослые можем сделать для детей, чтобы их жизнь в группе была радостной и интересной? Об этом пойдет конкретный разговор на этой встрече.

Но вначале, не зря же встреча названа «Будем знакомы», да­вайте познакомимся. (Звучит припев песни «Улыбка».) Пусть му­зыка известной песни «Улыбка» раскрепостит нас, заставит улыб­нуться. Ибо это является важным условием при встрече и знаком­стве. Нашему знакомству будет сопутствовать и представление хобби членов ваших семей. Итак, сначала представимся мы, воспи­татели и помощники воспитателей, музыкальный работник, заве­дующий детским садом, психолог.

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Быстро летит время. Приходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна быть опорой родителям. Счастливы те дети и родители, кто прошли вме­сте этот путь ...

Но как мы знаем из жизни, удается это не всем. Не так уж ред­ки случаи, когда, едва повзрослев, дети спешат покинуть родитель­ский дом, навсегда теряют связь с теми, кто дал им жизнь и кто их вырастил. Почему, по каким законам произошло это отдаление, где началось расхождение близких людей, почему родительская любовь не создала, не вызвала ответного чувства? Глубоко уважая родительский труд, понимая, что в воспитании ребенка каждый родитель - творец, что ваши раздумья глубоки и неповторимы, хо­телось бы построить наши встречи, родительские собрания так, чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспи­танию детей, чтобы появилась уверенность в ваших действиях и поступках по отношению к детям, поэтому приглашаем на роди­тельские собрания вас, мамы и папы, бабушки и дедушки, всех, кто причастен к воспитанию наших детей. Сейчас мы предлагаем на ваше рассмотрение темы родительских собраний на год. На ваших столах- книжки для родителей. Вы можете в них записать то, что считаете нужным.

А теперь разрешите вынести на ваше рассмотрение план на­шей совместной работы на год. Определяются мероприятия по


плану, кроме часов семейных увлечений, ответственный, то есть, кто может помочь в реализации каждого мероприятия.

Включается запись по магнитофону с ответами детей на во­просы.

Из прослушанной записи вы, конечно, убедились, что наши дети очень ждут вас, мамы, папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Найти союзников, помощников в вашем лице большая радость для нас, педагогов, поэтому мы благодарны вам за согласие придти к детям, чтобы передать им свои интересы, ув­лечения, научить их чему-то. Мы надеемся, что из большого списка предложенных занятий с детьми вы найдете дело по душе и придете хотя бы один раз в год, чтобы украсить жизнь детей, подарить им минуты радостных встреч.

Чтобы эти встречи состоялись, предлагаем рассмотреть неко­торые острые вопросы, которые могут возникнуть у вас при подго­товке или в ходе встречи в детьми. (Под музыку песни «Настоящий друг» ел. Пляцковского, муз. Б. Савельева, ведущая раздает шары с вопросами. Зачитываются вопросы. Каждый раз после ответа ве­дущий спрашивает: «У кого будут дополнения, вопросы, особое мнение?»)

Прав, наверное, известный педагог В.А. Сухомлинский, ска­зав: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом». Занятия с детьми, встречи, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью, приятными ожиданиями в своей жизни. Пусть встречи детей нашей группы с вами обязательно со­стоятся и будут яркими, полезными, увлекательными.

Кого ждут дети в группу? Если известно, что детский мир соз­дан мастерами выдумки, фантазии, поэтому сказочник, ловкий об­манщик, хитрец, фантазер - самый любимый детьми человек. Мы уверены, что каждый из вас может стать желанным в кругу детей.

Сегодня на первом родительском собрании мы имеем возмож­ность остановиться на проблемах воспитания, приоткрыть малень­кие секреты к успеху в воспитании пусть помогут нам русские на­родные пословицы.

На каждом столе есть карточки с пословицами, но тексты у всех разные. Интересно знать, какие пословицы о воспитании со­ставлены до нас мудрыми предками, поэтому есть предложение, прочитать пословицу, лежащую на своем столе и передать ее впра­во по кругу - это даст возможность познакомится с множеством


мудрых советов старины.

С какими из пословиц вы разделяете взгляды на воспитание'' Почему? Какие из них вызвали чувство недоумения и даже несогла­сия?

А сейчас есть возможность сказать свое слово о воспитании всем желающим в слове-эстафете. Чтобы у меня вырос хороший сын (дочь), я должен (должна) ...

Спасибо за искренние высказывания, из которых видно, что вера в воспитание хорошего человека живет в каждом из вас. Ваш труд души, жизненный опыт, наблюдения пусть помогут вам в этом.

Народная пословица гласит: «Век живи - век учись». Познать мир ребенка, найти ответы на многие вопросы нам всем помогают книги. Какие самые интересные из них? Рекламу педагогической литературы даст библиотекарь. Если родители готовы к рекламе своих домашних книг, то начинают они, а потом дополняет биб­лиотекарь.

Ваше желание помочь нам в воспитании и организации инте­ресной жизни детей, дает возможность надеяться, что никто не ос­танется в стороне, поэтому мы решили отмечать все добрые дела на благо группы в этом экране (показывает большой лист ватмана). В нем есть 3 графы: в первой - фамилии, имена детей, во второй -присутствие на собрании, для того, чтобы в конце года определить самые дружные семьи, посетившие многие собрания все вместе. В третьей графе условными обозначениями будут отмечены ваши добрые дела.

Не сомнений в том, что этот экран будет пестрить условными обозначениями, ибо мы понимаем важность всех дел для наших ребят, для создания дружного коллектива и детей и взрослых.

Выборы родительского комитета. Организационные вопросы. ■ Конкурс «Что бы это значило». Под музыку родителям пред­лагается написать на листочках свой ответ. Зачитываются все отве­ты, выбирается победитель. Победителю: приз с надписью «Самому остроумному».

Итоги конкурсов, вручение призов победителям за поделки из
семян, самодеятельность.                                                           /

Решение родительского собрания

1.Часы семейных увлечений, игр и затей превратить в часы сказки, радости, счастливые мгновения, чтобы душа еще и еще раз

■ 12


рвалась к детям, а дети не представляли бы себе прожитой недели в группе без родительских затей.

Сроки и темы встреч с детьми определяются до 20 сентября.

2. Создать живой уголок в группе.

3. Своими силами, умом и талантом создать для детей ска­зочный, спортивный и игровой уголки в группе и на участке. Каж­дой семье - дело по душе (перечень сооружений).

4. Начать ведение дневников наблюдений, раздумий, интерес­ных находок или неудачных моментов. Они будут передаваться из одной семьи в другую, для того, чтобы каждый обогащался наход­ками, опытом других. В конце года собрание провести в виде твор­ческих отчетов.

5. Обсудить вопросы подготовки к следующему собранию и ближайшему мероприятию.

(Звучит песня «Настоящий друг» ел. Пляцковского, муз Са­вельева.

Входят дети, в руках у них конверты с правилами, которые они вручают родителям и садятся на свободные стулья рядом с ро­дителями).

Дети, вам интересно узнать, о чем мы говорили с вашими ро­дителями? Я открою для вас маленький секрет. Мы думали, что бы нам сделать для вас такое, чтобы вам было интересно жить в нашей группе. Думали, думали и придумали ... Взрослые решили прихо­дить к вам в гости, о чем вы просили их. Помните? А что сказать вашим родителям, у которых нет времени, но они согласились с вами заниматься, вы подумайте и как вежливые волшебники шеп­ните на ушко такое слово, от которого у ваших родителей появится хорошее настроение и они улыбнуться.

Дети, покажите свои микрофоны. Значит, вы готовы взять ин­тервью у родителей и познакомиться с ними. Пожалуйста, коррес­понденты, задавайте вопросы взрослым, мы готовы на них отве­тить.

Влетает Карлсон (несет мешок и ковер, расстилает и ставит на него мешок): - Сюда ли я прилетел, по тому ли адресу привез меня ковер-самолет? От тяжести мешка с сюрпризами у меня сломался пропеллер, пришлось воспользоваться таким транспортом. Ребята, вы хотите убедиться, что это волшебный ковер? Я хочу с вами по­знакомиться, поэтому кого коснусь, тот должен выбежать, встать на волшебный ковер, который поможет громко сказать имя и фа­милию.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.