Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доступность



Доступность

Для обеспечения доступности и прозрачности системы поощрения путёвками в «Артек» с 1 января 2017 года функционирует автоматизированная информационная система «Путёвка»; все дети, приехавшие в «Артек», прошли регистрацию и рейтинговый отбор (в том числе граждане иностранных государств). В АИС «Путёвка» зарегистрировано 127 946 заявок, а число достижений, указанных в системе, достигло 10 050 227. С 2014 года в «Артеке» развивается инклюзивная среда, благодаря которой в детском центре побывали 218 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для развития международной доступности в «Артеке» развивается программа привлечения волонтёров-переводчиков: в 2017 году пребывание иностранных детей обеспечивали 23 переводчика с английского, арабского, греческого, испанского, китайского, монгольского, немецкого, сербского, французского и чешского языков.

Структура

Структурное деление «Артека» менялось вместе с его развитием.

Первоначально палаточный городок на берегу моря именовался просто «Детский лагерь в Артеке». Название урочища Артек закрепилось в качестве собственного имени лагеря несколько позже, к 1930 году, когда в верхнем парке был построен первый корпус для круглогодичного приёма детей. Он получил наименование «Верхний лагерь», а палаточный у моря — «Нижний». Третьим артековским лагерем стал в 1937 году «Суук-Су», созданный на базе переданного «Артеку» одноимённого дома отдыха. После Великой Отечественной войны в 1944 году «Артеку» был передан дом отдыха «Колхозная молодёжь», он стал ещё одним лагерем.

В 1950-е годы «Артек» официально считался комплексом нескольких лагерей. Его дирекция именовалась «Управление Всесоюзных пионерских лагерей», а сами лагеря было принято называть по номерам «Лагерь № 1» — «Лагерь № 4».

В 1959 году начались работы по воплощению в жизнь проекта так называемого «Большого Артека». В 1961 году на карте «Артека» появилось первое знакомое сегодняшним артековцам название лагеря — «Морской». Он был построен на месте «Нижнего». А вскоре и весь «Артек» принял в общих чертах нынешний вид. Лагерь, построенный на месте «Верхнего», получил название «Горный». По замыслу авторов, он должен был состоять из трёх пионерских дружин, каждая из которых размещалась в отдельном большом корпусе. На пустовавшей до этого территории в центре «Артека» был построен новый лагерь «Прибрежный». Он стал самым большим лагерем и объединил 4 дружины. Лагеря «Суук-Су» и «Колхозная молодёжь» серьёзных внешних изменений не претерпели, но получили новые названия: «Лазурный» и «Кипарисный», соответственно. В каждом из них, как и в «Морском», размещалась одна пионерская дружина. Основные работы были завершены к 1964 году. Авторы проекта — группа архитекторов, возглавляемая Анатолием Полянским, в 1967 году были награждены Государственной премией СССР в области архитектуры.

Таким образом, на момент распада СССР «Артек» состоял из 5 лагерей, объединявших 10 дружин: «Морской» (дружина «Морская»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Озёрная», «Полевая», «Речная»), «Лазурный» (дружина «Лазурная») и «Кипарисный» (дружина «Кипарисная»).

Эта артековская структура сохранилась до сегодняшнего дня, но к концу 1990-х годов сложилась новая традиция — все артековские дружины теперь называются детскими лагерями, а «Горный» и «Прибрежный» — комплексами лагерей. Хотя артековцы старшего поколения продолжают называть лагерями «Морской», «Кипарисный» и «Лазурный», а остальные — дружинами.

Детские лагеря комплекса «Прибрежный» состоят из нескольких жилых корпусов вместимостью на 2-3 отряда, каждый из которых имеет своё имя.

· Лагерь «Лесной» — корпуса «Тополь», «Сосна», «Клён», «Калина», «Рябина».

· Лагерь «Озёрный» — корпуса «Селигер», «Ильмень», «Байкал», «Севан», «Балхаш».

· Лагерь «Полевой» — корпуса «Ромашка», «Василёк», «Незабудка», «Колокольчик», «Фиалка».

· Лагерь «Речной» — корпуса «Волга», «Енисей», «Ангара», «Амур», «Иртыш».

· Недавно закончилась стройка ещё 3 корпусов: «Тюльпан», «Кувшинка», «Ландыш».

В 2002 году в связи с аварийным состоянием корпуса приём детей в лагерь «Алмазный» был прекращён.

В 1960-е годы предполагалось, что строительство «Артека» будет продолжено. Группой Полянского были спроектированы лагеря «Солнечный» и «Воздушный», ряд объектов культурного и образовательного назначения, однако этим планам не суждено было сбыться в ближайшее время.

В 2014 году было принято решение о воплощению планов Полянского по постройке лагеря «Солнечный» в жизнь. В настоящий момент идут подготовительные работы по строительству «Солнечного».

Кроме вышеназванных лагерей в структуру «Артека» входят две горные турбазы «Дубрава», «Криничка».

Деятельность

Основные направления и составляющие работы лагеря:

· Медицинско-оздоровительная. Первоначально это было главное, а по задумке З. П. Соловьёва, возможно, и единственное назначение «Артека». Об этом говорит тот факт, что с момента открытия главным должностным лицом лагеря был врач. В лагерь направлялись исключительно дети с диагнозом «туберкулёзная интоксикация», или находящиеся в группе риска по этому заболеванию. Режим включал в себя медицинские и гигиенические процедуры, соответствующим образом составлялось меню. Позднее к каждому отряду наряду с вожатым был прикреплён медицинский работник. Созданный, как одно из учреждений Российского Красного Креста, «Артек» через некоторое время был передан в ведение Министерства Здравоохранения.

Актуальной эта функция «Артека» была и в послевоенные годы, однако постепенно её место заняла функция «организации детского отдыха», включавшая в себя общую физкультуру, климатотерапию, режим дня, но специальных медицинских программ более не предполагавшая. Наоборот, появился целый список ограничений для направления в «Артек» по состоянию здоровья, сохранившийся поныне. Хотя в официальных документах и публикациях СМИ пребывание детей в лагере сегодня называется «оздоровлением».

· Воспитательная. Первые сотрудники «Артека» отмечали в своих воспоминаниях его отличие от других существовавших в то время лагерей с их строевой подготовкой, ночными побудками и политическим воспитанием. «Артек» был «лагерем нового типа», «лагерем-санаторием». Главный пионерский девиз З. П. Соловьёв переписал: «Будь здоров! Всегда здоров!». Разумеется, необходимость воспитательной работы с детьми под сомнение не ставилась. Но уже с первых лет работы лагеря в руководстве страны задумались о превращении его в «кузницу кадров» для будущего комсомольского актива.

Постепенно функция патриотического, политического и идеологического воспитания вышла на первый план. Путёвка в «Артек» стала поощрением, наградой для пионера. Всё чаще решения о работе лагеря принимались на высшем партийном уровне, и в 1958 году «Артек» был окончательно передан из подчинения медицинским ведомствам в ведение ЦК ВЛКСМ. С этого времени вплоть до 1990-х годов «Артек» считался «лагерем пионерского актива», здесь проводились Всесоюзные пионерские слёты и тематические смены для активистов разных направлений пионерской работы. Однако, по общему мнению артековцев тех лет, эта работа велась очень аккуратно, без перегибов. На фоне всеобщего охвата пионерской работой школьников страны «Артек» иногда выглядел даже немного по-диссидентски. Вожатые и педагоги лагеря старались воспитать в детях подлинную дружбу, а не отвлечённый коллективизм, и даже служить идеалам социализма учили без показного рапортования.

После распада СССР идеологическая составляющая артековского воспитания официально была отвергнута. Места парторгов и комсоргов заняли психологи, провозгласившие главенство «коммуникативной» функции лагеря. В сочетании со снижением профессионального уровня вожатых постепенно это привело и к снижению общего уровня воспитательной работы в лагере. Роль вожатого сегодня часто сводится к простой организации досуга. В последние годы неоднократно предпринимались попытки наладить в «Артеке» в той или иной форме систему национально-патриотического украинского воспитания. Однако в условиях, когда основная масса коммерческих путёвок продаётся гражданам других государств, говорить о какой-либо серьёзной системе национального воспитания сложно. Подобные попытки выглядели спорно, а иногда и неуместно[27].

· Методическая деятельность «Артека» не ставилась его основателями во главу угла, однако уже в первые годы существования лагеря многочисленные гости (в частности Клара Цеткин) говорили о необходимости использовать его опыт в работе детских учреждений в России и за рубежом. Летом 1928 года в лагере прошёл первый Международный семинар пионерских вожатых. Впоследствии подобные мероприятия разного уровня и направленности проводились регулярно. Не прерывалась эта работа и во время войны — в эвакуации артековские вожатые делились опытом с пионерскими работниками Алтая. Впоследствии тщательный отбор специалистов, круглогодичная работа, преемственность традиций и широкие профессиональные связи с коллегами в СССР и за рубежом позволили «Артеку» стать своеобразной лабораторией педагогического опыта.

В годы структурного подчинения лагеря ведомствам здравоохранения Общество Красного Креста выпускало методическую литературу и агитационно-просветительские плакаты, отражающие опыт «Артека» в оздоровлении детей и санитарно-гигиеническом просвещении. А педагогическая сторона деятельности лагеря нашла отражение в серии книг «Для тех, кто работает с пионерами» (в частности — сборники «Так живут в „Артеке“», «Песня серебряных горнов») и специальных выпусках журналов «Вожатый» и «Затейник».

Артековский опыт распространялся и вместе с сотрудниками лагеря, продолжавшими трудовую деятельность в учреждениях образования и культуры страны. Артековский трудовой стаж считался лучшей рекомендацией при приёме на работу в детские лагеря, школы, дома пионеров. При открытии Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» в 1960 году, большая группа артековских вожатых была направлена для организации его работы и составила основу будущего педагогического коллектива. В книге Крапивина «Мальчик со шпагой» рассказывается, как артековский вожатый использует полученный в лагере опыт при организации нового пионерского клуба.

В настоящее время несколько детских лагерей на территории СНГ официально указывают на использование в своей работе педагогических программ «Артека».

Всегда ли это соответствует реальности, или является всего лишь маркетинговым ходом, сказать сложно. Перед началом летнего сезона 2009 года Отдел по делам молодёжи города Красный луч организовал встречу детей, отдыхавших в «Артеке» с целью изучения опыта организации досуга и использования его в пришкольных и загородных лагерях[28].

· Образовательная.

· Социально-культурная.

С июня 2016 год «Артек» взят под охрану бригадой Войск национальной гвардии России[29].

Достопримечательности



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.