|
|||
Злое будущее скучного капитализмаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего семинарского занятия "Общество: философский анализ" Большая часть государств на нашей планете реализует капиталистическую форму организации социальной жизни. Поэтому Вашему вниманию предлагается рецензия на книгу"Есть ли будущее у капитализма?" При желании ее можно скачать и прочитать полностью. Ваша задача заключается в том, чтобы сгруппировав основные идеи, продолжить рассуждения любого из пяти представленных теоретиков современности, конкретизируя каждый тезис примерами сегодняшнего дня. Не забудьте сопроводить ваш ответ глоссарием. Присылайте свои соображения и наработки
Злое будущее скучного капитализма Кирилл Телин / 25 мая 2015 / Рецензия от «Открытой левой»: пять разных ответов на самый важный вопрос - есть ли у капитализма будущее? В издательстве Института Гайдара вышла книга «Есть ли будущее у капитализма» — сборник статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна и К. Калхуна. Каждый из авторов оставил значительный след в современных политических дискуссиях, и потому, вероятно, заслуживает отдельного внимания — к тому же, несмотря на наличие в работе отдельной главы, называемой «коллективной заключительной», представленные в сборнике концепции и вероятные очертания будущего сильно отличаются друг от друга. Иммануил Валлерстайн: рубежи экстернализации Иммануил Валлерстайн, обсуждая будущее капитализма, повторяет уже неоднократно озвученные им тезисы: капитализм обречен постепенно умирать, поскольку столь же неуклонно исчерпываются ресурсы для его лейтмотива — бесконечного накопления капитала (ни свободный рынок, ни наемный труд, ни прибыль не могут считаться смыслом капитализма — «чтобы историческая система считалась капиталистической, должно быть настойчивое стремление к бесконечному накоплению капитала»). Благосостояние, постоянно возраставшее благодаря финансиализации и процессов экспансии капитализма в зону мировой периферии, сегодня резко сокращается — более того, на свой кусок пирога начинают претендовать новые игроки, формируя тем самым типичное «равновесие по Парето»: никто не может оказаться в выигрыше, пока не определятся проигравшие. Исходя из гипотезы, что экономический процесс тесно сопряжен с геополитической конфронтацией, Валлерстайн замечает: даже поддержание господства (и экономической «квазимонополии», т.е. намеренного ограничения свободы рынка ради получения реальной прибыли) обходится лидеру слишком дорого, а механизмов закрепления своего положения в условиях принципиальной нестабильности капитализма у него попросту нет. Иммануил Валлерстайн «Упадок американской гегемонии стал необратимым из-за обратного эффекта, вызванного военно-политическим фиаско программы неоконов (…) тем самым колебания рынков и валют усиливаются за счет колебаний властных альянсов» Исходя из описанного положения, Валлерстайн намечает два альтернативных вектора мирового развития: либо условный «дух Давоса» (основанный либо на репрессивном характере новых форм власти, либо на псевдомеритократическом сглаживании наиболее ярких противоречий), либо не менее условный «дух Порту-Алегри» (функциональная децентрализация мира или артикуляция протестной альтернативы современному капитализму). Все тенденции, приводящие к формированию таких лагерей, по мнению Валлерстайна, уже имеются в наличии; вопрос лишь в том, какая из них заявит о себе мощнее.
|
|||
|