Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Постмодернизм в кино



Постмодернизм в кино

Постмодернизм (этимология этого слова "после современности") как интеллектуальное течение сформировался в стабильную постиндустриальную эпоху в условиях отсутствия (по сравнению со всеми предыдущими периодами) фундаментальных социально-экономических проблем и исторических вызовов. Пост-современность устанавливает повестку неопределенности, отсутствия какой-либо истины и пересматривает общественные ценности. Теоретиками постмодернизма считаются Ж.Бодрийяр ("Система вещей" 1969), Ж.-Ф.Лиотар ("Постмодернистское знание" 1970; "Спор" 1984), Слотердийк ("Волшебное дерево" 1985).

Его центральной отличительной чертой становится смешение стилей и отрицание иерархии ценностей. Главной движущей силой выступает намерение уравнять все возможные дискурсы, будь то элитарная или массовая культура, привычные для общества нормы и аморальное поведение, а также осмыслить истину не как что-то единственно верное и нерушимое, а субъективное и относительное.

 

Основные представители постмодернизма:

В литературе:

· Т. Пинчони («Энтропия»)

· Дж. Керуак («На дороге»)

· Э. Олби («Три высокие женщины»)

· У. Эко («Имя Розы»)

· В. Пелевин («Generation P»)

 

В философии:

· Ж. Деррида

· Ж.Ф. Лиотар

· Д.Ваттимо.

 

В архитектуре:

· П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине)

· Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго)

· Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

 

В живописи:

· Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»)

· Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117)

· С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

 

В кино:

· Т.Скотт («Настоящая любовь»)

· К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

Понятие симулякра как основа философии постмодернизма:

От латинского simulacrum – образ, подобие. Обобщение явлений и процессов, связанных с имитацией, подменой вещи чем-то другим, похожим на нее, ее аналогом, подделкой, копией, бутафорией, контрафактным продуктом, при том выдаваемых за саму эту вещь, за оригинал. Это квази, псевдо, «как бы», когда, сохраняя внешнее существование, вещи теряют свою сущность и служат выражением чего-то другого.

Понятие «симулякр» впервые встречается в латинских переводах Платона — как эквивалент греческого слова «эйдолон». Греческий философ разделял материальный мир и трансцендентный мир идей — эйдосов. Идеи воплощаются в реальных предметах и важно, чтобы это воплощение происходило без искажений. А «эйдолон» — это ложная копия, искажающая идею-прототип, не отражающая ее сущности. А значит, нарушающая гармонию Вселенной.

Позднее идею симулякра стали развивать французские философы-постмодернисты — Жорж Батай, Жиль Делез и Жан Бодрийяр. Делез предлагает необычайно смелую концепцию: по его мнению, человек и есть симулякр. «Бог сотворил человека по образу и подобию, — пишет философ. — Однако же в результате грехопадения человек утрачивает подобие, сохраняя при этом образ. Мы становимся симулякром. Мы отказываемся от морального существования ради того, чтобы войти в стадию эстетического существования»

Характерные черты постмодернизма в кино:

Центральной идеей постмодернизма является тезис о равноправии всех возможных дискурсов, или же, проще говоря, отрицание возможности существования истины как чего-то непреложного.

В области искусства наиболее важными следствиями этого является, во-первых, то, что в культуре с мощной интеллектуальной традицией отказ от поисков новых объективных истин приводит к мысли, что "все уже сказано".

Во-вторых, мир начинает рассматриваться через призму культуры в целом ("мир как текст"), и основной акцент в произведении переносится с его собственной эстетики и содержания на разнообразные культурные коды – так возникает цитатность как формообразующий элемент произведения.

В-третьих, отказ от традиционной категории истины также приводит к устранению любых культурных иерархий и оппозиций (противопоставления высокой/низкой культуры и др.) и смешению в одном произведении разных жанров, элементов различных культур и т.д. (нетрудно заметить, что это также и еще одна причина интереса к экзотическим кинематографиям).

В-четвертых, отказ от привычных оценочных оппозиций, строгих иерархий и критериев истинности приводит к пониманию мира вообще и культуры в частности, как состоящих из разрозненных фрагментов, связь между которыми не только не прослеживается, но и вообще не может быть установлена ("мир как хаос").

Наконец, в-пятых, отрицание понятия истины и, следовательно, понятий добра и зла, вызывает моральный релятивизм и, соответственно, ироничное отношение к описываемым или показываемым событиям, что в конечном итоге приводит к уменьшению эмоциональной вовлеченности в них зрителя (и позволяет свободно обращаться с рискованным или ранее запретным материалом).

Представители кинематографа и их особенные приемы в фильмах:

Постмодернистский фильм – это классификация произведений, которые формулируют темы и идеи постмодернизма через кино. Постмодернистский фильм пытается подорвать основные концепции повествовательной структуры и характеристики и проверяет приостановку аудитории недоверия. Как правило, такие фильмы также разрушают культурный разрыв между высоким и низким искусством и часто восходят к типичным изображениям пола, расы, класса, жанра и времени с целью создания чего-то, что не подчиняется традиционному описательному выражению.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.