Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знакомство с понятием ударение, формирование умения находить ударный слог.



3.

Усвоение сведения о речи и культуре речевого поведения.

В подготовительный период дети получают элементарные сведения о речи: речь – это средство общения, это средство передачи информации, речь – это то, что мы говорим и пишем. Речь может быть устной и письменной.  

Практическое знакомство с понятием речь осуществляется на основе беседы по картинке, по впечатлениям о школе. По итогам этой беседы делается вывод: «Вы отвечали на вопросы – это речь, рассказывали по картинке – это тоже речь. Любой рассказ, выступление, разговор – все это речь, устная речь. Организуется наблюдение за письменной речью: предлагается полистать букварь. То, что написано – это речь.

В этот период дети знакомятся с некоторыми правилами речевого поведения на уроке, правилами вежливости во время разговора и элементами культуры общения; осваивают правила работы в группе, в паре. 

Для отработки всех этих правил необходимо максимально использовать реальные ситуации: общение в классе перед уроками и после них, общение на прогулке, в столовой и др.

Работа над предложением.

Понятие «предложение» характеризуется несколькими опознавательными признаками: предложение – это кусочек речи; в предложении содержится мысль; в устной речи завершенность мысли показывается паузой и понижением голоса, в письменной – специальными знаками. 

Первоначальное знакомство с предложением преследует цель – сформировать умение правильно оформлять  границы предложения при письме. 

Рассмотрим, как организуется знакомство с предложением.

Дети повторяют, что такое речь. Они составляют рассказ по картинке и по вопросам учителя. Ответы детей представляют собой предложения, которые потом послужат основой для наблюдений.

Этап постановки учебной задачи организуется на основе приема аналогии: детям предлагается вспомнить, из чего состоят известные им предметы (дом, дерево). Далее следует переход к проблемному вопросу: из чего состоит наша речь? (Можно ли речь поделить на части?)

Для наблюдения учитель предлагает детям послушать ранее составленный рассказ. Дается задание: хлопнуть на месте остановки. Учитель воспроизводит составленный рассказ с паузами между предложениями, а дети показывают услышанные паузы  хлопками.

Делается вывод, наша речь как бы состоит из кусочков, в каждом из них выражается какая-то мысль, а иногда и какое-то чувство. Такие кусочки речи отделяются друг от друга небольшими остановками, паузами, что и помогает лучше понимать сказанное. Запомните: такие кусочки речи называются предложениями.

Далее вводится схема предложения:   

На основе данного понятия дети усваивают способ определять и оформлять на письме границы мыслей и тренируются в составлении предложений по картинкам, по вопросам, по схемам, в записи предложений схемами. Задания, формирующие эти умения:

- подсчет количества произнесенных предложений и показ их количества на пальцах;

- фиксация границ предложений хлопками в устной речи;

- составление предложений по схеме, по картинке и т.п.;

- графический диктант (запись предложений схемами),

- запись собственных рассказов схемами предложений (квазиписьмо: составляют рассказ, записывают схемами и затем озвучивают);

- исправление ошибок в оформлении границ предложения на схеме (упр. на контроль).

Формирование представлений о слове.

Слово – это знак, который используется для называния предметов и явлений действительности. Слово представляет собой единство звуковой оболочки и значения. Однако для младшего школьника слово ассоциируется с самим предметом, который оно обозначает.

Задачи изучения данного понятия:

- познакомить с номинативной функцией слова;

- познакомить с правилом обозначения слова на письме (слова при письме отделяются друг от друга пробелом);

- преодолеть отождествление слова и предмета;

- формировать логические и другие УУД.

Для знакомства с понятием слова организуется работа над речью и предложением: детям дается задание поделить небольшой рассказ на предложения.     

Далее создается проблемная ситуация: речь состоит из предложений, а из чего состоят предложения?

Учитель произносит предложение по частям. Дети называют эти части. Что за части? Это слова.

Далее ведется работа над словом.

Сначала необходимо подвести детей к пониманию того, что слово и предмет не одно и то же.         

Для этого используется следующий прием.

Учитель показывает одну из учебных принадлежностей. Напр., тетрадь. 

- Что это? (Показывается тетрадь.)

- Как вы думаете, этот предмет «тетрадь» и слово «тетрадь» одно и то же или нет? (Ответы могут быть разные, т.к. у младших школьников предмет и слово не отделены в сознании).

- Проверим. Что можно сделать с тетрадью или в тетради?

-  А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь) полистать слово «тетрадь», написать в нем что-нибудь.   

- Так, какое же открытие мы с вами сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же? (Слово и предмет, который называет слово – не одно и то же. )

А далее следует подвести детей к номинативному свойству слова (слово называет).

- Зачем нам нужны предметы понятно, чтобы мы ими пользовались: ручкой мы пишем, ластиком стираем… А зачем нужны слова? (Они называют что-то.)

- Кто же догадается: что такое слово? Слово – это название чего-то. Это название человека, животного растения или всего того, что есть вокруг нас, что мы представляем себе, о чем думаем.

Введение схемы слова.

Схема слова вводится на основе схемы предложения путем ее членения на части. Чтобы показать схемой слова в предложении, нужно отделить их друг от друга пробелом.   

При работе над понятием слова полезно проводить следующие виды упражнений:

- определение порядка и количества слов в предложении;

- запись схемой предложения с указанием количества слов.

- упражнения на определение значение слова;

- упражнении на соотнесение слов и вопросов (Скажите как можно больше слов, отвечая на мой вопрос: какой мяч?);

-  наблюдение над изменением слов (Каким слово названо одно дерево, а каким несколько?);

- наблюдение за родственными связями слов – упражнения в элементарном словообразовательном анализе: какое слово живет в слове хлебница, как назвать словом посуду, где хранят сахар;

-  логические упражнения со словами (назови одним словом, слово заблудилось, раздели слова на группы).

Знакомство с понятием слог, обучение слоговому анализу.

Образовательная задача изучения данного  понятия – познакомить с понятием слов, тренировать в  делении слов на слоги.

Слог характеризуется как минимальная произносительная единица, т. е. звука или группы звуков, произносимых на одном толчке выдыхаемого воздуха, на выдохе. Деление на слоги происходит естественно, без особых затруднений. Убедить в сказанном могут ситуации, когда человек естественно произносит слова по слогам: это происходит во время скандирования слова: [ма-ла-цы].

     На то, как осуществляется слогоделение в нашей речи,  в науке существуют разные точки зрения.

Согласно теории восходящей звучности, граница проходит по звуку, который обладает наиболее высокой степенью звучности:  

4/14/234/14

 у/че/бни/ки

     Согласно теории мускульного напряжения (Л. В. Щерба), граница слогораздела при стечении шумных согласных может проходить по-разному, в зависимости от того, как говорящий усиливает или ослабевает напряжение мускулов: ру-чка, ру-чка. (Подробно об этом: русский язык. Учебник для студентов. В 2 ч. Ч.1. / Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова; Под ред. Л. Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989, с. 188 – 193.)

В начальной школе деление слов на слоги опирается на вторую теорию.

Рассмотрим процесс знакомства с понятием «слог»

Проблемную ситуацию организуем на основе повторения: из чего состоит речь? Из чего состоит предложение? А можно ли слово поделить на части?

Для наблюдения используем прием речевой ситуации, где требуется скандирование слова. Такие ситуации часто возникают на различных соревнованиях.

Чтобы ответить на вопрос, предлагаем детям стать болельщиками и поддержать участников соревнований.  

Например:

– Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? Давайте и мы крикнем так, как кричат хоккеисты: шай-бу! Шай-бу! Шай-бу!

– Как же они произносят слово: целым или по частям?

Ещё раз понаблюдаем, чтобы найти ответ…

Далее учитель сообщает детям определение этих частей. 

Слово можно поделить на части или на слоги. Слоги – это такие кусочки, на которые длится слово, но всё равно его можно узнать на слух. 

Далее вводится схема слоговой структуры слова  и приемы, помогающие поделить слово на слоги.

 Назовём эти вспомогательные приёмы:

1) интонационный (скандирование – два-три раза проговорить слово так, как его кричали бы болельщики);

2) ритмические приемы (прохлопывание, «протопывание», простукивание – помогают в выполнении первого приёма);

3) артикуляционный прием (наблюдение за толчками выдыхаемого воздуха).

 Упражнения, формирующие умение делить слова на слоги организуются с помощью следующих заданий:

– назвать слово (по картинке, на определённую тему) и установить количество слогов;

– показать количество слогов на схеме;

– установить соответствие между схемой и название предмета, нарисованного на картинке (соотнести схему и картинку),

– найти и исправить схему с ошибкой.

Для отработки навыка слогоделения широко используются игровые упражнения. Приведём пример.

Детям предлагаются рисунки цветов (ромашка, мак и др.)

В Стране ЖИВЫХ СЛОВ сказанное слово сбывается, написанное прорастает. Чтобы выросли все цветы, давайте запишем на клумбах их названия слоговыми дугами. Порядок ра­боты: произнести слово по слогам, отхлопав в ладоши, при повторном произнесении записать слоги рукой в воздухе, при третьем — карандашом на листе. (Из пособия «Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. – М., 1993.)

Сначала упражнения в слогоделении выполняются детьми с опорой на вспомогательные приемы (см. выше), а затем в уме.  

Если при работе в уме ребенок допускает ошибку, необходимо предложить ему ещё раз поделить это слово, но с опорой на вспомогательный прием.  (НШ, 1986, № 6, с.14-15).

Знакомство с понятием ударение, формирование умения находить ударный слог.

Введение этого понятия облегчает детям переход от слогового чтения к чтению целыми словами, оно важно с точки зрения орфографической пропедевтики. 

Образовательная задача: дать представление об ударении и научить детей находить ударные и безударные слоги.

Понятие ударный слог вводится по двум признакам:

1) ударный слог произносится более протяжно;

2) он произносится с большей силой.

Очевидным такое произношение ударного слога могут сделать приемы: спроси о чем-то; позови слово.

Покажем вариант знакомства детей с признаками ударного слога.   

Детям предлагается предметная картинка стакан, ваза.

Дается задание начертить слоговую схему этих слова.

– Понаблюдаем, одинаково ли произносятся слоги в слове ваза? (познавательная задача).  

– Чтобы ответить на этот вопрос, произнесем слово ваза с удивлением спрашивая: Это ваза? И понаблюдаем за произношением слогов. (Хором дети несколько раз удивленно спрашивают: Это ваза? )

– Различается ли произношение слогов? Чем? (Первый слог мы произносим дольше, сильнее, чем второй.)

– Делается вывод: слог, который мы произносим длиннее и с большей силой, называется ударным слогом, на него падает ударение.

– Посмотрите в Азбуке, как выглядит значок ударения. Поставьте и вы такой значок в схеме слова ваза. Над каким слогом его поставите?

А как называется другой слог? без…

– А как узнать, какой слог в слове ударный? (Надо удивленно спросить.)

Тренировочные задания со словом:

 - нахождение ударного слога в слове;

- соотнесение слова и схемы; исправление ошибок в фонетических моделях. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.