Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знакомство с понятием звук, формирование умений звукового анализа. 



Знакомство с понятием звук, формирование умений звукового анализа. 

Под фонемным анализом понимается:

1) вычленения фонем (звуков) и порядка их следования в слове;

2) установление различительной функции фонемы;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку.

Слово для ребенка представляет собой неразрывную в артикуляционном и акустическом отношении целостность. Поэтому ребенка нужно специально обучать членить слово на отдельные звуки.

Обучение звуковому анализу проходит поэтапно. 

Сначала у детей формируется элементарное понятие о звуке речи: звук – это то, что мы слышим.

При знакомстве с понятием сначала внимание детей обращается на неречевые звуки, а затем – на звуки речи.

Рассмотрим, как водится понятие звук речи.

– Все, что нас окружает из чего-то сделано. Из чего сделаны слова? (Из букв, звуков.)

Чтобы дети поняли, о каких звуках идет речь, покажем, что слова сделаны не из любых звуков, а из звуков речи.

Учитель стучит карандашом и уточняет у детей: «Можно ли из этих звуков сделать слова?»

Обобщим высказывания детей.

– Вокруг нас много звуков. Грохочут машины, шумит ветер… Но из этих звуков слов не построишь. Слова делаются не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи.

Звуки мы слышим и произносим. Можем ли мы увидеть звук? (Нет.) Чтобы сделать их видимыми будем обозначать их специальными значками, квадратиками.

На следующих ступенях при выполнении упражнений дети осваивают умение звукового анализа.

Звуковой анализ в подготовительный период обучения осуществляется путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке с последующем обозначением выделенных звуков на схеме условными артикуляционно-обоснованными значками.

Формирование звукового анализа целесообразно начинать с выполнения упражнений в узнавании звука на фоне слова. (Задание: есть такой-то звук в слове; живет ли такой-то звук в слове; хлопните, если услышите звук в слове…)

Далее рекомендуется учить слышать и выделять звуки в начале и в конце слова. Основной прием, который поможет ребенку вычленить звук, интонирование (притягивание) звука в целом! слове.

Перехода к интонированию всех звуков в слове осуществляют на основе использованием звуковой схемы слова.

– В этот звуковой домик поселилось слова осы.

     

– Узнаем, какой звук живет в первой квартирке. Пропоем его.

– А теперь узнаем, какой последний звук? Как это узнать? (Нужно пропеть звук в целом слове.)

– Узнаем звук, какой живёт во второй квартирке.

В дальнейшем используются разнообразные звуковые упражнения: в звуковом анализе, построении звуковой схемы, составлении цепочек их слов, упражнения в соединении звуков в слово.

Следующий этап овладения звуковым анализом связан с различением гласных и согласных звуков

Как ребенок первого класса должен различать гласные и согласные звуки?

– При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречает преград.

– При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду.

Для формирования представлений об этих разновидностях звуков используется наблюдение на основе сравнения.

Например, дети проводят звуковой анализ слова аист.

Познавательная задача: узнаем, все ли звуки мы произносим одинаково.

– Понаблюдает, чтобы ответить на вопрос. Будем произносить поочередно первый и последний звук этого слова и наблюдать, какой из этих звуков мы произносим свободно (воздух не встречает преграду), а какой звук мы произносим с преградой? (При произнесении первого звука можно положить палец в рот. А при произнесении последнего звука палец положить нельзя.). сообщаются определение гласных и согласных звуков, водятся термины. Различия звуков показываются на модели.

Для формирования умений различать гласные и согласны звуки используются следующие тренировочные упражнения: звуковой анализ с указание характеристики звука: гласный он или согласный, составление звуковых моделей с дифференциацией гласных и согласных звуков, придумывание слов по моделям.

На следующее этапе дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Различение твердых и мягких согласных опирается на природное языковое чутье ребенка, осмыслить это различие помогает прием попеременного произнесения звуков и наблюдение за артикуляцией без изменения.  

Пример учебной ситуации знакомства с твердыми и мягкими согласными звуками.

Дети проводят звуковой анализ слов конь и слон. Выделяют последние звуки в этих словах и сравнивваются. (Произнесите попеременно последние звуки и скажите, какой из них – твердый, а какой – мягкий.)    

Различение твердости и мягкости фиксируется на модели.

На данном этапе полный звуковой анализ слов производится следующим образом:

1. Скажи слово и послушай себя Протяни (выдели голосом ) первый звук в полном слове. Назови и охарактеризуй его. Обозначь выделенный звук условным значком. 2. Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове. Обозначь выделенный звук условным значком.     3. Проверь, все ли звуки слова уже выделены. (Выполняются аналогично.) Предпоследняя операция: найди ударный слог. Последняя операция: проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам [л’иса] [л’л’л’иса] – первый звук [л’]. Он согласный, мягкий. Согласный мягкий обозначается на схеме двумя черточками   [л’иииса]. второй звук –[и]. Он гласный. гласный на схеме обозначается кружком. (Достраивает схему.)
     
 

 


 [Л’Л’Л’ИИИ]. Нет, слово не закончено. Ищу следующий звук.

 

[л’ис¢ааа].           

 

 


[л’л’л’ииисссааа]

Литература

Эльконин Д.Б. Как научить детей читать – Любое издание.

Байкова Т. А. Лингвистические основы изучения русского ударения в начальной школе // Нач. школа. 2009. № 4.

Жедек П. С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Нач. школа. 1991. № 8.

Кирюшкин В. А. Работа со схемами при обучении грамоте // Нач.школа. 2000. № 7.

Козлова Л. В. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте // Нач. школа. 2004. № 8.

Козлова Л.В. Подготовительный период обучения грамоте // Начальная школа. 1982. № 4. С.20

Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» (Методические рекомендации) – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002 и др. издания.

Федосова Н.А. Изучение основ фонетики и графики в период обучения грамоте // Начальная школа. 1983. № 7.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.