Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Посмотри, какой у меня шарик. Давай его спрячем.2 младшая.



- Посмотри, какой у меня шарик. Давай его спрячем.2 младшая.

10.Описать игровое упражнение .

Возьмите небольшой шарик (желательно, чтобы шарик и тесто были разного цвета) и на глазах у ребенка накройте шарик носовым платком.

- Посмотри, где шарик? Нет шарика! Куда же он спрятался?

Вместе снимите платок.

- Вот шарик! Нашелся! (поиграйте так несколько раз)

Дайте ребенку кусочек теста и предложите размять его, поиграть с ним.

11.Игровые задания для лепки.

Дайте ребенку кусочек теста и предложите размять его, поиграть с ним.

@  Сочините сказку, рассказ, стихотворени о Скопинской керамике (приложить).

 Красивы и затейливы были скопинские изделия(город Скопин в Рязанской области). Скопинские мастера лепили из глины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, дра­конов, львов. Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом прекрасно уживалась с практическим на­значением изделий. Отличительной особенностью скопинской по­суды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового по­рошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное из­делие.

Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных иг­рушек в деревне Гринево близ города Каргополя существовал уже в XIX веке. Он получил название каргополъского . Как и все крестьяне, каргопольские гончары садились за гончарный круг в свободное от сельскохозяйственных работ время — с сентября-октября до весны. Работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети с 8—9 лет, которые добывали и готовили гли­ну. Работали гончары в избах — там же, где и жили. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипят­ком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор, пока глина не становилась тягучей. Тог­да глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.

Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных жи­вотных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и иг­рушки сохли дня два в избе, затем их обжигали в русских пе­чах или специально устроенных в поле за деревней обжигаль­ных печах. Некоторые посудные изделия (в основном горшки) и игрушки, раскаленные докрасна, обмакивали в корыте в ра­створе овсяной или гороховой муки (так называемой болтушке). Изделия покрывали черным, напоминающим кружево, узо­ром. Более дорогую посуду и игрушки в обожженном состоя­нии обмазывали дегтем, посыпали мучкой из свинца и вновь обжигали. Изделия после второго обжига приобретали красивую муравленную поливу и высокую прочность.

Притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Пословицы, поговорки о гончарах и гончарном деле

Не боги горшки обжигают (русская пословица).

Гончар приделывает ручку к кувшину там, где захочет (абхазская пословица).

Глину не мять — горшков не ви­дать (русская пословица).

Ребёнок — глина, мать — гончар (узбекская пословица).

Горшок упал, не разбился, а звон все услыхали! (русская пословица).

 

12.Ведущие мастера промысла:

Первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.

 

В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

13.Методические статьи:

Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое. Роспись Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа.Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.

Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

"Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов", - так оценивал изделия скопинских мастеров конца XIX - начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А.Салтыков.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.

Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX века.

В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.

Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.

В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.

По достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.

Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.

Фигурная скопинская керамика различными тиражами выпускается на участке массовой продукции способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой. На этом участке в большом ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25 литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров помещений.

На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для туристических организаций.


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.