|
|||
Характеристика дидактического материала букварей.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 5 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ПЛАН 1. Понятие о процессе обучения первоначальному чтения. 2. Общая характеристика добукварного периода обучения грамоте. 3. Изучения основных языковых понятий в добукварный период. 1. Период обучения грамоте – это первая ступень процесса обучения русскому языку. Задачи этой ступени: - научить элементарному чтению и письму, - способствовать развитию устной речи детей; - подготовить детей к изучению грамматики и орфографии; - начать формирование универсальных учебных действий; - воспитывать у детей желание стать грамотным. Дети обучаются грамоте на уроках чтения и письма. Обучение чтению и письму идёт параллельно. Период обучения грамоте принято делить на три этапа: подготовительный (добукварный), главной задачей которого является обучение анализу звучащей речи как предпосылке формирования навыков чтения и письма, основной (букварный), когда формируются механизмы чтения и письма на основе ознакомления с буквами и их звуковыми значениями, заключительный, обеспечивающий совершенствование умений чтения и письма и плавный переход к урокам литературного чтения и русского языка. Рассмотрим подробнее названные этапы. 2. Добукварный этап обучения чтению призван привлечь внимание учащихся к анализу звучащей речи, что в свою очередь, по мнению психологов, приводит к резким сдвигам в фонематическом слухе детей и, соотвественно, более быстром овладении слоговыми приемами чтения. Продолжительность добукварного периода различна: от 2 недель до 4 и более. Задачи добукварного этапа: 1) сделать речь предметом наблюдения, 2) заложить основы культуры речевого поведения; 2) формировать элементарные понятия о единицах языка: предложении, слове, слоге, звуках; 3) учить анализировать звучащую речь; 4) совершенствовать фонематический слух детей; 6) обеспечить переход от игровой деятельности к учебной. Содержание: дети усваивают элементарные понятия о речи, предложении, слове, слоге, ударении, звуках, способы деления слова на слоги, нахождение ударного слога, звукового анализа слова, умение записывать слова с помощью слоговых и звуковых схем-моделей, составлять из слогов и звуков слова, на уроках письма дети знакомятся с правилами посадки; овладевают умениями правильно пользоваться письменными принадлежностями, ориентироваться на листе бумаги, учится писать основные элементы, штрихуют, рисуют. Сведения о языковых единицах детям не сообщаются в готовом виде. Процесс их получения происходит следующим образом: на уроке создается проблемная ситуация, в которой дети ощущают недостаток знаний; новые знания добываются детьми из наблюдений над звучащей речью. Полученные знания становятся основой для выполнения учебных действий с языковым материалом. Характеристика дидактического материала букварей. Сюжетные картинки: служат для составления рассказа (по вопросам учителя). Предметные картинки – для названия слова. Различные виды схем-моделей. В добукварный период проводятся следующие типы уроков – уроки знакомства с языковым понятием; – уроки тренировки в языковом анализе и синтезе на основе изученного понятия. Характеристика урока изучения нового языкового понятия. Цель урока: формировать умения на основе изученных понятий; Задачи: Образовательная – познакомить с языковым понятием, формировать умения анализировать языковые единицы. Развивающая задача: формировать УУД. Воспитательная: прививать интерес к изучению нового, к наблюдению над языком. Этапы урока: 1. Мотивация (оргмомент, эмоциональная установку на работу) 2. Повторение, закрепление изученного, актуализация языкового материала. 2. Постановка учебно-познавательной задачи на основе создания проблемной ситуации 3. Решение познавательной задачи на основе наблюдений над звучащей речью, ее анализ с целью выделение новой языковой единицы; - характеристика данной единицы учителем, называние ее термином; - обозначение ее на схеме-модели; 3. Знакомство со способом нахождения языковой единицы (где это необходимо.) 4. Выполнение практических упражнений на основе полученных знаний, тренировка в применении способа (сначала в громкой речи, затем в уме). 5. Подведение итого урока: что узнали? Чему научились? Что получилось? / Не получилось? и т.п. На тренировочном уроке дети выполняют разнообразные тренировочные упражнения на закрепление и повторение, контроль и оценку. Структура этого урока относительно свободная.
|
|||
|