|
|||||||||||||||||||
Знакомство с понятием звук, формирование умений звукового анализа. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Знакомство с понятием звук, формирование умений звукового анализа. Под фонемным анализом понимается: 1) вычленения фонем (звуков) и порядка их следования в слове; 2) установление различительной функции фонемы; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку. Слово для ребенка представляет собой неразрывную в артикуляционном и акустическом отношении целостность. Поэтому ребенка нужно специально обучать членить слово на отдельные звуки. Обучение звуковому анализу проходит поэтапно. Сначала у детей формируется элементарное понятие о звуке речи: звук – это то, что мы слышим. При знакомстве с понятием сначала внимание детей обращается на неречевые звуки, а затем – на звуки речи. Рассмотрим, как водится понятие звук речи. – Все, что нас окружает из чего-то сделано. Из чего сделаны слова? (Из букв, звуков.) Чтобы дети поняли, о каких звуках идет речь, покажем, что слова сделаны не из любых звуков, а из звуков речи. Учитель стучит карандашом и уточняет у детей: «Можно ли из этих звуков сделать слова?» Обобщим высказывания детей. – Вокруг нас много звуков. Грохочут машины, шумит ветер… Но из этих звуков слов не построишь. Слова делаются не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Звуки мы слышим и произносим. Можем ли мы увидеть звук? (Нет.) Чтобы сделать их видимыми будем обозначать их специальными значками, квадратиками. На следующих ступенях при выполнении упражнений дети осваивают умение звукового анализа. Звуковой анализ в подготовительный период обучения осуществляется путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке с последующем обозначением выделенных звуков на схеме условными артикуляционно-обоснованными значками. Формирование звукового анализа целесообразно начинать с выполнения упражнений в узнавании звука на фоне слова. (Задание: есть такой-то звук в слове; живет ли такой-то звук в слове; хлопните, если услышите звук в слове…) Далее рекомендуется учить слышать и выделять звуки в начале и в конце слова. Основной прием, который поможет ребенку вычленить звук, интонирование (притягивание) звука в целом! слове. Перехода к интонированию всех звуков в слове осуществляют на основе использованием звуковой схемы слова. – В этот звуковой домик поселилось слова осы. – Узнаем, какой звук живет в первой квартирке. Пропоем его. – А теперь узнаем, какой последний звук? Как это узнать? (Нужно пропеть звук в целом слове.) – Узнаем звук, какой живёт во второй квартирке. В дальнейшем используются разнообразные звуковые упражнения: в звуковом анализе, построении звуковой схемы, составлении цепочек их слов, упражнения в соединении звуков в слово. Следующий этап овладения звуковым анализом связан с различением гласных и согласных звуков. Как ребенок первого класса должен различать гласные и согласные звуки? – При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречает преград. – При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду. Для формирования представлений об этих разновидностях звуков используется наблюдение на основе сравнения. Например, дети проводят звуковой анализ слова аист. Познавательная задача: узнаем, все ли звуки мы произносим одинаково. – Понаблюдает, чтобы ответить на вопрос. Будем произносить поочередно первый и последний звук этого слова и наблюдать, какой из этих звуков мы произносим свободно (воздух не встречает преграду), а какой звук мы произносим с преградой? (При произнесении первого звука можно положить палец в рот. А при произнесении последнего звука палец положить нельзя.). сообщаются определение гласных и согласных звуков, водятся термины. Различия звуков показываются на модели. Для формирования умений различать гласные и согласны звуки используются следующие тренировочные упражнения: звуковой анализ с указание характеристики звука: гласный он или согласный, составление звуковых моделей с дифференциацией гласных и согласных звуков, придумывание слов по моделям. На следующее этапе дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Различение твердых и мягких согласных опирается на природное языковое чутье ребенка, осмыслить это различие помогает прием попеременного произнесения звуков и наблюдение за артикуляцией без изменения. Пример учебной ситуации знакомства с твердыми и мягкими согласными звуками. Дети проводят звуковой анализ слов конь и слон. Выделяют последние звуки в этих словах и сравнивваются. (Произнесите попеременно последние звуки и скажите, какой из них – твердый, а какой – мягкий.) Различение твердости и мягкости фиксируется на модели. На данном этапе полный звуковой анализ слов производится следующим образом:
Литература Эльконин Д.Б. Как научить детей читать – Любое издание. Байкова Т. А. Лингвистические основы изучения русского ударения в начальной школе // Нач. школа. 2009. № 4. Жедек П. С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Нач. школа. 1991. № 8. Кирюшкин В. А. Работа со схемами при обучении грамоте // Нач.школа. 2000. № 7. Козлова Л. В. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте // Нач. школа. 2004. № 8. Козлова Л.В. Подготовительный период обучения грамоте // Начальная школа. 1982. № 4. С.20 Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» (Методические рекомендации) – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002 и др. издания. Федосова Н.А. Изучение основ фонетики и графики в период обучения грамоте // Начальная школа. 1983. № 7.
|
|||||||||||||||||||
|