|
|||
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЦЕЛЬ ЙОГИГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ
В "Бхагавад-гите" часто используется санскритское слово мам. Это слово означает «мне». Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: «Мне» - то есть Кришне. Не следует истолковывать это как-то по-другому. Если я говорю: "Принесите мне стакан воды", это значит, что стакан воды нужен именно мне, и если вы принесете его мне, а не кому-то другому, то поступите правильно. Когда Кришна говорит «Мне», это значит «Кришне». И тем не менее философы истолковывают это слово иначе: они говорят «чему-то другому». Это неверно даже с грамматической точки зрения. Тот, кто развил в себе привязанность к Кришне, обладает сознанием Кришны. Говорится, что когда человек влюблен, он постоянно думает о своей возлюбленной. Таково сознание влюбленного, и это естественно. Говорится также, что замужняя женщина, у которой есть любовник, делает вид, что полностью сосредоточена на своих домашних обязанностях, но на самом деле она только и думает: «Когда же наступит ночь и я увижу своего возлюбленного»? Эти примеры показывают, что если мы любим кого-нибудь, то способны думать о нем постоянно, хотя внешне мы занимаемся какими-то другими делами. Если даже в материальной жизни можно постоянно помнить о предмете своей любви, то почему же этого не может быть в духовной жизни? Именно этому и учит на "Бхагавад-гита». В "Гите" Кришна говорит Арджуне: Ты воин и потому обязан сражаться. Ты не имеешь права отказаться от участия в сражении. Ты должен сражаться, ибо таков твой долг». Я видел на реальных примерах, что юноши, которых в вашей стране призывают в армию, не хотят туда идти. Они не хотят идти в армию, потому что их не воспитывали как воинов, кшатриев. Их воспитывали как шудр, то есть простых рабочих. Это подтверждает научность кастовой системы. Часть общества должны составлять брахманы, ученые люди. Нужно отбирать наиболее разумных людей и преподавать им высшее, философское знание. А тех, кто не обладает таким интеллектом, как брахманы, следует обучать военному делу. В обществе требуются люди, занимающиеся самыми разными видами деятельности, а не только военные. Как могут все быть военными? Из-за того что шудр, обычных рабочих, посылают во Вьетнам, они просто гибнут, не принося никакой пользы. Страна, в которой люди очень гордятся своим научным прогрессом, но не знают, как организовать свое общество, - это страна глупцов. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что общество делится на четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Это деление естественно. Некоторые люди хотят развиваться духовно - они относятся к брахманам. Сейчас мы обучаем юношей, имеющих духовные наклонности, а их без всякой надобности заставляют идти в армию. Глупые люди не могут понять, что этим юношам преподается высшая наука. Зачем же губить такого юношу, не давая ему достичь совершенства? Эти юноши, обладающие интеллектуальными, брахманическими наклонностями, соблюдают ограничения, которым должен подчиняться брахмачари, ученик: они не употребляют мясной пищи, не вступают в недозволенные половые отношения. Мы воспитываем из них настоящих брахманов, интеллектуалов высочайшего ранга, самых чистых людей в обществе. Если в семье есть один брахман, вся семья - более того, все общество - освящается. Но современные люди не знают ни как воспитать брахмана, ни как воспитать кшатрия. В тех сферах деятельности, которыми занимаются шудры и вайшьи, есть отлаженная система обучения. Существует колледжи, где готовят бизнесменов, а также технические училища. Это очень хорошо. Но почему все должны становиться технологами? Например, чтобы наше тело нормально функционировало, у него должны быть и голова, и руки, и туловище, и ноги. Все эти части тела необходимы. Нельзя говорить: «Голова нам не нужна». Это вздор: нам нужно все. Тело, у которого нет головы, - это мертвое тело. Тело может казаться абсолютно здоровым, но если у него нет головы - значит это мертвое тело. Голова считается частью тела, которая отвечает за интеллектуальную деятельность. Аналогичным образом, если в общественном организме нет брахманов - значит, этот организм мертв. Если в обществе нет людей, обладающих духовным знанием, - значит, это общество мертво. Итак, Кришна говорит: «В соответствии с качествами и деятельностью людей Я создал четыре сословия». Зачем призывать в армию человека, который занимается деятельностью брахмачари-брахмана и обладает качествами, позволяющими постичь Кришну, Верховного Господа? Руки общественного организма - это кшатрии. Разумеется, они тоже необходимы. Чтобы защищать общество, защищать страну, требуются военные. Никто с этим спорить не будет. Но этим не должны заниматься брахманы. Это все равно что запрягать скаковую лошадь в повозку. У скаковой лошади иное предназначение. В повозки нужно запрягать вьючных животных: ослов, мулов, волов. Я говорю совершенно открыто - каждый может прочитать это, - что общество, в котором нет сознания Кришны, нет людей, сведущих в духовной науке, - это общество негодяев, ибо у него отсутствует голова. Человек без головы - это мертвое тело. А если у человека нет мозгов, это все равно что у него нет головы; если мозг есть, но работает ненормально, тогда этот человек - сумасшедший; если же у него вообще нет головы, тогда это мертвый человек. Неужели вы думаете, что в мертвом или сумасшедшем обществе возможна мирная жизнь? Ее там просто не может быть. Откуда возьмется мир в обществе, которое состоит из сумасшедших? Поэтому главное, что требуется современному обществу - это изучить науку сознания Кришны. Те, кто руководит обществом, президент страны, министр обороны, должны применить свой разум и постараться постичь эту науку о душе. Вчера, по дороге в вашу страну, я встретился в Токио с одним из министров японского правительства. Я пытался объяснить ему, что им следует сотрудничать с нашим Движением, однако он сказал: «О, мы не сотрудничаем ни с какими религиозными движениями». Этот человек занимает один из самых важных постов в правительстве, и при этом он настолько глуп. Он принимает наше Движение за какое-то религиозное движение, подобное всем этим сентиментальным религиям. Однако это не сентиментальное движение, а необходимость, которая стоит перед обществам: часть людей должны обладать сознанием Кришны. Иначе все общество обречено и его ждет ад. Но может ли в обществе быть мир, когда во главе государства стоят подобные негодяи? Разве возможен мир в обществе собак? Такова уж природа собаки, что, стоит ей увидеть другую собаку, как она сразу начинает лаять: «Гав, гав, гав!? Так неужели вы думаете, что в человеческом обществе воцарится мир, если вы превратите его в общество собак, в общество кошек, в общество тигров? Тигр обладает огромной силой: он способен убить многих других животных. Но разве из этого следует, что тигр - очень ценное животное? Нет, человеческому обществу от тигров нет никакой пользы. Так и мы сейчас обладаем огромной силой, у нас есть мощные виды оружия, с помощью которых мы способны убить множество людей. Однако это не делает нас хорошими людьми, а наше общество - хорошим обществом. От нас вовсе не требуется создавать общество обезьян, или тигров, или ослов - или негодяев, которые трудятся не покладая рук. Неужели вы думаете, что общество ослов сможет получить от жизни подлинное благо? Нет, это невозможно. Те, кого влечет к Кришне, способны развить в себе привязанность к Нему. До моего приезда на Запад, здесь не было движения, подобного Движению сознания Кришны, но сейчас оно успешно развивается. Кришна появился не в вашей стране, поэтому вы не признаете Его своим Богом. Но Кришна привлекает всех, и хотя вы живете в другой стране, Он не считает вас иностранцами. Для Кришны вы не иностранцы. Он признает всех. Мы считаем Его иностранцем, но это просто наша глупость. В "Гите" Кришна говорит: «Дорогой Арджуна, безусловно, существует огромное разнообразие форм и видов жизни, однако Я - отец каждого из них». Вы только посмотрите: Кришна признает Своими детьми все живые существа - не только людей, но и животных, и птиц и т.д. Он говорит: «Я - отец». Как же тогда можно считать Кришну иностранцем? Это просто измышления некоторых людей. Они говорят, что Кришна - индиец или что Кришне поклоняются индусы и следовательно, Он - один из индуистских Богов, и они думают, что Кришна соглашается с ними: «Да, Я индуистский Бог. Да, Я индиец». Но в действительности Кришна подобен солнцу. Разве солнце - американское или индийское? Нет ничего американского, нет ничего индийского: все это - поверхностные представления. «Эта планета принадлежит людям и только им». Вот ваш коммунизм. Этот современный коммунизм несовершенен, потому что русские говорят: "Россия - для русских", китайцы говорят: «Китай - для китайцев». Но почему не для других" Представляете - коммунизм для всех людей! И почему только для людей? Пусть будет коммунизм для всех живых существ. Если вы считаете, что этот мир принадлежит человеческому обществу, ваши представления несовершенны. Он принадлежит всем! Он принадлежит обществу деревьев, он принадлежит обществу зверей. У них тоже есть право на жизнь. Почему вы срубаете деревья? Почему вы отправляете быков на бойни? Это несправедливость. Можете ли вы рассчитывать на воцарение справедливости, когда вы сами творите несправедливость. У нас нет сознания Кришны. Мы не знаем, что Кришна - наш изначальный отец и что все мы - Его дети. Дерево - мой брат, и муравей - мой брат, и бык - мой брат. Американец - мой брат, индус - мой брат и китаец - мой брат. Итак, нам необходимо обрести сознание Кришны. Мы болтаем о всеобщем братстве, создаем Организацию Объединенных Наций, однако все это совершенно бессмысленно. Пока вы не признаете Отца, вас никогда не удастся осуществить идеалы братства и гуманизма. Вот почему они годами разглагольствуют об этом, но остаются все такими глупцами. Разве вы не видите, чем занимается ООН? Их штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Они просто несут всякий вздор, вот и все. Это их главное занятие. Только когда люди в полной мере обретут сознание Кришны, станет возможным улучшение ситуации в мире. Кришна говорит, что вам следует развить в себе привязанность к Нему. Делать это нужно постепенно, однако это не какая-то фантазия. Вы вполне можете развить в себе такую привязанность. У меня есть здесь группа искренних учеников, которые начали развивать в себе привязанность к Кришне. Они еще не достигли полного успеха, но в них развивается эта привязанность. А иначе зачем бы они стали тратить время на то чтобы повторять Харе Кришна? Они развивают в себе привязанность к Кришне - это вполне реально. Если постараться, можно развить в себе любовь к чему угодно. Но развитие любви к Кришне - это очень естественный процесс, потому что Кришна не является собственностью какой-то одной религии или секты. Кришна провозглашает: «Я принадлежу всем». Следовательно, по своей изначальной природе все мы связаны с Кришной, просто мы об этом забыли. Повторение мантры Харе Кришна поможет вам пробудить в себе память о Кришне. Мы вовсе не пытаемся внести в вашу жизнь нечто чуждое для вас. Нет, связь между вами и Кришной уже существует, однако вы о ней забыли. А мы пытаемся предложить вас метод, с помощью которое вы сможете возродить свое изначальное сознание. Для начала вы можете прийти в наш храм. Там вы увидите Кришну и преданных Кришны. Кроме того, вы можете начать повторять Харе Кришна. Кришна неотличен от Своего имени, ибо Он абсолютен. Он неотличен от Своих слов. Нет разницы между именем ?Кришна? и Кришной как личностью, потому что все сущее - это Кришна. Философия единства, понимаемого в монистическом или пантеистическом смысле, несовершенна. Лишь когда эта философия включает в себя знание о Кришне, она становится совершенной. Кришна - это Высшая Абсолютная Истина, из которой все исходит, и потому все сущее - это Кришна. Например, у вас есть золотое месторождение и вы изготавливаете из золота всевозможную утварь, украшения и т.д. Но все это называется золотом, поскольку сделано из золота. Конечно, вы можете назвать украшение «серьгами», однако нужно добавить «золотые» - золотые серьги. Или, например, вы говорите «ожерелье», однако на самом деле это золото, потому что материал, из которого оно изготовлено, получен из золотого месторождения. Подобно этому, изначальным источником всего сущего является Кришна. Поскольку Кришна - это Всевышний, Абсолютная Истина, не существует ничего такого, что было бы от Него отлично. Например, идет ли речь о серьгах, или об ожерелье, или о браслете, или о наручных часах - все это золото, поскольку сделано из золота. Но в то же время нельзя сказать, что это и есть все золото. Нужно говорить: «Это золотое ожерелье. Это золотые серьги». Майявади, имперсоналисты, говорят, что все является Брахманом. Однако утверждение «все является Брахманом» не соответствует действительности. Это прекрасно объясняется в тринадцатой главе «Гиты», где Кришна говорит: «Я пронизываю Собой все мироздание. Таково Мое безличное проявление». Кришна, в Своем безличном аспекте, присутствует везде, но при этом Он остается личностью. Философ-майявади думает: «Если Кришна стал всем, как же Он может находиться в определенном месте, отдельно от всего»? Те, кто думает таким образом, - отъявленные негодяи, потому что это материалистическое мышление. У таких людей нет духовного знания. Из материального опыта мы знаем: если взять лист бумаги, разорвать его на клочки и разбросать их, сам лист при этом не сохранится. Так обстоит дело с материальными предметами. Но, как объясняется в Ведах, Абсолютная Истина настолько совершенна, что даже если отнять от Нее полное целое, Она останется полным целым. Один минус один равняется одному. С материальной точки зрения, один минус один равно нулю, однако с духовной точки зрения дело обстоит иначе. С духовной точки зрения, один минус один равняется одному и один плюс один тоже равняется одному. Кришна - это все. Майявади, имперсоналисты, видя, что мы установили здесь Божества, говорят: «О, они установили какие-то деревянные фигурки и поклоняются им как Богу». Но тот, кто сведущ в науке о Кришне, понимает, что Кришна - это все и что, следовательно, Он может проявить Себя в виде чего угодно. Например, электрический ток присутствует на протяжении всей линии электропередач, поэтому где бы вы ни прикоснулись к ней, вы ощутите его присутствие. Так и Кришна в Своей безличной форме присутствует везде, и специалист, электрик, знает, как подключиться к этому току. Когда нам нужно установить телефон, мы просто вызываем мастера с телефонной станции, и он находит место, где лучше подключиться к телефонной сети, и устанавливает телефон. Нам может быть непонятно, как ему удалось подключиться к телефонной сети, но он знает, как это сделать, и быстро выполняет свою работу. Итак, нужно уметь подключаться к Кришне. Кришна присутствует повсюду, и понимать это - значит обладать сознанием Кришны. Однако нужно уметь «извлекать» Кришну из формы Кришны, созданной из дерева или железа либо какого-то другого металла. Надо научиться находить связь с Кришной везде и во всем. Именно в этом смысл йоги. Сознание Кришны - это тоже йога, причем совершенная йога, высшая из всех систем йоги. Мы можем бросить вызов любому йогу, сказав, что та йога, которой мы занимаемся, - это высшая система йоги, хотя при этом она очень проста. Когда вы практикуете эту систему йоги, вам не нужно неделями упражнять свое тело, чтобы обрести какую-то силу. В сознании Кришны вы просто не чувствуете усталости. Все мои ученики горят желанием сделать в сознании Кришны как можно больше: «Прабхупада, дайте мне еще какую-нибудь работу». И они благополучно справляются с этой работой. В материальном же мире, поработав какое-то время, вы чувствуете, что сил у вас поубавилось. Я, конечно, гимнастикой не занимаюсь. Я старый человек, мне семьдесят два года. Я был болен и даже вернулся в Индию, но я все равно хочу трудиться. Собственно говоря, я мог бы отказаться от всей этой деятельности, но, в меру своих сил, я стараюсь трудиться. Я хочу обучаться сознанию Кришны и днем и ночью. Ночью я работаю с помощью диктофона, а если мне не удается поработать, меня это огорчает. Находиться в сознании Кришны - значит гореть желанием трудиться для Кришны. Общество Сознания Кришны - это не общество бездельников. У нас хватает работы: мы готовим духовную литературу к изданию, а затем распространяем ее. Просто постарайтесь выяснить, какие у вас есть возможности для того чтобы развить в себе сознание Кришны. Если вы действительно хотите обрести покой, если вы хотите быть счастливыми - тогда развивайте в себе сознание Кришны. Для этого прежде всего нужно развить в себе привязанность к Кришне. Рекомендованный нами метод заключается в том, чтобы петь святые имена и танцевать перед Божествами, а также предлагать Господу прасад, духовную пищу. Применяя этот метод, вы сможете углубить свое сознание Кришны. Система йоги, описанная в "Бхагавад-гите", резко отличается от так называемых систем йоги, которые сейчас широко распространены на Западе. Системы йоги, принесенные на Запад так называемыми йогами, не являются авторитетными. Идти путем йоги трудно: прежде всего необходимо обуздывать свои чувства. Человеку, вставшему на путь йоги, не позволяется вступать в половые отношения. Нельзя принимать одурманивающие вещества, есть мясо, участвовать в азартных играх, спортивных состязаниях - одним словом, заниматься всякими глупостями - и при этом быть йогом. Я был просто поражен, увидев, что один йог, который еще в Индии проповедовал, что человек может быть йогом даже продолжая употреблять спиртные напитки, теперь в качестве учителя йоги приехал сюда. Это не йога, не авторитетная система йоги. Вы можете называть это йогой, но это не авторитетная система йоги. В нынешнюю эпоху особенно трудно применять систему йоги. В "Шримад-Бхагаватам" объясняется, что заниматься йогой - значит сосредоточивать внимание на Сверхдуше, Вишну. Он находится в вашем сердце, и чтобы сосредоточить на Нем внимание, вы должны обуздывать свои чувства. Чувства подобны буйным лошадям. Если вы не сможете справиться с лошадьми, везущими вашу карету, вам грозит опасность. Представьте себе: вы сидите в карете и лошади, отказавшись вам подчиняться, на полной скорости везут вас в ад. Отчаянное положение, не правда ли? Заниматься йогой - значит обуздывать чувства. Чувства также сравнивают со змеями. Для змеи нет ни друзей, ни врагов: она жалит всех подряд, и тот, кого она ужалила, обречены на смерть. Подобно этому, если человек не владеет своими чувствами, не контролирует их деятельность, он находится в опасном положении. В священных писаниях говорится, что когда человеком овладевают чувственные желания, он теряет рассудок и впадает в беспамятство. Человек, отказавшийся во власти своих чувств, обезумевший от вожделения, готов вступить в половые отношения даже с собственным ребенком, с собственной дочерью. Вот почему тем, кто идет духовным путем, - и не только им, а каждому человеку, - шастры, священные писания, запрещают оставаться наедине даже с собственной матерью, дочерью или сестрой. Это объясняется тем, что чувства очень сильны и, оказавшись в их власти, человек может забыть, что перед ним его мать, сестра или дочь. Вы можете возразить, что это относится лишь к очень невежественным людям, но нет: в шастрах запрещается оставаться наедине даже со своей матерью, сестрой или дочерью, потому что чувства настолько сильны, что, каким бы высоконравственным человеком вы ни были, у вас может возникнуть сексуальное влечение. Наше состояние, наше страдание в этом мире связано с телом. Причиной всех наших страданий является тело, в котором мы находимся, поэтому главное, к чему мы должны стремиться, - это выбраться из материального тела и оказаться в духовном теле. Сейчас мы находимся в чуждой нам атмосфере. По своей духовной природе душа свободна, однако сейчас она обусловлены материальной атмосферой. А тела как раз и состоит из материи. Человек обладает способностью выяснять, кто он - тело или нечто другое. Разобраться в этом совсем не трудно. Я - не тело, потому что когда человек умирает, тело никуда не исчезает, хотя все сокрушаются: «Он ушел от нас!? Однако тело лежит перед вами - почему же вы говорите, что человек ушел? Он лежит перед вами! В этот момент нам предоставляется возможность одуматься и понять: тело - это не сам человек. Сам человек, действительно, ушел. Тело ребенка сменяется на тело подростка, и у человека уже нет того тела, которое он имел в детстве. А потом вам придется оставить молодое тело и получить тело, подобное моему, - тело старика. Тело меняется. Оно меняется не только с годами - оно меняется каждую секунду, однако мы, находясь в теле, продолжаем существовать. Это очень легко понять. И поскольку у нас есть тело, мы страдаем. Вся деятельность людей, будь то политическая, экономическая или любая другая, направлена на то, чтобы избавиться от страданий. Каждый человек, трудясь ради общества, страны и т.д., пытается одолеть страдания. Именно к этому сводится вся деятельность людей. И страна, и общество, и все вместе, и каждый по отдельности - все мы страдаем, и причиной этих страданий является тело. Заниматься йогой - значит искать свое «Я». Кто я? Если я не тело, тогда что я собой представляю? Я - чисто духовное существо, душа. И если я не буду должным образом регулировать деятельность своего тела, своих чувств, то не смогу постичь самого себя, понять, что я собой представляю. И в "Бхагавад-гите" сказано, что все мы очень глупы. Почему же нас назвали глупцами? Нас назвали глупцами потому, что мы получили материальное тело. Предположим, кто-нибудь пригласит вас к себе домой, однако вы знаете, что у него дома очень опасно, - разве вы туда пойдете? Вы решите: «Нет, я туда не пойду. Зачем идти туда, где столько опасностей»? А разве находиться в материальном теле не опасно? Почему же тогда вы отправляетесь в него, снова и снова рождаясь в этом мире? Вы боитесь летать на самолете, потому что он может разбиться. Но почему же вы боитесь, что он разобьется? Вы боитесь за тело - ведь с душой при этом ничего не произойдет. Но вы все равно боитесь. Душа вечна, тогда как тело эфемерно. И поскольку вы, всегда существующая душа, оказались в несуществующем теле, вам приходится страдать. Стало быть, надо постараться избавиться от материального тела, так же как вы стараетесь избавиться от лихорадки. Лихорадка не является вашим постоянным состоянием. Постоянное состояние - это наслаждение, однако из-за лихорадки вы не можете наслаждаться жизнью. Больной человек ограничен в своих передвижениях: ему приходится лежать и принимать всевозможные лекарства и процедуры. Нам это не нравится: «Почему я должен болеть»? Но нельзя просто игнорировать свою болезнь. И подобно этому, мы должны знать, что если чистая душа находится в обусловленном состоянии, в материальном теле - значит, она больна. А если человек не знает, что причиной его страданий является болезнь, - значит он глуп. Такой человек - величайший глупец. В шастрах сказано, что каждый рождается глупцом: раз у нас есть материальное тело, значит, мы родились глупцами. Это относится и к американцам, и к индийцам, и к кошкам, и к собакам - ко всем без исключения. Вы просто должны понять, что вы больны. Если вы думаете: «Я – американец» - это тоже болезнь, и если вы думаете: «Я – кошка» - это тоже болезнь. Вы не кошка, не собака, не индиец, не белый, не черный - вы душа! Вот ваше истинное «Я»! Тот же, кто не понимает этой истины, не понимает, что он - чистая душа, терпит крах в любой своей деятельности. Господь Иисус Христос учил: что пользы человеку, если он обретет весь мир, но потеряет свою душу? Люди не знают, кто они такие, и тем не менее они трудятся как ненормальные. Вы только посмотрите на них: они трудятся изо всех сил и они - ненормальные. На самом деле они не являются американцами, индийцами, немцами, японцами или еще кем-то в этом роде. Они просто получили возможность прийти в это безрадостное место, на планету Земля, и теперь, родившись в определенной стране, они оказались в соответствующем теле - и помешаны на нем. В "Бхагавад-гите" говорится, что мы меняем тела точно так же, как мы меняем одежду. Йога - это метод, позволяющий освободиться из заточения в материальных телах. Вы снова и снова меняете одежду, и подобно этому, вы снова и снова рождаетесь и умираете, и в этом причина ваших страданий. Если вы не понимаете этого, вся ваша деятельность обречена на неудачу. Смысл йоги в том, чтобы освободиться из заточения в материальном теле, а для этого необходимо познать самого себя. Это тело родилось от ваших отца с матерью, и вы, чистая душа, также являетесь источником своей жизни. Я не имею в виду жизнь, которая в какой-то момент времени начинается и в какой-то момент времени заканчивается. К душе это не относится, потому что она никогда не возникала и никогда не прекратит свое существование. Но кроме того, как объясняется в "Бхагавад-гите", душа является неотъемлемой частицей Бога. Бог вечен, Бог исполнен радости и блаженства. Бог, Абсолютная Личность, по природе Своей вечен и исполнен блаженства и знания. И поскольку мы являемся неотъемлемыми частицами Всевышнего, мы тоже вечны, мы частично испытываем Его блаженство, и мы исполнены знания - то есть обладаем все тем знанием, которое можно иметь при наших крошечных размерах. Люди считаются самыми разумными из всех сотворенных существ, однако они используют свой разум не по назначению. В чем же это выражается? Это выражается в том, что они используют свой разум исключительно для удовлетворения своих животных потребностей. К животным потребностям относятся еда, сон, совокупление и самозащита. Изучив жизнь современных людей, вы увидите: все они заняты тем, что пытаются удовлетворить эти четыре животные потребности. Чтобы было уютно спать, они делают кровати. Чтобы удовлетворить свою потребность в еде, они готовят вкусные блюда. Чтобы удовлетворить свою потребность в совокуплении, они всячески возбуждают в себе половое желание. А их склонность защищаться проявляется в том, что они создают для защиты своей страны множество атомных бомб. Однако подобное поведение характерно и для животных. Они тоже спят (делая это так, как им определено природой), и они тоже защищаются. Пусть у них нет атомной бомбы, но какие-то средства самозащиты у них есть. Может быть, вы убьете своего врага, а может быть, он вас, однако на самом деле ни у кого из вас нет никакой защиты. Вы не способны защититься, потому что куда бы вы ни сбросили бомбу, вы сами подвергнетесь радиации. Стало быть, это не решает ваших проблем. Решение ваших проблем заключается в том, чтобы избавиться от своей обусловленности. Это называется йогой, то есть воссоединением со Всевышним. Всевышний действительно существует. Посмотрите, как замечательно обустроен материальный мир - разве не понятно, что кто-то об этом специально позаботился? Небо такое красивое, повсюду растет самая разнообразная пища, луна восходит когда положено, солнце восходит когда положено и обеспечивает теплом и вас, чтобы вы были здоровы, и все планетные системы. Все так замечательно обустроено, и все же находятся глупцы, заявляющие, что все это происходит не по воле какого-то разумного существа, а само собой. Истина же заключается в том, что существует Бог, Кришна, и все мы - неотъемлемые частицы Кришны. Здесь, в материальном мире, каждый из нас находится в обусловленном состоянии. Но теперь, получив человеческую форму жизни, мы должны вырваться из этого заточения. Однако сделать это отнюдь не просто. Вы не сможете освободиться из темницы материального тела, пока не разовьете в себе сознание Кришны. Не думайте, что сознание Кришны - это что-то внешнее, несущественное. На самом деле сознание Кришны - это то, в чем люди нуждаются больше всего. Сознание Кришны, сознание Бога, уже присутствует в вас. Вы могли заметить во время киртана, что, чем люди невиннее, тем скорее они к нему присоединяются. Ребенок, например, сразу начинает хлопать в ладони и танцевать. Сознание Кришны - это очень естественно и совсем не сложно. Итак, не развив в себе сознание Кришны, вы не сможете обрести избавление от рабства обусловленной жизни. Очень важно понять это. Это не какие-то сентиментальные рассуждения, а самая настоящая наука, и вы должны глубоко постичь ее. Тогда ваша человеческая жизнь увенчается успехом; в противном же случае вы потерпите неудачу. Может быть, вы станете великой державой, однако это не избавит вас от проблем. По милости Кришны я способен использовать свою жизненную энергию в служении вам. В 1967 году я уехал из Соединенных Штатов, потому что был очень болен, однако умрет ли человек или будет жить, зависит от Кришны. Я думал: «Лучше мне вернуться во Вриндаван, потому что Вриндаван - это святое место, где все пропитано сознанием Кришны. Конечно, если вас всегда окружает атмосфера сознания Кришны, тогда вы можете находиться во Вриндаване, даже живя здесь. Вриндава - это не какое-то определенное место, называемое Вирндаваном. Кришна говорит: «Неверно считать, будто Я живу в царстве Бога, на Вайкунтхе, и точно также неверно считать, что Я живу в сердце йога». Йоги стремятся отыскать Кришну в своем сердце. Но Кришна говорит: «Я не в духовном царстве и не в сердце йога». Тогда где же Ты? ?Я там, - говорит Кришна, - где Мои чистые преданные поют Мою славу». Вот что такое Вриндаван. И если руководствоваться именно таким представлением о Вриндаване, то я имею полное право утверждать, что нахожусь во Вриндаване. Если где-то горит электрическая лампочка - значит, там есть электричество. Одно естественным образом следует из другого. И точно так же, если где-то есть сознание Кришны, значит, это Вриндаван. По милости Кришны мы сможем создать Вриндаван где угодно, если будем повторять Харе Кришна. Постарайтесь достичь совершенства в сознании Кришны; постарайтесь понять философию, на которой основана эта духовная практика. Это не шарлатанство, а наука. Сознание Кришны крайне необходимо человечеству. Изучите эту науку, оцените ее глубину и величие, усвойте её - и проповедуйте ее другим. Это очень просто. Если вы будете без оскорблений повторять Харе Кришна, вам все откроется изнутри, потому что Кришна пребывает в вашем сердце. Если у вас есть духовная сила, если вы твердо верите в Кришну, а также в духовного учителя, который представляет собой прозрачного посредника между вами и Кришной, вы непременно ощутите присутствие Кришны. В Ведах говорится, что если вы безоговорочно верите в Бога и в истинного гуру, то есть в того, кто обучает вас сознанию Кришны, вам откроется правильное понимание всех ведических писаний. Этот путь духовен, и чтобы идти по нему, необязательно обладать какими-то материальными достоинствами. Философы-теоретики, не достигшие самоосознания, пребывают во мраке иллюзии и напрасно тратят время. Сколько бы лекций ни дал такой философ, он все равно остается глупцом и негодяем. Но мои ученики, встав на путь сознания Кришны, почувствуют, что в их жизни происходит перемена. Они почувствуют себя счастливыми и по-настоящему молодыми. И это реально происходит. Я прошу вас, дорогие юноши и девушки, отнеситесь к сознанию Кришны со всей серьезностью, и тогда вы будете счастливы и достигнете совершенства. В вашей жизни появится нечто новое и очень возвышенное. Это не шарлатанство: я приехал сюда не ради денег. Деньгами нас обеспечивает Кришна. Я езжу из западных стран в Индию, из Индии - опять в другие страны, причем так путешествую не только я, но и мои ученики. Даже богатые люди не часто могут позволить себе подобные расходы: каждое такое путешествие обходится примерно в десять тысяч долларов. Однако мы трудимся для Кришны, и Он нас обеспечивает. Я не знаю, откуда берутся эти деньги, но Кришна дает их. Обретя сознание Кришны, вы будете счастливы. Вы - молодое поколение, вы - надежда своей страны, своего народа. Следуйте же этому возвышеннейшему учению, сознанию Кришны. Станьте счастливыми сами и сделайте счастливыми других. Таков истинный смысл жизни.
|
|||
|