Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие зрительного восприятия формы



Октябрь

3–4 Тема: «Красный, желтый, зеленый, синий». Задачи: – формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; – развивать умение различать и подбирать цвет, соответству-ющий изображенным предметам; – уметь называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) Демонстрационный материал: Коврограф. Цветные дорожки (красная, желтая, зеленая, синяя). Раздаточный материал: фломастеры, краски акварельные, стаканы с водой, листы бумаги на каждого ребенка с изображением домашних животных и дорожек: Кошка – красная дорожка, собака – желтая дорожка; корова – зеленая дорожка, лошадь – синяя дорожка. На коврографе – цветные картинки этих же животных, под каждым из них цветные дорожки. Цветные картинки детенышей Задание по определению цвета. Рассмотреть цветные дорожки, назвать их цвет. Игра «Кто на какой дорожке сидит». Игра «Найди маме её детёныша».  Вспомнить названия домашних животных и их детё-нышей. Найти изображения этих животных. Каждому животному определить своего цвета дорожку, затем на этот же цвет положить карточку с изображением детёныша. Вопросы педагога: – Какого цвета дорожка? – Как зовут детёныша кошки (козы, коровы)? – На какую дорожку ты посадил детёныша (на красную, синюю)? Практическая работа на листе: 1. Выбрать фломастеры такого же цвета, как дорожки у животных. 2. Провести прямые линии по дорожкам (красной дорожке – красная линия… и т. д.). 3. Назвать цвет каждой линии. (Аналогично выполнить работу красками, только называть цвет краски.)

Продолжение табл.

Ноябрь

5–6 Тема: «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый». Задачи: – уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); – уметь соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; – уметь локализовывать красный цвет из красных, зеленых, синих; зеленый из желтых, синих, красных; синий цвет из красных, желтых, зеленых; коричневый цвет из всех основных цветов; – развивать мелкую моторику рук Демонстрационный материал: 2 набора предметов (шарики, куби- ки – красные, желтые, зеленые, синие, коричневые), цветные коробочки, медведь коричневого цвета; большая коробка, в ней смешаны разного цвета шарики, кубики; коробка с шариками – красными, зелеными, синими; коробка с зелеными, желтыми, синими кубиками; коробка с синими, красными, желтыми, зелеными, коричневыми шариками, кубиками. Раздаточный материал: фломастеры или акварельные краски, кисть, стакан с водой, лист с нарисованными кубиками, шарами. Кубики закрашены акварельными красками – красной, желтой, зеленой, синей, коричневой. Подставки для детей со сходящимся косоглазием Дидактическая игра «Помоги медведю» (разложить в коробки предметы – шары, кубики). Вопросы педагога: – Какого цвета шары? – Какого цвета кубики? – Какого цвета коробки? – Какого цвета медведь? – Найдите коробку такого же цвета, как и медведь. – Какого цвета коробка? (Коричневая.) Задание «Подарок медведю». – Выберите из коробки красные шарики. Какого цвета шарики? – Выберите из коробки зеленые кубики. Какого цвета кубики? – Выберите из коробки коричневые кубики. Какого цвета кубики? – Подарите кубики медведю. Какого цвета медведь? Какого цвета кубики вы подарили медведю? Практическое задание. Нанести краской мазки на круги такого же цвета, как кубики

Продолжение табл.

Декабрь

7–8 Тема: «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный». Задачи: – уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный); – закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; – уметь локализовывать черный цвет из всех основных цветов Демонстрационный материал: цветные дорожки (красная, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная); цветные предметы (кубики, шарики). Раздаточный материал: лист бумаги с нарисованными кругами (в каждом ряду круги закрашены – красный, желтый, синий, коричневый, черный цвет), фишки такого же цвета. Лист бумаги с нарисованной елкой, вырезанные из бумаги (картона) разного цвета шары Задание 1. «Назови цвет дорожек». Задание 2. «Покажи кубики и шарики по одному с называнием их цвета». Задание 3. «Найди предмет (шарик, кубик) такого же цвета, как дорожка, и положи его на дорожку». – Назовите цвет дорожки. – Назовите цвет кубика (шарика). – Накройте фишками круги такого же цвета, как на образце. Практическое задание. Выполнить аппликацию «Украсим елку цветными шарами». Вопросы педагога: – Какого цвета елка? – Какого цвета шары? – Покажите красный (синий, зелёный) шар

Январь

9–10 Тема: «Соотнесение цвета с реальным объектом». Задачи: – закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; Раздаточный материал: цветные карточки размером 5 × 10 – красные, желтые, зеленые, синие, коричневые, черные; акварельные краски, кисть, стакан с водой, лист Задание «Поиск предметов». Педагог. Найдите в кабинете (группе) игрушку такого же цвета, как карточка. Вопросы: – Какого цвета карточка?

Продолжение табл.

  – упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов; – развивать мелкую моторику рук бумаги с изображением контуров игрушек. Игрушки: мяч, кукла с бантом, лошадь коричневого цвета. Игрушки размещены на столе на рас-стоянии 20–30 см от глаз. Силуэты, контуры игрушек (медведь, пирамидки, машины и т. д.) – Какого цвета игрушка? (Со всеми цветами.) Практическое задание «Рассмотрим игрушки». Вопросы: – Что это? Какого цвета мяч? (Одна сторона синяя, друга красная.) Какого цвета у куклы бант? (Желтый.) Какого цвета лошадь? (Коричневая.) – Подберите краску для мяча. Какого цвета краска? Нанесите штрихи на изображение мяча. Какого цвета мяч? Подберите краску для банта. Какого цвета краска? Нанеси штрихи на бант. Какого цвета бант? – Подберите краску для лошади. Нанесите штрихи на лошадь. Какого цвета лошадь? Закрашивание контура, силуэтов игрушек. (Медведь – коричневой краской, пирамидка – красный, желтый, зеленый, синий; машина: кабина красной, кузов зеленой, колеса черной)

Февраль

11–12 Тема: «Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке». Задачи: – закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; Демонстрационный материал: посуда: чашки, блюдца основных цветов (реальные предметы). Раздаточный материал: цветные силуэты посуды; контурные изображения посуды (кастрюля, чашка, чайник и т. д.) на листе бумаги; Задание 1. «Назови посуду». Рассмотреть на картинке посуду и назвать ее. Вопрос: – Какого цвета посуда? Задание 2. «Цвет посуды». Педагог. Поставьте на стол посуду такого цвета, который я назову. Какого цвета посуда?

Продолжение табл.

  – закреплять умение локализо-вывать предметы заданного цвета; – упражнять в применении цвета в практической деятельности цветные круги, клей, салфетки, кисть для клея (или карандаш клеевой). Подставка для детей со сходящимся косоглазием Задание 3. «Силуэты посуды». Педагог. Рассмотрите силуэты и подберите к чашкам блюдца. Назовите их цвет. Практическое задание. Наклеить цветные круги на контурные изображения посуды

Март

13–14 Тема: «Веселые птички». Задачи: – закреплять умение различать, называть и сравнивать птиц в цвете, последовательно выделять цвет; – уметь группировать цветные силуэты; – упражнять в применении цвета в практической деятельности; – уметь правильно распределять части птицы на листе бумаги Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц (петух, курица, цыпленок, воробей, сорока, ворона). Раздаточный материал: – силуэты птиц в цвете; – вырезанные из цветной бумаги части тела птиц (голова, тело, клюв, крылья); – клей, салфетки, кисти для клея (клеевой карандаш), лист белой бумаги. Подставки для детей со сходящимся косоглазием Задание 1. «Назови цвет петуха» Рассмотреть картинку с изображением петуха. Вопросы педагога: – Какого цвета у петуха гребешок, борода? – Какого цвета хвост? Задание 2. «Кто это?» Назвать птицу на картинке. Вопросы: – Какого цвета курица, цыпленок? – Какого цвета воробей (сорока, ворона)? Задание 3. «Сравни птиц по цвету». Задание 4. «Найди птиц, одинаковых по цвету». Задание 5. «Выбери силуэты». (Назвать цвет силуэтов.) Практическое задание. Аппликация «Птичка»

Продолжение табл.

Апрель

15–16 Тема: «Отгадай цвет». Задачи: – формировать умение видеть и называть цвет движущихся объектов; – развивать глазодвигательные функции; – упражнять в умении применять цвет в практической деятельности; – уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги, развивать глазомер, мелкую моторику рук Демонстрационный материал: игрушки: машины (красная, синяя, желтая, зеленая); кубики и мячи такого же цвета; ворота (дуга). Раздаточный материал: лист бумаги, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги (квадрат – красного цвета – кабина; прямоугольник – зеленого цвета – кузов; круги – черного цвета – колеса), клей, кисть, салфетки. Подставки для детей со сходящимся косоглазием Дидактические игры: 1. «Быстрые машины». (Машины движутся по одной.) Педагог. Проследите за движением машины. Какого цвета движется машина? 2. «Машины с грузом». Проследить взглядом за грузом. Вопросы: – Какого цвета груз? – Какого цвета машина? 3. «Прокати мяч в ворота» (по одному мячу разного цвета). Проследите за движением мяча. Какого цвета мяч? Практическое задание. Выложить из геометрических фигур машину. Выполнить аппликацию машины. Вопросы: – Какого цвета кабина? – Какого цвета кузов? – Какого цвета колеса?

Май

17–18 Тема: «Цветные поляны». Демонстрационный материал: вырезанные из цветного картона (красного, синего, желтого, зеленого, Дидактические игры: 1. «Собери лепестки» (красного цвета). Выложить из них цветок.

Окончание табл.

  Задачи: – закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; – уметь осуществлять выбор заданного сенсорного эталона; – развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; – воспитывать доброжела- тельность, любовь к близким и родным коричневого, черного цвета – по 4 каждого цвета); цветы на магнитах такого же цвета, бабочки на магнитах такого же цвета; удочки с металлическим наконечником. Белое поле с разноцветными круга-ми (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный). Раздаточный материал: фломастеры, листы с контурами цветов. Подставки для детей со сходящимся косоглазием (Такие же манипуляции с лепестками другого цвета.) Дети выполняют работу на полу. 2. «Поле с разноцветными кругами». Вопросы: – Что вы видите? – Назовите, какого цвета круги. 3. «Посади цветы на поле» (с помощью удочки). Дети выполняют работу на столе. 4. «Посади на цветок бабочку» (с помощью удочки). Бабочка такого же цвета, как цветок. Вопросы: – Какого цвета бабочка? – Какого цвета цветок? 5. «Проследи за полетом бабочки» (взгляд направлять справа, влево). Какого цвета бабочка? Практическое задание. Каждый выбирает фломастер, который понравился, и рисует на цветке линии разной длины. Вопросы: – Какого цвета ты выбрал фломастер? – Какие линии ты нарисовал? – Какого цвета? – Кому бы ты хотел подарить этот цветок?

 

Развитие зрительного восприятия формы

Номер занятия Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы

Сентябрь

1–2 Тема: «Круги, овалы». Задачи: – развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму; – формировать у детей зрительные способности обследования предметов, различать и называть форму геометрических фигур (круг, овал) и соотносить их форму с формой объемных тел; – обучать приемам лепки (раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями, придавать пластилину форму); – уметь делать углубление пальцем; – развивать осязание и мелкую моторику рук Демонстрационный материал: овощи круглой формы (помидор, редис, репа), фрукты круглой формы (яблоко, апельсин, мандарин), овощи овальной формы (огурец, морковь), фрукты овальной формы (слива, лимон). Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (пластика): круги, овалы разной величины; «Чудесный мешочек» (из ткани); пластилин, клеенка, салфетки; муляжи овощей и фруктов, вылепленные из пластилина крупного размера (яблоко, огурец, морковь, груша) Задание 1. «Обследуй овощи» (зрительно и на ощупь). Вопросы и ответы: – Какого цвета помидор? (Красный.) Какой формы? (Круглой.) Какого цвета яблоко? (Зелёное.) Какой формы яблоко? (Круглое.) Какого цвета репа? (Желтая.) Какой формы? (Круглая.) Игра «Чудесный мешочек». Найти в мешочке на ощупь помидор. Какой он? (Красный, круглый.) Найти в мешочке на ощупь редис. Какой он? (Красный, круглый.) Найти в мешочке на ощупь репу. Какая она? (Желтая, круглая.) Аналогично дети на ощупь достают из мешочка фрукты круглой формы, называют цвет, форму (яблоко, апельсин, мандарин). Затем педагог предлагает детям на ощупь достать овощи и фрукты овальной формы. Задание 2. «Рассмотри фигуры». Покажите круг. Покажите овал. Найдите круг, похожий на помидор. Какой он формы? (Круглой.) Найдите овал, похожий на огурец. Какой он формы? (Овальной.) и т. д.

Продолжение табл.

    Задание 3. Выбери все круги. Выбери все овалы. Практическое задание. Лепка из пластилина «яблока», «огурца», «моркови» и т. д.

Октябрь

3–4 Тема: «Обследуем предмет». Задачи: – развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира; – формировать у детей зрительно-осязательные способности обследования предметов; – уметь различать и называть форму геометрических фигур (круг, овал, квадрат) и соотносить их с формой объемных тел (шар, куб), (эллипсоид показать детям без названия) (рекомендация Магницкой) Демонстрационный материал: – рельефное изображение круга, овала, квадрата (пособие). высота рельефа 0,5–1 см; – объёмные тела: шар, куб (кубик), эллипсоид (яйцо); – чудесный мешочек из ткани; – фотоаппарат (игрушечный); – кукла «Буратино» Задание 1. «Пройди по дорожке». Педагог. Рассмотрите внимательно круг. Пройдите пальчиками по дорожке круга, ладошкой, снова пальчиками. Это круг. Что это? (Ответ ребенка.) Педагог. Рассмотрите внимательно овал. Пройдите пальчиками по дорожке овала, ладошкой, снова пальчиками. Это овал. Что это? (Ответ ребенка.) Педагог. Рассмотрите внимательно квадрат. Пройдите пальчиками по дорожке квадрата, останавливайся на уголках (можно с ребенком посчитать дорожки, затем уголки), пройди по дорожкам ладошкой, снова пальчиками. Это квадрат. Что это? (Ответ ребенка.) Задание 2. «Форма предмета». Педагог. Покажите, у какой фигуры есть много дорожек и есть углы. Что это? (Ответ ребенка.) Педагог. Рассмотрите внимательно шар. Ощупайте его. Он круглой формы. Какой формы шар? (Ответ ребенка.) Прокатите шар по столу. Прокатите шар по полу. Шар быстро катится, потому что он круглый. Почему шар катится так быстро? Педагог. Рассмотрите внимательно куб (кубик). Ощупайте его. Куб квадратной формы (педагог

Продолжение табл.

    проводит указкой, рукой ребенка по граням куба, обращает внимание на углы). Какой формы куб? Прокатите куб по столу. Прокатите куб по полу. Быстро катится куб? А шар? Куб не сможет катиться, как шар. Ему мешают уголки. Почему куб не может катиться, как шар? Педагог. Рассмотрите внимательно эллипсоид (яйцо). Ощупайте, оно такое же, как шар? Нет, шар круглый, а яйцо вытянутое. Яйцо овальной формы. Какой формы шар? Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Найти в мешочке на ощупь шар. Что это? Какой формы? Найди в мешочке на ощупь яйцо. Какой формы яйцо? Дидактическая игра «Буратино-фотограф». Педагог имитирует съемку объемных тел (куб, шар, эллипсоид (яйцо)). Показывает детям фотографии – плоскостные рельефные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат. Задание 3. Расставь объемные тела к плоскостным изображениям. Чья это фотография?

Ноябрь

5–6 Тема: «Соотнесение плоскостных изображений с объем- ными геометрическими телами». Демонстрационный материал: – рельефное изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат); Задание 1. «Узнай фигуры». Показать детям рельефное изображение геометрических фигур. Вопрос и ответ: – Что это? (Круг, квадрат, овал.)

Продолжение табл.

  Задачи: – формировать у детей зрительные способы обследования предметов: замечать их форму и соотносить с формой плос-костных изображений и объемных геометрических тел (круг – шар, овал – эллипсоид, квад- рат – куб);  – уметь соотносить форму геометрических тел с реальными предметами – объемные геометрические тела: шар, эллипсоид (яйцо), куб. Раздаточный материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона; прорези геометрических фигур – круг, овал, квадрат; лист бумаги с изображением медведя, зайца, лисы (по одному изображению) для моделирования образа зверей (методом наложения геометрических фигур на изображение контура) Задание. «Назови предмет». Показать детям объемные тела (шар, куб, эллипсоид). Вопросы и ответы: – Что это? (Показывать по одному предмету.) – Какой формы предмет? (Ответы детей.) Задание 2. «Расставь правильно». 1. «Расставь объемные тела». Объемные тела ставят на рельефное изображение геометрических фигур – шар – круг, куб – квадрат, яйцо – овал. 2. «Расставь геометрические фигуры». Геометрические фигуры раскладывают возле объемных тел. Практическое задание. Выложить из овалов и кругов медведя (зайца, лису)

Декабрь

7–8 Тема: «Знакомство с тре- угольниками». Задачи: – формировать у детей навык зрительно-осязательного Демонстрационный материал: рельефное плоскостное изображение треугольника, круга, овала (высота рельефа 0,5 см); цветные треугольники, овалы, круги из картона; панно Задание 1. Рассмотри и обследуй рельефное изо-бражение треугольника. (Ребенок обследует сначала пальцами, затем одним пальцем, ладошкой.) Вопросы и ответы: – Что это? (Ответ ребенка.)

Продолжение табл.

  способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; – уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом с прорезями геометрических фигур; объемные тела: конус, пирамида, шар, куб. Раздаточный материал: цветная и белая бумага, клей, тре-угольники и квадраты из зеленой бумаги (по 3 шт.) – Посчитаем вместе дорожки (уголки). – Что есть у треугольника? Задание 2. Рассмотри и обследуй овал, круг и тре-угольник. Вопросы: – У какой фигуры нет углов? – У какой фигуры есть углы? (Ответ ребёнка.) Дидактическая игра «Каждой фигуре свое место». Панно с прорезями геометрических фигур. Дети к изображению треугольника ставят конус, пирамиду, к кругу – шар, к квадрату – куб. Практическая работа. Аппликация «Ёлка» из геометрических фигур. Аппликация «Дом». – Из каких фигур дом?

Январь

9–10 Тема: «Круг, овал, квадрат, треугольник». Демонстрационный материал: рельефные плоскостные изображения Игра. Найди и назови на ощупь круг (овал, квадрат, треугольник). Фигуры рельефные.

Продолжение табл.

  Задачи: – закреплять представление о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник); – закреплять умение соотносить плоские изображения с объем-ными телами; – развивать глазомер, мелкую моторику рук геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник). Раздаточный материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона (круг, овал, квадрат, тре-угольник); строительный набор Загадки:              У этой фигуры нет углов,              Но она вытянутая. Что это? (Овал.)              У этой фигуры нет углов,              Но она раздутая. Что это? (Круг.) Задание 1. «Определи на ощупь фигуру» (глаза у ребенка закрыты). Предлагается рельефное изображение круга и треугольника. (Найти треугольник, найти круг.) Задание 2. «Выбери фигуры». Выбрать все тре-угольники из кругов. Выбрать все овалы из треуголь-ников. Выбрать все квадраты из треугольников. «Каждой фигуре – место» – заполнение прорезей. Практическое задание «Гусеница». Из строительного материала дети выбирают пластины тре-угольной формы и строят гусеницу. Все треугольники в одном направлении

Февраль

11–12 Тема: «Предметы вокруг нас». Задачи: – уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; Демонстрационный материал: игрушки: мячи, шары (большие и маленькие), пирамиды, башенки, кубики, коробки. Задание 1. «Найди предметы, похожие на круг (овал)». «Найди круглые игрушки». «Найди такой же шар, куб». «Найди квадратную игрушку (треуголь-ную)».

Продолжение табл.

  – уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом Раздаточный материал: плоскостное изображение (картин-ки) – мяч, пирамидка, кубик, круг, квадрат, треугольник. Образцы узоров: Задание 2. «Найди такой же» (педагог показывает изображения предметов). Рассмотреть все изображения и найти такой же предмет. Что это? (Ответы детей.) Задание 3. «Найди такой же, как на картинке» (квадрат, круг, треугольник). Практическое задание «Выложи узор». Выложить узор по образцу и украсить им посуду

Март

13–14 Тема: «Учимся видеть пред-меты в движении». Задачи: – уметь видеть движущиеся предметы, замечать и называть их форму; – развивать двигательную функцию мышц глаза, глазомер, мелкую моторику рук Демонстрационный материал: шары (большие и маленькие), ворота, машины грузовые, мячи, пирамиды, кубы; вращающийся диск; птицы (муляжи, силуэты) на шнурке. Раздаточный материал: круг, овал, треугольник из цветного картона, клей, кисть, бумага Игра «Прокати мяч в ворота». Вопросы и ответы: – Что это? Какой формы? Игра «Проследи, какой груз везет машина». Игра «Проследи за вращением диска». Вопросы: – Какой предмет? Какой формы? Игра «Проследи за полетом птиц». Какой формы у птиц голова? (Круглой.) Какой формы клюв? (Треугольной.) Какой формы туловище? (Овальной.) Практическая работа. Аппликация «Птицы»

Апрель

15–16 Тема: «Магазин игрушек». Задача: закреплять умение соотносить эталоны формы Демонстрационный материал: игрушки простой конфигурации: кукольная посуда, мячи, кубики, Дидактическая игра «Магазин». Вариант 1. «Магазин игрушек» (дети – покупатели, педагог – продавец).

Окончание табл.

  реальных предметов с формой плоскостных изображений пирамидки, домики. Раздаточный материал: картинки в цветном изображении игрушек; силуэтные изображения игрушек Всем детям раздаются карточки с изображением игрушек. Педагог. Мила, что ты хочешь купить? Ребенок. Я хочу купить круглый мяч (отдает кар-точку педагогу, берет такой же мяч, как на картинке) и т. д. Каждый «покупает» по 2–3 предмета. Вариант 2. «Магазин фотографий». В магазине находятся цветные фотографии игрушек. У детей в руках реальные игрушки. Игра проводится аналогично. Вариант 3. Детям раздают силуэты, по силуэту они выбирают себе игрушку. Вариант 4. Детям раздают игрушки, по игрушке они выбирают силуэт

Май

17–18 Тема: «Найди предмет». Задача: формировать навык зрительно соотносить шар, куб, конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке Демонстрационный материал: шары, кубы, конусы, пирамиды (большие и маленькие). Раздаточный материал: строительный конструктор Задание «Найди предмет». Найти предмет, похожий на шар. Найти предмет, похожий на куб. Найти предмет, похожий на пира- миду. Практическая работа «Построй из объемных тел на песке дом». Построить из объемных тел мост. (дети называют форму предметов, из которых они производят постройку.)

 

Развитие зрительного восприятия величины

Номер  занятия Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы

Сентябрь

Тема: «Большие и малень- кие». Задачи: – закреплять умение различать, выделять величину предметов; – развивать навык зрительно-двигательного бимануального обследования величины предметов; – формировать понятия «большой»; «маленький»; – уметь узнавать и называть точным словом большие и маленькие предметы; – уметь различать величину предметов на основании осязательно-зрительного способа обследования Демонстрационный материал: ширма, двухместная матрешка; 8 мячей одного цвета, разного размера (большие и маленькие). Раздаточный материал: двухместная матрешка, полоски из цветной бумаги, большой и маленький шарик Игра «Большие и маленькие мячи». Дети отбирают мячи заданной величины, называют их величину. Игра «Матрешки на дорожке». Расставить матрешек на дорожку, сначала большую, затем маленькую (уточняют величину). Игра «Чудесный мешочек». Рассмотреть большие и маленькие шарики и опустить шарики в мешок (дети уточняют величину каждого шара). Вопросы и ответы: – Достаньте из мешка на ощупь большой шарик. – Какой шарик ты достал? – Достаньте из мешка маленький шарик. – Какой шарик? Тема: «Сравнение пред- метов». Демонстрационный материал: большая трёхместная матрешка, формы для песка (вкладыш). Игра «Подбери коробку для игрушек». Дети прячут в коробку игрушку соответствующей величины и объясняют свои действия.

Продолжение табл.

  Задачи: – уметь осуществлять выбор тождественного предмета по величине (образцу) и проверять его промериванием (такой, не такой); – учить ориентироваться на величину как на значимый признак; – знать понятие «средний по величине»; – формировать умение составлять упорядоченный (сериаци-онный) ряд из трёх объектов; – знать правило сериации предметов в убывающей степени величины; – активизировать словарь за счет словосочетаний: «этот предмет больше», «этот предмет меньше» Раздаточный материал: две игрушки разных размеров (большая и маленькая); две коробки с крышками двух размеров, трёх- местная матрешка, формы для песка (вкладыш) Игра «Расставь по росту». Дети раскрывают большую матрешку, вынимают матрешек и выстраивают их по порядку, от самой большой до самой маленькой. Игра «Матрешки в ряд». Строят матрешек в убывающей последовательности. Игра «Построй башню». Раскладывают формы для песка, уточняют величину

Октябрь

Тема: «Большие и маленькие предметы». Задачи: – уметь осуществлять выбор величины по образцу, произ- Демонстрационный материал: фланелеграф, квадраты (красный, желтый, зеленый) трех размеров, пары предметов (машины, мячи, матрешки, чашки и т. д.), разные Задание 1. «Разные квадраты». (На фланелеграфе размещены квадраты 3 размеров.) Педагог. Рассмотрите геометрические фигуры и ответьте на вопрос: «Какой по величине красный (зеленый, желтый) квадрат?». (Ответы детей.)

Продолжение табл.

  водить выбор величины по слову; – формировать умение сравнивать предметы по величине, используя способ наложения и приложения, устанавливать отношения «равенства – неравенства»; – упражнять в парном сравнении по общему объему: «большой – маленький»; – уметь создавать сериационный ряд по правилу: «Каждый раз из группы предметов выбираю самый большой объект»; – знакомить детей с относи- тельностью величины; учить устанавливать разницу в вели-чине между предметами; фор-мировать понятия «больше – меньше» по величине (большие и маленькие). Раздаточный материал: пирамидка из трех съемных одно- цветных колец трех размеров; карточки с контурным изображением двух одинаковых предметов разной величины Практическая работа. Определить разницу величины фигур, используя прием наложения. Задание 2. «Найди такое же колечко». Из массы колечек от пирамид дети выбирают одинаковые по величине кольца. Затем собирают пирамиду, уточняют расположение и величину каждого колечка. Задание 3. «Большие и маленькие предметы». Сравнить величину предметов: машины, чашки и т. д. Например: синяя машина больше, а красная машина – меньше (так же дети говорят о других предметах). Практическая работа. «Раскрась предметы». Варианты закрашивания контурного изображения: большой предмет – красным, тот который меньше – зеленым, в конце работы дети рассказывают, какой предмет по цвету больше, а какой меньше
Тема: «Длинные и короткие дорожки». Задачи: – уметь выделять величину как свойства предмета; Демонстрационный материал: фланелеграф, две полоски разного цвета (на 10 см разница); цветные изображения домика и лошадки, две дорожки разного цвета и размера (20 см × 3 м; 20 см × 1,5 м). Задание 1. «Длинные и короткие дорожки». Назвать цвет каждой дорожки. Сравнить дорожки: какая длиннее (короче)? Использовать прием наложения. (Дети уточняют величину, проводя пальцем вдоль дорожек.)

Продолжение табл.

  – формировать умение устанавливать отношения «равенства – неравенства»; – знать правило сравнения: «При сравнении объектов по длине их необходимо под-равнивать с левого края»; – формировать знания о длине предметов; познакомить с тем, что при показе длины рука движется слева направо; – продолжать формировать словарь за счет введения понятий «длиннее», «короче» Раздаточный материал: матрешка, две полоски разной длины (разница 5 см) и разного цвета; кар-точка с контурным изображением дорожек разной длины Вопросы и ответы: – Как бежит пальчик по длинной дорожке? (Долго.) – А по короткой? (Быстро.) (В конце зеленой дорожки домик.) – По какой дорожке лошадка быстрее доберется до домика? Задание 2. «Разные дорожки». Определить длину дорожек. Проверить наложением, приложением. Пройди пальчиком по дорожкам. (Затем по дорожкам гуляют матрешки.) Практическая работа «Закрась дорожки». (Длинная дорожка – красным, короткая – зеленым.) Вопросы: – Какая по цвету дорожка длиннее? – Какая короче? – Как это определить? Задание 3. «Пройди по дорожкам». Пройти по длинной дорожке. Пройти по короткой дорожке. Ответить на вопросы педагога

Ноябрь

Тема: «Строители». Задачи: – упражнять в сравнении предметов по длине и нахождении равных по длине объектов с использованием способов Демонстрационный материал: на ковре недостроенный мост, с обеих сторон два кубика (опора моста) на опоре лежит дощечка (другой нет), рядом 3 дощечки: 1-я короче на 10 см образца, 2-я на 10 см длиннее, Практическая работа. «Достроим мост». Подобрать нужные по длине дощечки, используя прием наложения. Показать дощечки одинаковой длины. Вопросы и ответы: – Какие дощечки? (Одинаковые, равные.) – Покажите дощечку короткую.

Продолжение табл.

  приложения и наложения; – формировать обобщающие понятия: «одинаковые по величине», «равные по величине», «одинаковые по длине», «равные по длине»; – развивать глазомер, учить сравнивать предметы по вели-чине на глаз; – уметь строить сериационный ряд по длине в убывающей последовательности и отражать в речи правило упорядочивания предметов в ряд по длине; – развивать прослеживающие зрительные функции а 3-я такой же длины, как образец; три полоски разного цвета и длины (5 × 25 см, 5 × 15 см, 5 × 10 см). На каждого ребенка по 3 игрушки – кукла с ленточкой, медвежонок, зайчонок и по две ленточки разного цвета и длины. Фланелеграф. Изображение домика и матрешки. Карточки с изображением «дорожек» и машин разного цвета – Какая по длине дощечка? (Короткая.) В заключение постройка моста обыгрывается по с


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.