|
|||
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЙОГА И ПОВЕЛИТЕЛЬ ЙОГИГЛАВА ВТОРАЯ ЙОГА И ПОВЕЛИТЕЛЬ ЙОГИ
Йога - это связь между душой и Сверхдушой, или между Всевышним и крошечными живыми существами. Господь Шри Кришна - это и есть Всевышний, Личность Бога. Следовательно, Кришна является высшей целью йоги, и потому Его называют йогешварой, повелителем йоги. "Бхагавад-гита" завершается такими словами: «Там, где присутствует Кришна и там, где присутствует Арджуна, величайший из лучников, непременно будет победа». "Бхагавад-гита" была рассказана Санджаей, секретарем Махараджи Дхритараштры. Это похоже на радио: имея радиоприемник, вы можете, сидя в комнате, слушать спектакль, который идет в каком-нибудь зале. Сейчас у нас есть это механическое приспособление, и в то время тоже существовали определенные приспособления, хотя и не механические. Так или иначе, секретарь Дхритараштры видел, что происходит на поле битвы, и, находясь во дворце, рассказывал об этом слепому Махарадже Дхритараштре. А в самом конце своего повествования Санджая сделал вывод: Кришна - это Верховная Личность Бога. Когда о Кришне говорится в связи с практикой йоги, Его называют йогешварой. Невозможно превзойти в йоге того, кто является ее повелителем, а Кришна - это повелитель йоги. Существует много разных типов йоги. Йога - это метод духовной практики, а йогом называют человека, который применяет этот метод. Смысл йоги, ее конечная цель, состоит в том, чтобы постичь Кришну. Следовательно, идти путем сознания Кришны - значит применять самый возвышенный метод йоги. В "Гите" Кришна рассказал об этой высшей системе йоги Своему самому близкому другу, Арджуне. Причем Господь с самого начала сказал, что применить эту систему способен лишь тот, кого она действительно привлекает. Обыкновенный человек, не имеющий привязанности к Кришне, не сможет заниматься йогой в сознании Кришны, а поскольку эта система йоги принципиально отличается от других систем. Она является высшей системой йоги и называется бхакти-йогой. Существует пять типов прямой и семь типов косвенной привязанности к Кришне. Косвенная привязанность - это не бхакти. Бхакти называют прямую привязанность. Если вы привязаны к Кришне напрямую, это называется преданным служение, а если вы привязаны к Кришне косвенно, это не является преданным служением. Однако это тоже привязанность. Например, Камса был дядей Кришны по матери, и ему было предсказано, что он будет убит одним из сыновей своей сестры. Это предсказание настолько встревожило Камсу, что он решил убить свою сестру, а не дожидаться, пока у нее родятся сыновья. Спас Деваки, мать Кришны, ее муж Васудева, который предложил своему шурину компромисс. Он сказал Камсе: ?Ты боишься не самой своей сестры, а ее сына. Тебе же не было предсказано, что тебя убьет сестра? - и попросил его: «Не убивай свою сестру. Пощади ее, и я обещаю, что мы будем отдавать тебе всех ее сыновей, и ты, если хочешь, можешь их убивать». Васудева пошел на это, чтобы спасти свою несчастную жену. Причем он думал: ?Может быть, когда у Деваки родится сын, Камсы откажется от намерения убить его». Но Камса был таким отъявленным демоном, что убил всех сыновей Деваки. Согласно предсказанию, убить Камсу должен был восьмой сын его сестры. Так вот, с того момента как Кришна вошел в чрево Своей матери, Камса постоянно думал о Кришне. Конечно, вы можете сказать, что при этом он не находился в сознании Кришны. Однако на самом деле Камса находился в сознании Кришны, но не напрямую, с любовью к Кришне, а как враг. Он находился в сознании Кришны, относясь к Кришне враждебно. Такое отношение не является преданным служением. Тот, кто находится в сознании Кришны, будучи преданным Кришны, выступает в роли Его друга, слуги, родителя или возлюбленной. Вы можете пожелать, чтобы Кришна был вашим возлюбленным, или сыном, или другом, или хозяином, или же вы можете относиться к Кришне как к Высочайшему Существу. Таковы пять видов прямых отношений с Кришной. Он называются преданностью, бхакти, и свободны от каких-либо корыстных, материальных мотивов. Считать Бога своим сыном - это более высокая форма отношений с Богом, чем считать Его своим отцом. Между двумя этими формами отношений с Богом есть существенное различие. Отношение сына к отцу заключается в том, что сын стремится что-то получить от отца. А отношение отца к сыну заключается в том, что он всегда хочет что-то дать сыну. Вот почему отношения с Богом, Кришной, при которых человек считает Кришну своим сыном, лучше отношений, при которых он думает: «Я буду признавать Бога своим отцом и просить Его, чтобы Он, как отец, обеспечивал меня всем необходимым». Он должен с самого раннего детства Кришны заботиться о Нем. Отец, вообще родители, заботиться о своем ребенке с самого его рождения. Вот почему Васудева и Деваки, считавшие Кришну своим ребенком, находились с Ним в очень возвышенных отношениях. Приемная мать Кришны, Яшода, думает: «Если я не буду как следует кормить Кришну, Он умрет». Она забывает о том, что Кришна - это Верховный Господь и что Он поддерживает все три мира. Она забывает о том, что Господь, хотя Он один, обеспечивает всем необходимым все живые существа. Теперь, когда тот же Господь, Личность Бога, стал ее сыном, Яшода думает: «Если я не буду Его хорошо кормить, Он умрет». Вот что такое любовь. Яшода забыла, что в образе маленького ребенка перед ней появился сам Господь, Верховная Личность Бога. Такая привязанность представляет собой очень возвышенную форму отношений с Богом. Чтобы понять это, человеку может потребоваться некоторое время, и все же существует состояние, находясь в котором вы, вместо того чтобы просить у Бога хлеба насущного, думаете, что Бог умрет от голода, если вы не дадите Ему хлеба. Это экстатическое состояние, доступное лишь тем, кто обрел высочайшую любовь к Богу. Таковы отношения между Кришной и Радхарани, величайшей преданной, которая превосходил в любви к Кришне всех остальных преданных. Матушка Яшода любит Кришну материнской любовью, Судама любит Его как друга, Арджуна тоже относится к Нему как к другу - существуют миллионы и миллиарды разновидностей прямой привязанности к Кришне. Итак, в "Бхагавад-гите" объясняется, что вершиной всех систем йоги является бхакти-йога, а идти путем бхакти-йоги способны те, кто развил в себе привязанность к Кришне. Остальные не могут идти этим путем. Если человек сумеет развить в себе такую привязанность, это позволит ему в совершенстве постичь Бога, Кришну. Как бы мы ни пытались постичь Бога с помощью различных теорий или размышлений, это будет оставаться для нас очень трудной задачей. Мы можем сказать, что постигли Бога, но в действительности постичь Его в полной мере невозможно, поскольку наши чувства ограниченны, а Он безграничен. В "Шримад-Бхагаватам" сказано, что наши чувства, все без исключения, ограниченны. Мы неспособны по-настоящему познать даже материальный мир. Ночью вы видите на небе множество планет и звезд, однако вы не знаете, что они собой представляют. Вы даже не знаете, что представляет собой Луна, хотя люди уже столько лет пытаются попасть на эту планету и запускают туда спутники. И даже если говорить об одной лишь этой планете, Земле - даже о том, что существует на этой планете нам известно далеко не все! Где бы мы ни путешествовали - по морю или по небу, - наше восприятие остается ограниченным. Поэтому наше знание всегда несовершенно, и мы должны с этим согласиться. Если же мы не понимаем этого, если мы думаем, что обрели обширные знания в различных областях и достигли больших успехов в науке, - это просто глупость. Мы неспособны по-настоящему познать этот мир. Если же мы неспособны постичь даже материальные предметы, которые мы видим каждый, тогда что говорить о духовном мире и о Кришне, Верховной Личности Бога? Кришна - это высшая духовная форма, и Его невозможно постичь нашими ограниченными чувствами. Почему же мы прилагаем столько усилий, пытаясь обрести сознание Кришны, если это невозможно, если нашими несовершенными чувствами нельзя по-настоящему постичь Кришну? Ответ на этот вопрос заключается в следующем: если вы станете смиренными, если вы разовьете в себе духовный настрой, то есть стремление следовать за Кришной, если вы будете Его слугой, или другом, или родителем, или возлюбленной - иными словами, если вы начнете служить Кришне, вам начнет открываться знание о Кришне. Служение Кришне начинается с языка. Как это происходит? С помощью языка вы можете повторять Харе Кришна, а также вкушать Кришна-прасад, духовную пищу. Таким образом, встав на этот путь, вы с самого начала идете по нему с большим удовольствием. Вы повторяет Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и всякий раз когда Кришна, по доброте Своей, угощает вас прасадом, вы его принимаете. И если вы станете смиренными и начнете заниматься этим служением - повторять Харе Кришна и принимать прасад, - Кришна откроется вам. Вам не удастся постичь Кришну, строя различные теории; это невозможно, ибо ваши чувства несовершенны. Но если вы встанете на путь служения Кришне, то сможете постичь Его: настанет день, когда Кришна предстанет перед вами таким, какой Он есть. Например, Кришна открылся Арджуне. Арджуна - преданный, он смиренен и связан с Кришной дружескими отношениями, и Кришна открывается Ему. "Бхагавад-гита" была поведана Арджуне, а не какому-нибудь философствующему ведантисту. В начале четвертой главы Кришна говорит: «Я рассказываю тебе о древней системе йоги». Обратите внимание: там сказано «тебе». Арджуна был кшатрием, воином. Он был домохозяином, то есть он даже не принимал санньясу, не отрекался от мира - однако это не то, что требуется для постижения Кришны. Допустим, я стал санньяси, нищим отшельником - это еще не значит, что теперь я способен постичь Кришну. Тогда что же для этого требуется. А вот что: «Тот, кто развил в себе стремление служить Мне с любовью и преданностью, способен постичь Меня». Никто другой не сможет постичь Кришну. Большие ученые и философы не в силах постичь Кришну; но даже ребенок, если он по-настоящему верит в Кришну, способен постичь Его. Таким образом, постичь Кришну может тот, у кого есть вера и преданность. Просто благодаря такой вере и служению вы поймете, что Кришна - Верховная Личность Бога. Мы полностью уверены в том, что, проповедуя сознание Кришны мы не тратим свое или ваше время впустую, ибо Кришна - это Верховная Личность Бога. По крайней мере теоретически вам следует признать Кришну Верховной Личностью. Теоретическое обоснование этому приводится в богооткровенных писаниях. Вы можете узнать об этом из ведической литературы, а также от великих преданных прошлого и настоящего. В нынешнюю эпоху это знание дает Господь Чайтанья. Господь Чайтанья - это великий, непревзойденный знаток науки о Кришне. Он просто с ума сходил по Кришне. А Его последователи - Его шесть учеников, госвами, особенно Джива Госвами - оставили нам множество бесценных произведений. Они написали о Кришне целые тома. Идущая от Госвами цепь ученической преемственности дошла до настоящего времени; если же вы хотите знать более древнюю историю, тогда вам нужно вернуться на много-много лет назад, во времена Вьясадевы. Вьясадева известен тем, что он написал "Шримад-Бхагаватам" и другие произведения о Кришне. "Шримад-Бхагаватам" представляет собой не что иное, как повествование о Кришне. Вьясадева написал также "Бхагавад-гиту». «Гита» была произнесена Кришной и записана Вьясадевой, который поместил ее в «Махабхарату». Так вот, Вьясадева признает Кришну Верховной Личностью. В "Шримад-Бхагаватам" Вьясадева приводит описание различных воплощений Бога; там перечислены двадцать пять из Них. А в заключение он говорит, что все эти воплощения представляют Собой частичные проявления Бога, но что Кришна - это Сам Господь, Верховная Личность. Кришна - это не часть Бога, а весь Бог, полностью. Так утверждает сам Вьясадева. В сущности, если мы верим в шастры, священные писания, и обращаемся к ним, то мы сами увидим: разве найдется кто-нибудь более могущественный, чем Кришна? Разве найдется кто-нибудь более красивый, чем Кришна? Разве найдется кто-нибудь более знаменитый, чем Кришна? Кришна приходил на эту планету пять тысяч лет назад, но знание, которое Он дал в форме «Шримад Бхагавад-гиты», почитают до сих пор. Эта книга пользуется почтением не только у индусов или индийцев: ее читают по всему миру. В вашей стране существует по меньшей мере пятьдесят переводов "Бхагавад-гиты", сделанных различными людьми. И точно так же в Англии, в Германии, во Франции можно встретить сотни изданий «Гиты». Так разве найдется кто-нибудь более знаменитый, чем Кришна? А те, кто верит в шастры, найдет в них и многие другие подтверждения величия Кришны. Например, когда Кришна приходил на Землю, у Него было 16 108 жен, и каждой из них Он предоставил огромный дворец, и каждая из них родила Ему десятерых детей, и у каждого из этих детей потом родилось много своих детей. Итак, в богооткровенных писаниях есть немало подтверждений того, что Кришна - это Сам Верховный Господь. Это подтверждается и в такой книге, как «Брахма-самхита», где говорится, что Кришна - Верховная Личность Бога. «Брахма-самхита» - это очень древняя книга: считается, что ее написал Брахма, первое живое существа в нашей вселенной. В этой книге сказано: ишварах парамах кришнах. Слово «Ишвара» означает «Бог». Существует много богов. В шастрах говорится, что есть очень много полубогов и есть также Верховный Бог. Так вот, в «Брахма-самхите» утверждается: ишварах парамах кришнах. Кришна - это Бог богов. ишварах парамах кришнах. И дальше: сач-чид-ананда-виграхах - и Его тело вечно и исполнено блаженства и знания. Затем: анадих - у Него нет начала, но Он является началом всего сущего. Анадир адир говиндах. Слово го означает ?чувства», а также ?корова? и ?земля». Кришна - это Тот, кому принадлежит вся земля и все коровы и кто создает все чувства. Мы ищем чувственных удовольствий, однако истинное чувственное удовольствие можно обрести только в отношениях с Кришной, и потому Его называют Говиндой. Он - Верховная изначальная Личность Бога. В "Бхагавад-гите" Сам Господь, Личность Бога, рассказал о Себе Арджуне. Неужели вы думаете, что какой-нибудь мыслитель, какой-нибудь философ способен сказать о Боге нечто большее важное, чем то, что сказал Сам Кришна? Такого не может быть. Никому не удастся рассказать о Боге лучше, чем Кришне, потому что Кришна - это и есть Сам Бог. Кто может рассказать о вам больше, чем вы сами? Итак, если у вас есть вера, если вы хотя бы теоретически признаете Кришну Верховной Личностью Бога, тогда с помощью наставлений, которые Кришна дает в "Бхагавад-гите", вы сможете постичь Бога. Это совсем не трудно. И если вы верите Кришне, то сможете узнать о Боге очень многое: какова Его деятельность, как действуют Его энергии, как Он проявляет Себя, что представляет собой материальный мир, духовный мир, а также живые существа, и как все это связано между собой. Все это можно узнать из книг, которые даны Богом. Вся ведическая литература посвящена трем темам, и первая из них - это отношения между душой и Богом. Затем, когда вам стало понятно, в каких отношениях с Богом вы находитесь, вы начинаете заниматься соответствующей деятельностью. Например, мужчина и женщина могут быть никак не связаны между собой, но когда между ними устанавливаются отношения мужа и жены, начинается соответствующая этим отношениям деятельность. Обычно, когда люди узнают о своей связи с Богом, они начинают воспринимать Бога как отца, и при этом подразумевается, что когда сыну что-то нужно, он обращается за этим к отцу. Однако на самом деле это не очень возвышенное отношение к Богу. Если вы в совершенстве познаете Бога, вам станут доступны близкие отношения с Ним. Ваши близкие, сокровенные отношения с Богом откроются вам, когда вы полностью освободитесь от оков материи. У каждого живого существа есть свои, индивидуальные отношения с Богом, однако сейчас мы на какое-то время забыли об этих отношениях. Если вы идете путем преданного служения, то есть сознания Кришны, в какой-то момент эти отношения откроются вам и для вас будет ясно, что это и есть совершенство вашей жизни. Сознание Кришны - это не сентиментальные рассуждения о любви, а великая наука. Этот путь основан на научных принципах, изложенных в "Бхагавад-гите", Ведах и в «Брахма-самхите», и его авторитетность признана такими личностями, как Господь Чайтанья, Рамануждачарья, Мадхвачарья, Нарада, Асита, Вьяса и многие другие знатоки духовной науки. Сознание Кришны - это не какая-нибудь мирская любовь или коммерция: это реальная духовная деятельность, и если вы будете со всей серьезностью идти этим путем, ваша жизнь станет совершенной. Кришна говорит в "Бхагавад-гите": «Тот, кто действительно познал Меня, покинув нынешнее тело, уже не возвращается в материальный мир и не получает новое материальное тело». Что же происходит с такой душой? Она уходит к Кришне, то есть возвращается домой, к Богу. Движение сознания Кришны дает людям возможность напрямую постичь Кришну. Мы даем им знание о Кришне, а источником этого знания являются уже упоминавшиеся наши авторитетные писания - "Бхагавад-гита" и Веды. Слово веда означает «знание», а веданта – «высшая цель познания». Какова же высшая цель познания? Этой целью является Кришна. Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах. Изучив все Веды, человек в конце концов должен прийти к Кришне. Он придет к этой цели спустя много жизней. Когда человек, посвятивший много жизней поиску знания, обретает истинную мудрость, он вручает себя Кришне. Почему он вручает себя Кришне? Такой человек знает, что Васудева, Кришна, - это и есть все сущее. Все, что мы видим, - это просто проявление энергии Васудевы. Человек должен быть полностью уверен в этом - тогда он становится преданным. И Кришна советует каждому человеку - независимо от того, обрел он это знание или еще нет, - просто предаться Ему. Кришна учит этому в "Бхагавад-гите", и мы даем людям те же наставления, не добавляя к ним никаких выдумок. Такова суть Движения сознания Кришны. Участником нашего Движения может стать любой, и метод, который мы предлагает людям, совсем не сложен. У нас много центров, так что если вы хотите присоединиться к этому Движению - добро пожаловать. Здесь вы станете по-настоящему счастливым.
|
|||
|