Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ. Пояснительная записка



ВВЕДЕНИЕ

Исходя из принципа взаимодействия двух основных факторов развития личности – биологического и социального, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребёнка. Недостаточность зрения предопределяет процесс взаимодействия ребёнка с социальной средой. Отражение действительности посредством зрительного анализатора является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы. С помощью зрения опознаются не только предметы, но и основные признаки предметов: форма, величина, световые и цветовые характеристики. Устанавливаются пространственные отношения между предметами, процессами и явлениями.

Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети данной категории, как правило, имеют не только проблемы с нарушением зрения, но и различные отклонения в психофизическом развитии.

При обследовании детей, поступающих в специализированные группы, выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничено овладение социальным опытом. Исходя из этого занятия строятся дифференцированно, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные). В младшей группе коррекционные задачи включают в себя: накопление знаний и формирование приёмов чётких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесённости слова.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве, речевые расстройства и другие) у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеобразовательных занятиях.

Дети с нарушением зрительной системы нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.

При организации и планировании коррекционной работы тифлопедагог руководствуется следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:

Ÿ Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л. И. Плаксиной);

Ÿ От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Основная целькоррекционной программы – подготовка детей к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах). В рамках общеразвивающего обучения решаются следующие коррекционные задачи:

– формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

– комплексный психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

– дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, методики индивидуально-подгруппового обучения;

– система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

– обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий и т. д.).

Для достижений целей программы большое значение имеют забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии ребенка с нарушением зрения.

Сенсорное и физическое воспитание являются основой коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры планируются чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, в течение которой должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, ориентировки в пространстве.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве, речевые расстройства и другие) у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеобразовательных занятиях.

Основными направлениямикоррекционной работы являются:

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психологическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволит ему составить предварительное пред-ставление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным или остаточным (у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

Программа коррекционной работы состоит из следующих разделов:

Ÿ развитие зрительного восприятия;

Ÿ ориентировка в пространстве;

Ÿ социально-бытовая ориентировка.

Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Количество занятий в неделю в младшей группе:

Социально-бытовая ориентировка – 1;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве – 2.

В средней группе коррекционные задачи включают в себя: формирование приёмов целенаправленного восприятия; обучения на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

– по существенным признакам;

– на основе овладения приёмом сравнивания; обучение приёмам группировки на подражание; обучение переносу знаний и понятий в самостоятельную практическую деятельность.

Количество занятий в неделю в средней группе:

Социально-бытовая ориентировка – 1;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве – 2.

Коррекционная работа в старшей группе планируется в четкой логической последовательности с постепенным усложнением коррекционных задач.

Количество занятий в неделю в старшей группе:

Социально-бытовая ориентировка – 2;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве –1.

Коррекционная работа с детьми подготовительной группы требует огромного внимания к учету развития индивидуализма, состояния здоровья каждого ребенка, определения «зоны ближайшего развития», практической реализации взаимодействия между коррекционно-педагогическим и лечебным процессами.

Снижение состояния здоровья ребенка, связанное с нарушением зрения, предполагает форму работы с ним, как индивидуально, так и в дифференцированных группах, учитывая, что вся коррекционная работа организуется с учетом медицинских предписаний. Суть индивидуального подхода предполагает гибкое использование педагогом форм и методов воспитательного взаимодействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальная деятельность с ребенком предусматривает создание всех необходимых условий для того, чтобы обучение не замыкалось, не задерживалось на уже сформированном интеллектуальном уровне, а вызывало те интеллектуальные свойства, которые еще отсутствуют, но для их развития имеются необходимые предпосылки, тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в «зоне ближайшего развития».

Количество занятий в неделю в подготовительной группе:

Социально-бытовая ориентировка – 2;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве –1.

Предлагаемое тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образовательного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы. Одной теме следует уделять не менее одной недели (а иногда и более), оптимальный период – 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в кабинете, группе и уголках развития. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко учитывать специфику дошкольного учреждения.

 

Пояснительная записка

Раздел по развитию зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины предметов и формирование действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.

Раздел состоит из трех составляющих:

1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.

3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.

Формирование у детей зрительных способов обследования предметов начинается поэтапно.

На первом этапе проводится обследование: какими способами осязательного восприятия пользуется ребенок, каков уровень развития мелкой моторики, умение совершать точные движения пальцами правой и левой руки. В процессе обследования уточняется: какой из анализаторов является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно осязание и остаточное зрение и т. д. Эти данные помогают определить объем и средства дифференцированного подхода к обучению, составить план коррекционной работы на весь срок обучения.

Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:

– различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);

– соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.);

– соотносить, находить их форму в реальных объемах предметов в окружающем мире;

– различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный);

– соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;

– находить предметы определенного цвета в большом пространстве;

– различать, называть и сравнивать предметы по цвету с изображением на картинке;

– последовательно выделять основной признак – цвет;

– соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному силуэтному и контурному изображению;

– различать и сравнивать величину предметов (большой – маленький);

– зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения;

– находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.);

– выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький;

– группировать предметы по величине;

– соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины.

Коррекционную работу по развитию зрительного восприятия необходимо проводить, строго соблюдая правила:

– должна быть хорошая освещенность рабочего места. Освещённость подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне или её повышение – светобоязнь);

– поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

– оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала на столе 20–30 см.

Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов; поэтому педагог не должен допускать зрительного утомления.

Определенные требования предъявляются к наглядному материалу: применение более крупной фронтальной (до 15–20 см) и дифференцированной индивидуальной (1–5 см) наглядности; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаз, подставок, позволяющих рассмотреть объект в вертикальном положении.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, то есть машина должна быть меньше дома, помидор – меньше кочана капусты и т. д. На коврографе (фланелеграфе) следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8–10 шт., а объекты размером 20–25 см от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

– выбор адекватного фона;

– выбор определенного цвета: цвет в сочетании с другим и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);

– постоянное использование указки для показа;

– ребенок при показе объекта должен находиться у доски (коврографа, фланелеграфа) со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);

– педагог находится у доски (коврографа) справа, обязательно лицом к детям;

– некоторые объекты на рассматриваемой картине (картинках) даются с чётким контуром (обвести чёрным цветом по контуру).

Образцы для показа должны быть в 2–2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего размера, чем для остальных (1/2 альбомного листа). Для рисования используют как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 2–3 слабовидящих детей.

При рассматривании объекта (картины) детей рекомендуется рассадить таким образом:

– в 2–3 ряда соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз;

– полукругом (не широким);

– «каре»;

– параллельно: справа и слева от педагога (воспитателя) по одному ряду детей.

Во всех указанных положениях соблюдаются окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия (расходящееся). Детей с очень низкой остротой зрения (ниже –0,4) следует сажать за первый стол так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, или зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.