Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные составляющие процесса общения



Основные составляющие процесса общения

Социальная психология предполагает разделение процесса общения на три на следующие части:

  • коммуникативная – заключается в передаче информации между участниками социального общения;
  • перцептивная – восприятие и познание субъектов общения, на основе чего устанавливается взаимопонимание между партнерами;
  • интерактивная – процесс согласования совместных действий всех участников беседы.

Именно коммуникативная часть общения способствует информационному обмену всех участников беседы. Он осуществляется как вербальными средствами коммуникации (устная и письменная разновидности языка), так и невербальными (мимика, жесты и прочие сигналы).

К вербальным средствам коммуникации относят важнейший инструмент общения – речь. Богатейшая фонетика, лексика и синтаксис позволяют максимально точно донести информацию до оппонента, сохраняя все черты индивидуальности отдельного человека. Помимо передачи информации, выполняет роль сохранения языка как такового.

Общение людей между собой непременно прибегает к использованию всех инструментов коммуникации – языка, мышления и речи. Первый является объективным явлением, указывающий на историю человечества, выполняя функцию накопителя опыта поколений, а также эффективного средства развития общества.

Речь– это процесс использования языка в общении между индивидами, которая явно указывает социально-психологические особенности каждого.

Каждый раз, когда человек прибегает к речи, он закладывает в нее определенный мотив, посыл. Мотив есть в любом высказывании, он наполняет все смыслом и позволяет понять собеседнику мысли и причины поведения говорящего. Спросив самого себя: «Почему он это сказал?», зачастую можно открыть истинные цели собеседника. Так или иначе, настоящие мотивы поведения человека скрыть практически невозможно, даже если очень постараться, так как они неизбежно проявятся в речи. Она используется в качестве инструмента общения в ряде процессов:

  1. психология экспрессивной речи – группировка информации и формирование мыслей, которые говорящий хочет передать собеседнику в речевой форме;
  2. психология импрессивной речи – расшифровка высказывания слушателем, превращение набора слов в фрагменты информации и их дальнейшее преобразование в полноценную и связную мысль.

В психологии принято классифицировать речь на внутреннюю и внешнюю. Первая представляет из себя внутренние монологи, проговаривание высказывания или его частей «про себя». Это довольно сложный процесс, ведь его задача – сформировать полноценное и законченное речевое высказывание. По сути своей, внутренняя речь – это своего рода прослойка между начальными мыслями и конечной и развернутой речью. Помимо этого, такой тип речи имеет характер речи «для себя», тогда как внешняя речь предназначена «для других». Вторая же имеет устную и письменную форму.

Советский психолог А.Р. Лурия в своих работах утверждал, что аффективная речь является простейшей формой устной речи. Она состоит из отдельных и, как правило, несвязных между собой, фрагментов, восклицаний и штампов, по которым можно в определенной степени судить о психическом состоянии говорящего, уровне испытываемой тревоги, отношению к разговору и враждебного отношения к оппоненту. Такой эффект вызывает сильное эмоциональное потрясение, которое лишает возможности четко формулировать свои мысли, мотивы. Нередко встречаются и примеры симулятивного характера, в которых свидетель умеренно пытается ввести в заблуждение суд и следствие, пытаясь получить иную, более щадящую меру наказания.

Профессия юриста тесно переплетается с наиболее распространенным видом речи – диалогическим. Он представляет из себя общение двух сторон, направленное на выяснение отношений каждой к различным явлениям, происшествиям, личностям и т.д.

Среди прочих выделяется особый вид устной речи – монолог. Он представляет из себя полное и законченное изложение мыслей, мотивов, умозаключений, взглядов и знаний индивидуума. Такая речь готовится заранее, имеет четкую структуру и план изложения, сопровождается жестикуляцией, мимикой и прочими невербальными сигналами. Однако, по сравнению с диалогической речью, подобные выражения носят более сдержанный характер. В частности, это касается различного рода докладов, выступлений в суде или лекций. Подобного рода монологическую речь некоторые называют эпичной. Ее применяют во время судебных прений и зачитывании речей участниками судебного процесса.

Кроме эпической в юридической деятельности широко распространена еще и драматизирующая речь. Она носит более живой и эмоциональный характер, применяется активная жестикуляция и мимика. Зачастую подобная речь имеет более скудную подготовку. Применяется во время допроса свидетеля, чтобы сразу настроить его на правильный лад. После окончания речи ему задается вопрос, тем самым беседа переводится в диалог.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

Профессия юриста требует высокого знания письменной речи, так как ее роль данном деле исключительно велика. Именно с ее помощью заполняются документы для судебных разбирательств, а именно: криминальных, уголовных и гражданских процессов, утверждение договорных взаимоотношений и т.д. Каждый документ имеет четкую регламентацию. Для его соблюдения был придуман протокольный язык. Он включает в себя не только сборку специальных терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты. К такому стилю предъявляются особые требования: использование только тех терминов, трактовка которых однозначна; употребление максимально коротких и сжатых формулировок; краткое изложение материала.

Юристы часто пользуются различными речевыми формами, им постоянно приходится особенности речевого аппарата других лиц. Чужая речь – это огромный источник информации, в котором можно найти доказательства для своего дела. Для обретения силы таких показаний, свидетель должен давать их в зале суда при протекании особых судебных процессов.

Речь также может служить идентификацией личности. Во время беседы с юристом, речь участников общения стилистически не организована и носит избыточную информацию. По форме она близка к разговорной речи, однако нередко подходит и к литературной.

Состояние эмоциональной напряженности человека, которого вызвали в зал судебного разбирательства, в значительной степени сказывается на качество и полноту его речи. Фразы остаются неоконченными, окончания слов съедаются, речь становится экспрессивной. Появляются различные слова-паразиты, большие паузы между словами, поправки и перестановки слов в предложении. Появляется формально-структурное нарушение фразы, переживание усугубляется, а количество глубоких вздохов и запинок еще больше растет.

Проведя анализ речи такого человека, можно прийти к выводу, что с ростом количества пауз для поиска подходящего слова уменьшается средняя длина отрезка речи, которую говорящий произнес без паузы нерешительности. Также растет показатель индекса нерешительности – отношение общего времени, затраченного на паузы для поиска слов, ко времени уверенной речи. Снижается использование словарного словаря. Растет использование слов «всегда», «ничего», «никогда», «все» и т.д., которые дают исключительно позитивный или категорически отрицательный характер предложению. Иначе расставляются ударения и увеличивается использование усиливающих частиц. Такие приемы называются в науке сверхподчеркнутой актуализацией.

Также подмечено, что допрашиваемое лицо на подсознательном уровне старается использовать в своем ответе те же слова, что слышал в вопросе от следователя, судьи, адвоката или прокурора. Это неизбежно ведет к искажению смысла речи допрашиваемого. Например, использование слова «хулиган» или словосочетания «хулиганские действия» несут под собой совершенно точные, определенные действия, за которые несется уголовно-административная наказуемость. Свидетель же такого смысла в свой ответ может не вкладывать, однако использование вышеупомянутых слов исказит его ответ. Чтобы этого избежать, стоит задавать свидетелю нейтральные вопросы, лишенные какого-либо значимого смысла в правовом поле выражений, которые могли бы повлиять на его речь.

Подобным образом на свидетеля влияет и ход мыслей следователя. Допрашиваемый на подсознательном уровне старается следовать ходу мысли спрашивающего, вследствие чего смысл также искажается. Данное явление называется вербальной ригидностью. Чтобы этого избежать, следует задавать уточняющие вопросы, ведущие к сути предыдущего вопроса, однако сказанные иными речевыми оборотами, применением перифраз.

Описанные явления играют важную роль в кристальности проведения судебного процесса. Именно поэтому крайне важно, чтобы любые коммуникативные барьеры были сведены к минимуму, так как помимо выше описанных причин, участники диалога могут иметь разное образование, взгляды, субъективное отношение к обсуждаемому.

Во время допроса, следует учитывать еще и то, что свидетель либо обвиняемый в своих ответах передает не только свои мысли, а еще и эмоциональное отношение к предмету разговора. Услышать это можно в его интонациях, выделенных ударениях на ключевых словах, прерывании речи паузами неловкости, проявление слезливости и т.д. При этом замечается изменение голоса отвечающего – усиление основного тона и интенсивность речевого сигнала, учащение пульса, сбитое произношение и другое.

Повышенная эмоциональная нагрузка на свидетеля также заставляет его зачастую отвечать, не дослушав вопрос до конца. Из-за стресса отвечающий не полностью вникает в суть вопроса, в его глубинный смысл, не способен провести анализ. У него нарушается процесс смысловой обработки речи спрашивающего. Возбудимые личности, как правило, лучше усваивают начало вопроса, а тормозимые – конец.

Следователь может получить до 40% информации из одной только интонации голоса. Для этого достаточно внимательно слушать допрашиваемого. Голос укажет, как человек относится к тому или иному факту, какие у него черты характера и волевые качества, в чем он нуждается и какие у него интересы. По нему можно понять самочувствие, услышать переживания и изучить темперамент. Некоторые ученые считают, что определенный тембр и тон голоса в разных ситуациях совершенно точно показывает информацию о человеке, куда больше остальных приемов риторики.

Делая более глубокий разбор судопроизводства, можно отметить, что диалог следователя и свидетеля ведется с различными разговорными оттенками, он наполнен лексическими окрасками, яркими эмоциями и множеством прочих невербальных сигналов. Свидетель делает живое речевое высказывание с многозначительным содержанием, однако в протокол идет сухая запись следователя о ведении диалога и его итоге. В полной мере передать все чувства и эмоции на сухом протокольном языке невозможно, отчего и появляются некоторые несостыковки в будущем. Данную проблему можно решить путем установки видео- и аудиозаписи судового процесса.

Анализируя высказывание свидетеля, можно определить его воспитание, уровень развития, тип мышления, психологическое состояние, черты характера, психические отклонения и т.д. Все это является индивидуально-психологическими особенностями человека, которые становятся понятными, исходя из характеристик речи отвечающего: скорость, ее разнообразие – штампованность, неологизмы, нарушения речевого потока и т.д.

Особое внимание стоит обратить на нарушение речи, которыми являются:

  1. логорея — повышенная речевая активность, многословие, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;
  2. персеверация — многократная повторяемость высказываний полностью или частично;
  3. разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;
  4. излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;
  5. резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.