Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музеи. Исторические объекты



Музеи

Старейший музей лагеря, краеведческий, был создан уже в 1936 году. Первые экспонаты для его коллекции собирали сами артековцы на территории лагеря и в его окрестностях. Сегодня его экспозиция знакомит с историей и природой Крыма, животным и растительным миром «Артека» и Чёрного моря.

Неизменный интерес не только у детей, но и у взрослых гостей «Артека» вызывает музей «Космос», открытый по предложению и при непосредственном участии Юрия Гагарина в 1967 году. Основу экспозиции составили подарки космонавтов, приезжавших в лагерь. В частности: тренировочный скафандр Юрия Гагарина и скафандр Алексея Леонова, в котором был совершён выход в открытый космос, парашют спускаемого аппарата космического корабля «Восток» и действующее тренировочное оборудование первых космонавтов.

«Музей истории „Артека“» — основной музей лагеря. Он был открыт в 1975 году. Разделы его экспозиции посвящены истории артековской местности до основания лагеря и основным этапам истории «Артека» — основание лагеря и его первые годы, военный период и эвакуация на Алтай, работа «Артека» в качестве международного лагеря. Здесь же собрана большая коллекция подарков преподнесённых лагерю делегациями и гостями. При музее существует архив, в котором хранятся редкие документы, связанные с историей СССР и «Артека».

«Музей морского флота», открытый в 1994 году, знакомит ребят с историей русского флота от первых морских походов славян. В пяти залах представлены документы и художественные произведения, посвящённые флоту, а также образцы гражданской и военной морской техники: ракетного, артиллерийского, торпедного вооружения, боеприпасов, макеты кораблей, элементы корабельной оснастки, водолазное снаряжение. Музей знакомит посетителей с эрой парусного флота, строительством пароходов, броненосцев, крейсеров. Каждый может подняться на мостик малого корабля с элементами центрального поста подводной лодки. Особый интерес артековцев вызывает установленный перископ подводной лодки.

Самый «молодой» артековский музей — «Сокровища Чёрного моря» — был открыт в 2012 году. В его экспозиции представлены более 1000 экспонатов, поднятых подводными археологами со дна Чёрного моря. Многие из них уникальны и представляют различные исторические эпохи: среди них украшения, сосуды и якоря эпохи античности, элементы средневековых судов, предметы, поднятые с затонувших боевых кораблей периода российско-турецких войн, Крымской и Первой Мировой войны. Также в музее можно увидеть лётные навигационные карты, поднятые с борта сбитого в 1943 году самолёта «Юнкерс-52» во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в нём представлены эксклюзивные фотоматериалы со съёмок глубоководных раскопок, а также манипулятор подводного робота, с помощью которого проводились подводные исследования.

Исторические объекты

В «Артеке» сохранилось несколько построек дореволюционного времени, входивших в дворянские имения, которые находились на нынешней территории лагеря. Пожалуй, самая известная среди них — дворец Суук-Су, построенный в 1903 году, как центральное здание одноимённого популярного курорта, основанного в своём имении Ольгой Соловьёвой, вдовой инженера Владимира Березина. После революции национализированный курорт был передан под дом отдыха «Общества старых большевиков», а в 1937 году присоединён к «Артеку». В послевоенные годы именовался Дворцом пионеров и использовался как учреждение досуга. Со временем здесь же были открыты Музей истории лагеря и авиационно-космическая выставка. Сегодня дворец продолжает выполнять культурно-досуговые функции. В актовом зале проводятся праздничные и концертные мероприятия, в фойе организуются выставки и встречи артековцев с гостями лагеря. Здесь же находится одна из артековских библиотек.

Недалеко от Дворца, также на территории «Лазурного» лагеря, в стороне от центральных аллей находится фамильный склеп семьи владельцев имения (иногда именуемый часовней). Склеп выполнен в виде грота в отвесном склоне холма. В советское время он использовался для свалки мусора. Сегодня вход в пещеру, обрамлённый каменным порталом, закрывает решётка, через которую видна неплохо сохранившаяся фреска, изображающая святых равноапостольных Владимира и Ольгу, небесных покровителей Владимира Березина и Ольги Соловьёвой.

Менее известны другие исторические памятные объекты рубежа XIX — начала XX веков, которых немало на территории «Лазурного»: Бювет, Оранжерея, Узел связи, Гостиница «Орлиное гнездо» и другие.

Исторические здания в восточной части «Артека» (территория «Морского» и «Горного») построены несколько ранее вышеназванных. Связаны они с именами владельцев здешних земель: Олизара, Потёмкиных, Гартвиса, Винера, Метальниковых. В настоящее время они продолжают использоваться, как помещения для занятий кружков и хозяйственных нужд. В этой части лагеря находятся два объекта, непосредственным образом связанных с историей самого «Артека». В «Морском» сохранился крошечный домик, в котором жил основатель «Артека» З. П. Соловьёв во время своих приездов в лагерь. Предание связывает дореволюционную историю этого здания с именем французской графини Де ла Мот, ставшей прототипом Миледи, героини романов Александра Дюма. Домик этот закрыт для доступа уже несколько десятилетий. Многие нынешние артековцы даже не подозревают об его существовании. А в парке рядом с «Горным» лагерем находится корпус лагеря «Верхний», построенный в 1930-е годы и сделавший «Артек» круглогодичным лагерем. В нём в 1958 году снимались некоторые сцены фильма «Военная тайна». Сегодня он используется как жилой дом.

На западной границе «Артека», в «Кипарисном» лагере находится исторический объект ещё более древний. Здесь сохранились развалины генуэзской крепости XI—XV веков, построенной на месте ещё более древней, византийской (VI века). В Средние века в скале Дженевез-Кая, на которой построена крепость, был пробит тоннель для наблюдения за морем. Он также сохранился до наших дней.

Природные достопримечательности.

Вид на Аю-Даг с пляжа детского лагеря «Полевой»

Аю-Даг (Медведь-гора) является популярным туристическим объектом и символом не только «Артека», но и всего Южного берега Крыма. Гора является естественной границей лагеря и оказывает существенное влияние на климат в «Артеке», защищая лагерь от восточных ветров. С первых лет существования лагеря Аю-Даг прочно вошёл в быт и культуру артековцев. Первые пионеры совершали походы с ночёвкой на вершине горы и в дупле дуба в лесу Аю-Дага оставляли послания артековцам следующей смены. Это дерево стало известно под именем «Дуб-почтальон», позднее он сгорел от туристического костра. Аю-Дагу посвящено множество артековских стихов и песен. Приключения артековцев во время походов к его вершине описаны в книгах Елены Ильиной «Четвёртая высота» и «Медведь-гора». Символическое изображение Аю-Дага — медвежонок является одним из артековских талисманов и традиционным подарком почётным гостям. Сегодня практически во время каждой смены артековцы совершают непродолжительные походы на гору с шуточным обрядом «Посвящения в артековцы». Практикуются также походы на вёсельных лодках к мысу Аю-Дага. У подножья горы расположены старейшие артековские лагеря — «Морской» и «Горный».

Адалары — две морские скалы, расположенные в непосредственной близости от побережья лагеря «Лазурный», также известны далеко за пределами Крыма, как один из символов полуострова. В 1930-е годы артековцы совершали лодочные походы к Адаларам. Подобное плавание показано в фильме «Новый Гулливер». В конце смены каждый артековский отряд по традиции фотографируется на фоне Адалар. В августе 2008 года, в день Государственного флага Украины на Адаларах, в рамках артековской программы национального воспитания был поднят украинский флаг.

На территории «Лазурного» находятся ещё два примечательных объекта: выдающаяся в море «Шаляпинская скала», подаренная владелицей имения Суук-Су Фёдору Шаляпину для строительства «Замка искусств», и «Пушкинский грот» (пещера, частично заполненная водой).

По территории «Артека» протекает несколько мелководных горных рек, впадающих в море: Артек (Камака-Дере) в «Морском», Путанис (Путамиш) в «Прибрежном», Суук-Су в «Лазурном». Частично они убраны в трубы и подземные коллекторы.

Парки.

Парки являются бесспорным украшением «Артека». Основатель лагеря З. П. Соловьёв особо подчёркивал их значение для детской здравницы. Начало парковому строительству на территории «Артека» было положено ещё в XIX веке Г. Олизаром, имение которого находилось возле горы Аю-Даг. Сегодня парковый ансамбль «Морского» и «Горного», спускающийся к самому морю, насчитывает до тысячи видов деревьев и кустарников, в частности — несколько видов кедра, три вида кипариса, несколько видов сосен и секвой, магнолии, сирень, олеандр. Есть здесь и маслиновая роща. Причудливый узор дорожек и аллей дополнен каменными лестницами. В парке производится художественная стрижка растений, здесь можно увидеть кусты в виде забавных животных и поискать выход из настоящего зелёного лабиринта.

Рядом расположен небольшой, но уникальный по своей коллекции парк Гартвиса-Виннера (в советское время — «Комсомольский»). Заложен он был в 1820-е годы директором Императорского Никитского ботанического сада Н. А. Гартвисом. Здесь можно встретить редкие виды растений: железное дерево и пробковый дуб, камфорное дерево, болеарский и вечнозелёный самшит, магнолию Суланжа.

Парк «Лазурного» был известен ещё в дореволюционное время, когда здесь находился курорт «Суук-Су». Именно тогда парку был придан вид итальянского террасного сада: подпорные стены, балюстрады и мостики с кованными перилами, каменные лестницы гармонично включены в буйную парковую растительность.

Не менее красивы и примечательны по составу и планировке парки «Кипарисного» и «Прибрежного».

Несколько аллей и скверов на территории лагеря было заложено самими артековцами. Один из них — «Сквер Дружбы» в «Лазурном» — 48 кедров, посаженных детьми из 48 стран, отдыхавших в «Артеке» во время проведения X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине.

Парки «Артека» имеют статус памятников садово-паркового искусства местного значения.

Памятники.

Памятники «Артека» можно разделить на несколько тематических групп. Все они созданы в послевоенный период. Более ранние памятники, в том числе созданные руками детей, были разрушены во время оккупации Крыма расквартированными на территории «Артека» фашистскими солдатами.

Ленинский мемориал (2008 год)

Самый большой артековский памятник — В. И. Ленину — находится в центральной части «Артека» рядом с «Прибрежным». Архитектурный комплекс, включающий сам памятник и прилегающую территорию, именуется «Ленинским мемориалом». Мемориал был сооружён по проекту архитектора М. Ф. Синёва и народных художников СССР А. Т. Полянского и Н. А. Щербакова и открыт в 1985 году. Памятник вместе с постаментом имеет высоту 19 метров, а пилоны за его спиной, изображающие древки знамён, достигают высоты сорока двух метров. Благодаря своим размерам памятник был внесён в морскую лоцию в качестве навигационного знака.

«Монумент Дружбы детей мира» в «Морском» лагере. Был заложен в 1962 году детьми из 83 стран, которые привезли в «Артек» кусочки разноцветных горных пород. Основой монумента является большое панно из ракушечника с рельефными изображениями детских лиц и надписью «Сердцем пламенем, солнцем сиянием, костром заревом, дети Шара Земного, дорогу дружбы, труда, счастья, мира, свободы, равенства, братства навсегда озарим». Панно размещёно на отвесной стене крутого берега, обрамляя круглую площадку. Автор монумента — Эрнст Неизвестный.

Монумент «Дружба детей Мира». Дата сооружения — 1967 г.: МДЦ «Артек», лагерь «Морской», у столовой, Гурзуф, Ялта, Крым. Скульптор — Эрнст Неизвестный

На аллеях «Прибрежного» можно встретить ещё несколько работ, выполненных Эрнстом Иосифовичем. Это, во-первых, небольшие металлические скульптуры, очевидно призванные, по задумке автора, символизировать крымскую природу: изображения рыб и птиц на абстрактных конструкциях; во-вторых, уникальное панно из нержавеющей стали возле дворца «Суук-су». Благодаря им имя скульптора было увековечено в одной из артековских песен («Здесь когда-то Неизвестный ряд шедевров создавал…»).

Несколько памятников в лагере связаны с историей Великой Отечественной войны. В парке между «Морским» и «Горным» находится памятник «Неизвестному матросу», погибшему в бою с оккупантами Крыма в 1943 году. Памятник, выполненный А. А. Емельянцевым в 1962-м году из белого камня, представляет собой скульптурное изображение советского воина в момент боя на морском берегу. В советское время это был один из главных памятников лагеря. Здесь проходят торжественные мероприятия, линейки, возложения цветов.

Недалеко от него в 1985 году был открыт мемориал в память о сотрудниках лагеря и солдатах Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Автор проекта — дизайнер «Артека» Ю.Соловьёв. Памятник выполнен в виде символического изображения корабля. Надпись на мраморной плите сообщает, что на этом месте похоронены воины, погибшие при освобождении «Артека». Оба памятника ежегодно облагораживаются к очередной дате освобождения лагеря. Возле них проходят встречи ветеранов, проживающих в Гурзуфе.

В «Лазурном» лагере установлен памятник в честь артековцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Он выполнен в виде мраморной плиты с фамилиями героев. Среди них: Гуля Королёва, Рубен Ибаррури, Володя Дубинин. Несмотря на то, что плита несколько раз менялась на новую, фамилия Алии Молдагуловой вновь и вновь пишется на ней с ошибкой. За пределами «Артека» памятник известен благодаря упоминанию в книге Елены Ильиной «Четвёртая высота». По словам бывших сотрудников лагеря, проживающих в Гурзуфе, в 2005 году среди них представителями администрации «Артека» был проведён неофициальный опрос, целью которого было выяснить реакцию ветеранов на возможную ликвидацию этих памятников. После возвращения Крыма в состав России работа по сохранению и увековечиванию памяти защитников Отечества в Артеке была возобновлена. 25 июля 2016 года в парке «Горного» лагеря была торжественно открыта Аллея Героев с памятниками артековцам, совершившим подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Есть в «Артеке» памятники, связанные с его собственной историей. В «Морском» установлен памятный знак в честь первой артековской линейки в виде камня с мраморной плитой и небольшая стела в память о Саманте Смит — на аллее, носящей её имя. Чуть выше, в парке «Горного» — мраморная колонна, найденная артековцами в 1928 году на развалинах средневековых сооружений на Аю-Даге, с высеченными словами З. П. Соловьёва об открытии в Артеке пионерского лагеря. Скульптурный памятник самому Зиновию Петровичу работы А. А. Емельянцева был установлен и на территории «Алмазного» в 1978 году

Два артековских бюста работы А. А. Емельянцева посвящены людям, в честь которых были названы пионерские дружины «Артека»: в «Морском», медный на гранитном основании — Пальмиро Тольятти (1969) и в «Лазурном» более скромный — дважды Герою Советского Союза лётчику-космонавту СССР Владимиру Комарову. В 1972 году на стене дружины «Янтарная», носившей имя Аркадия Гайдара, была открыта мемориальная доска с барельефом писателя. После недавней реконструкции лагеря она была временно снята и по окончании реконструкции возвращена на место.

В «Лазурном» есть и ещё два памятника, созданные Емельянцевым из белого мрамора: памятник Н. К. Крупской возле дворца «Суук-Су» и бюст Пушкина на Пушкинской площадке.

В культуре и искусстве.

Художественная литература.

Артек является (полностью или частично) местом действия многих художественных произведений, среди которых можно назвать следующие: «Военная тайна» (А. Гайдар), «Девочка и олень» (Э. Пашнев), «Маленькие испанцы» (Е. Кононенко), «Медведь-гора» (Е. Ильина), «Месяц в Артеке» (В. Киселёв), «Невинные тайны» (А. Лиханов), «Письмо на панцире» (М. Ефетов), «Почти невероятные приключения в Артеке» (П. Аматуни), «Саманта» (Ю. Яковлев), «Улица младшего сына» (Л. Кассиль, М. Поляновский), «Четвёртая высота» (Е. Ильина), «Дневной дозор» (C. Лукьяненко), «Хорошим людям — доброе утро!» (В. Железников).

Артек упоминается или является частью сюжета также во многих поэтических циклах и отдельных стихотворениях А. Барто, В. Викторова, А. Зацаринной, Л. Кондрашенко, С. Маршака, А. Милявского, Б. Миротворцева, С. Михалкова, В. Орлова, Р. Нуруллина («Луна над Артеком»).

В отдельных случаях авторы литературных произведений упоминают, что в прошлом герои их книг были артековцами, расширяя тем самым характеристику персонажа или объясняя мотивацию его поступков. Так, артековцами по воле авторов стали советский разведчик Александр Белов («Щит и меч», В. Кожевников), педагог Олег Московкин («Мальчик со шпагой», В. Крапивин), диссидент Толик Парамонов («Свобода или смерть», Л. Филатов) и другие.

Кинематограф.

Кадр из к/ф «Трое» (Первый фильм, снятый в «Артеке», 1927 год)

Буквально с первых лет своего существования «Артек» стал использоваться для творческих нужд отечественного кинематографа. Этому способствовало совпадение нескольких факторов. Большое количество солнечных дней в году, близость Ялтинского филиала киностудии имени Горького, разнообразная экзотическая флора, горный рельеф местности и морской берег в сочетании с необычной, футуристической архитектурой. А при необходимости — и бесплатная детская массовка. Всё это делало лагерь идеальной площадкой для воплощения творческих замыслов кинематографистов.

Соответственно, фильмы, снимавшиеся в лагере, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это фильмы, действие которых происходит в Артеке: «Новый Гулливер» (1935), «Счастливая смена» (1936), «Военная тайна» (1958), «Пущик едет в Прагу» (1966) и фильмы о «неком», обычно — международном, пионерском лагере: «Трое» (1927), «Пассажир с „Экватора“» (1968), «Здравствуйте, дети!» (1962) «Сваты 4» (2010).

Вторая группа — приключенческие фильмы о морских путешествиях, дальних экзотических странах: «В поисках капитана Гранта» (1985), «Битва трёх королей (Огненные барабаны)» (1990), «Одиссея капитана Блада» (1991), «Сердца трёх» (1992), «Империя пиратов» (1995).

И, наконец, фантастические фильмы о жизни в далёком будущем: «Мечте навстречу» (1963), «Туманность Андромеды» (1967), «Через тернии к звёздам» (1981).

Также в «Артеке» снимались эпизоды и сцены кинокартин: «Белый пудель» (1956), «Ура, у нас каникулы!» (1972), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978), «Десять негритят» (1987), «Дунечка» (2004) и других художественных, публицистических и документальных фильмов.

Театр.

В 1948 году в московском Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко был поставлен балет Антонио Спадавеккиа «Берег счастья». Герои спектакля, подружившись в Артеке, пронесли свою дружбу и любовь через испытания Великой Отечественной войны. После победы они вновь встречаются в Артеке, уже в качестве наставников нового поколения пионеров. В 1940-е — 1950-е годы балет был трижды поставлен в Москве, а также в театрах Алма-Аты, Новосибирска, Перми, Одессы, Свердловска, Ташкента.

С 2010 года на сцене киевского Театра-студии импровизации «Чёрный квадрат» идёт спектакль «Любовь не по возрасту» (первоначальное название — «Грабли первой любви»), действие которого происходит в современном «Артеке». По информации, опубликованной на официальном сайте театра, это «спектакль про ночную жизнь коренных обитателей лагеря-под-горой: вожатых, медсестры, начальника лагеря и детей-отдыхающих…»[30]

Артековские песни[

Артеку посвящены сотни песен, которые написаны непосредственно в Артеке или бывшими артековцами. Наиболее популярными из них являются песни «Артековская клятва» (слова Анатолия Ануфриева, музыка Владимира Боганова), написанная в 1965 году и «Спокойной ночи, Артек» (слова Виктора Викторова, музыка Дмитрия Кабалевского), написанная в 1962 году. С 2017 года официальной прощальной песней «Артека» является песня Дениса Майданова «Что оставит ветер»[31]

Филателия и нумизматика[править | править код]

· Почтовые марки СССР / Монета Банка России

· 1948 год

 

·

1958 год

 

·

1958 год

 

·

1985 год

 

·

2015 год

 

Интересные факты

Вид стелы у дороги, ведущей в «Артек» в 2008—2015 годах. Фото из окна междугородного троллейбуса 52-го маршрута

· В честь «Артека» были названы: улицы и переулки в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Днепре, Гурзуфе и Владивостоке (на этой улице находится ВДЦ «Океан»), малая планета (астероид № 1956, 1969), модель детского радиоприёмника (Севастополь, 1990-е годы), вафли с шоколадной начинкой (фабрика «Рот Фронт»), пшеничная крупа, кинотеатр в Рыбинске, траулер Мурманского морского пароходства (1960-е годы), танкер Дальневосточного морского пароходства (получен от США по ленд-лизу, 1944), армейская мобильная радиостанция Р-166 на шасси «КамАЗ», детская мебель: гарнитур из ДСП и металлическая двухъярусная кровать, общество русскоговорящей молодёжи Чешской республики (Прага, 2000).

· Многие известные артисты, учёные, политики первые шаги к вершинам карьеры сделали в «Артеке». Киноактёры Людмила Шагалова, Алексей Жарков и режиссёр Павел Чухрай свои первые детские роли сыграли в кинофильмах, снимавшихся в лагере. Эстрадный артист Владимир Винокур победил на артековском конкурсе вокалистов (медаль ему вручал Юрий Гагарин[32]), а известный футболист и тренер Георгий Ярцев получил в «Артеке» свою первую золотую медаль тоже из рук первого космонавта Земли[33]. В составе детского хора пела в лагере звезда современной оперной сцены Анна Нетребко, известный журналист Леонид Парфёнов постигал азы будущей профессии во время юнкоровской смены, а режиссёр Олег Сафаралиев первую исследовательскую работу о кино (отзыв о фильме «Морозко») также написал для дружинной стенгазеты. Литературная деятельность известного татарского детского поэта Рината Нуруллина началась с записей в артековском дневнике (дружина «Хрустальная», 1967 год). Экс-депутат Государственной Думы РФ Ирина Хакамада организовала в лагере первую акцию общественного протеста — её отряд, недовольный организацией питания, вместо традиционного пожелания приятного аппетита хором проскандировал на всю столовую «Всем-всем приятно подавиться»[источник не указан 2232 дня].

· В самом авторитетном справочном издании СССР — Большой советской энциклопедии (3-е издание, 1969—1978 гг.) в статье «Артек» была допущена ошибка. Под фотографией, иллюстрировавшей статью, была помещена подпись «Пионерский лагерь „Прибрежный“»[34]. На самом деле на фотографии изображёны корпуса «Морского» лагеря. В «Прибрежном» (сегодня это лагеря «Лесной», «Озёрный», «Полевой», «Речной»), вопреки названию, нет корпусов, расположенных на морском берегу. Это не единственная подобная ошибка. «Морской» (до 1950-х годов «Нижний») всегда считался «витриной Артека». Большинство публикаций СМИ об «Артеке» независимо от содержания иллюстрировались фотографиями, сделанными именно в «Морском».

· Н. С. Хрущёв в бытность председателем Совета Министров Украинской ССР сравнивал «Артек» с буржуазным курортом и высказывал сомнения в целесообразности подобной формы организации детского отдыха. «Я против всяких Артеков», — заявил Хрущёв на приёме секретарей обкомов ЛКСМУ[35].

· Генеральный Секретарь Итальянской Компартии Пальмиро Тольятти скончался в Артеке 21 августа 1964 года в возрасте 71 год.

Знак «Артека» с середины 90-х годов до 2015 года

В канун визита 24 апреля 2008 года в «Артек» супруги Президента Украины Екатерины Ющенко с главной стелы лагеря были демонтированы советские ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, а надпись «Международный детский центр» была заменена на «Міжнародний дитячий центр», как было позже заявлено, в связи с реставрацией. Однако по прошествии времени ордена так и не были восстановлены, а на их месте были размещены логотипы МДЦ «Артек» и ЮНЕСКО. 8 августа 2008 года в ходе акции протеста сторонниками КПУ были установлены копии ранее демонтированных орденов[36][37]. В апреле 2015 года стела была полностью очищена от старых символов; были установлены светодиодные панели для вывода изображения, полностью покрывающие стелу. С зимы 2018—2019 яркость изображения после наступления вечерних сумерек была существенно снижена — для исключения ослепления водителей.

· Во время празднования 75-летия пионерского лагеря «Артек» в 2000 году была вскрыта капсула с посланием пионеров 1960-х годов артековцам 2000 года. Послание было подписано 1200 артековцами из всех республик Советского Союза, затем его уложили в капсулу и запаяли в металлическую ракету, которая в течение 40 лет хранилась на Костровой площади «Артека». На торжественной линейке ракету распилили и извлекли оттуда «письмо в будущее». Пионеры 1960-х годов предполагали, что в 2000 году все народы Земли живут в мире, люди летают на Луну, а в «Артеке» уже есть свой космодром.

· В 1950 году на должности главврача в лагере работал советский немец Манфред Эсси-Эзинг, известный подпольщик и борец с фашизмом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.