Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характер. Занятия. Деревни и дома



Характер


Ингерманландские финны-савакот: слева – из прихода Губаницы (Волосовский район), справа – из прихода Колтуши (Всеволожский район).

Ингерманландским финнам присущи трудолюбие, бережливость и особое упорство, которое имеет у финнов даже специальное название сису. Всё в финских хозяйствах делалось основательно, к труду относились честно и работали все. Финны говорили: «Только тот, кто трудится, достоин вознаграждения». Поэтому к богатству относились не как к удаче, а как к результату напряжённого труда. Ингерманландские финны исповедовали лютеранство, которое во многом определяло их жизнь. В финских деревнях строго осуждалось пьянство. А вот грамотность поощрялась! Финны были очень грамотным народом – более 70 % крестьян умело читать и писать. Без этого умения нельзя было пройти церковный «экзамен» и жениться! Ингерманландские финны представляли собой две группы: финны-эурямёйсэт были по происхождению карелами, они долго сохраняли не только свою культуру, особое наречие и великолепный костюм (о нем читайте в разделе «Одежда ингерманландских финнов»), но и свой характер: основательный и медленный. Они глубоко чтили свои обычаи, считая, что всё, что сделано дедами, правильно и свято. Вторая группа – финны-савакот – были более общительными, они быстрее перенимали всё новое и были прекрасными торговцами.

 

Занятия

Ингерманландские финны-эурямёйсэт из прихода Токсово (Всеволожский район).

Основным занятием ингерманландских финнов было земледелие, причём издавна отмечалось, что «чем больше финнов в данной местности, тем больше и пашни». Ещё в XVIII веке финны выращивали рожь, ячмень, овёс, гречиху и горох, лен и коноплю. На песчаных почвах некоторых северо-восточных районов, а также в окрестностях Волосово хорошо родился картофель, и к середине XIX века он стал истинно «финским» овощем, о нем даже пели песни! Картофель финны стали возить на петербургские рынки. Но самым важным был для ингерманландских финнов молочный промысел. Прежде молоко приходилось возить в город на телегах, а затем «охтенки» – финские молочницы разносили его по домам, держа по несколько бидонов молока на коромысле. Был у ингерманландских финнов и особый «питомнический» промысел: крестьяне брали на воспитание сирот из Воспитательного дома и от частных лиц в Петербурге, получая за это определённую сумму денег. Такие руунулапсет («казённые дети») воспитывались наравне с собственными детьми в финских традициях.
Финские крестьяне сбывали ягоды прямо в Петербург, а грибы возами свозили на рынки. В особенно урожайные годы сбор грибов оказывался выгоднее хлебопашества! Рыболовством финские крестьяне занимались во всех уездах Петербургской губернии. Самый большой лов шёл зимой на Финском заливе и Ладожском озере подлёдными неводами. На реке Луге ловили миногу, которая очень охотно раскупалась и в Нарве, и в Санкт-Петербурге. А с Ильина дня (2 августа) начиналась ловля больших раков – один человек мог наловить до 300 штук в день. В прибрежных деревнях финские мастера строили лодки.
Ингерманландские финны разводили и продавали гусей, их перегоняли в город «своим ходом», предварительно покрыв им лапки дёгтем и песком, чтобы птицы не стёрли в пути перепонки. Многие финны везли на городские рынки садовые ягоды, мёд, дрова, веники, сено и солому. У ингерманландских финнов насчитывалось более 100 видов ремёсел и кустарных производств. Были и уникальные финские промыслы: например, изготовление цветов из стружек или сбор муравьиных яиц, которые шли на корм аквариумным рыбкам и домашним птицам.

 

 

Деревни и дома

К началу ХХ века только на Карельском перешейке повсеместно сохранялась старинная финская «свободная» планировка деревень, когда дома располагались не вдоль улицы, а совершенно произвольно, занимая сухие возвышенные места или склоны холмов. Расстояние между домами обычно составляло более 30 м. В других ингерманландских финских деревнях дома стояли вдоль улиц близко друг к другу. В прежние времена в центральной и западной частях Петербургской губернии финны чаще всего строили длинные дома и соединённые с ними крытые дворы, подобно русским. Но к северу от столицы обычно сохранялась старинная традиция, когда большие каменные или деревянные дворы ставились отдельно от дома. Для защиты от пожаров огромные риги для просушки хлеба и маленькие бани ставились на отдалении от жилых изб. Ещё до середины XIX века дома финнов были по большей части курными (топившимися по-чёрному) с низкими потолками и высокими порогами. Вместо окон прорубались световые отверстия, закрывающиеся деревянными задвижками, лишь у богатых крестьян в избах были слюдяные окна. Крышу крыли соломой, позднее – щепой. Избы, топившиеся по-чёрному, сохранялись даже вблизи от Петербурга, так что порой из окна можно было видеть золотые купола его церквей. Позднее финские дома изменились, особенно из-за городских жителей, которые снимали дачи в финских деревнях. В них появились печи, топившиеся «по-белому», печи-голландки и городская мебель.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.