Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характеристика дидактического материала букварей.



 

Лекция 5

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

ПЛАН

1. Понятие о процессе обучения первоначальному чтения.

2. Общая характеристика добукварного периода обучения грамоте.

3. Изучения основных языковых понятий в добукварный период.  

1.

Период обучения грамоте – это первая ступень процесса обучения русскому языку. Задачи этой ступени:

-  научить элементарному чтению и письму,

- способствовать развитию устной речи детей;

- подготовить детей к изучению грамматики и орфографии;

- начать формирование универсальных учебных действий;

- воспитывать у детей желание стать грамотным.

Дети обучаются грамоте на уроках чтения и письма. Обучение чтению и письму идёт параллельно.

Период обучения грамоте принято делить на три этапа:

 подготовительный (добукварный),  главной задачей которого является обучение анализу звучащей речи как предпосылке формирования навыков чтения и письма,

основной (букварный), когда формируются механизмы чтения и письма на основе ознакомления с буквами и их звуковыми значениями,

 заключительный, обеспечивающий совершенствование умений чтения и письма и плавный переход к урокам литературного чтения и русского языка.

Рассмотрим подробнее названные этапы. 

2.

Добукварный этап обучения чтению призван привлечь внимание учащихся к анализу звучащей речи, что в свою очередь, по мнению психологов, приводит к резким сдвигам в фонематическом слухе детей и, соотвественно, более быстром овладении слоговыми приемами чтения.

Продолжительность добукварного периода различна: от 2 недель до 4 и более.

Задачи добукварного этапа:

1) сделать речь предметом наблюдения,

2) заложить основы культуры речевого поведения;

2) формировать элементарные понятия о единицах языка: предложении, слове, слоге, звуках;  

3) учить анализировать звучащую речь;

4) совершенствовать фонематический слух детей;

6) обеспечить переход от игровой деятельности к учебной.

Содержание: дети усваивают элементарные понятия о речи, предложении, слове, слоге, ударении, звуках, способы деления слова на слоги, нахождение ударного слога, звукового анализа слова, умение записывать слова с помощью слоговых и звуковых схем-моделей, составлять из слогов и звуков слова, на уроках письма дети знакомятся с правилами посадки; овладевают умениями правильно пользоваться письменными принадлежностями, ориентироваться на листе бумаги, учится писать основные элементы, штрихуют, рисуют.

Сведения о языковых единицах детям не сообщаются в готовом виде. Процесс их получения происходит следующим образом: на уроке создается проблемная ситуация, в которой дети ощущают недостаток знаний; новые знания добываются детьми из наблюдений над звучащей речью. Полученные знания становятся основой для выполнения учебных действий с языковым материалом.    

Характеристика дидактического материала букварей.

Сюжетные картинки: служат для составления рассказа (по вопросам учителя).

Предметные картинки – для названия слова.

Различные виды схем-моделей.

В добукварный период проводятся следующие типы уроков

– уроки знакомства с языковым понятием;

– уроки тренировки в языковом анализе и синтезе на основе изученного понятия.

Характеристика урока изучения нового языкового понятия.

Цель урока: формировать умения на основе изученных понятий;

Задачи:

Образовательная – познакомить с языковым понятием, формировать умения анализировать языковые единицы.

Развивающая задача: формировать УУД.

Воспитательная: прививать интерес к изучению нового, к наблюдению над языком.   

Этапы урока:

1. Мотивация (оргмомент, эмоциональная установку на работу)

2. Повторение, закрепление изученного, актуализация языкового материала.

2. Постановка учебно-познавательной задачи на основе создания проблемной ситуации  

3. Решение познавательной задачи на основе наблюдений над звучащей речью, ее анализ с целью выделение новой языковой единицы;

- характеристика данной единицы учителем, называние ее термином;

- обозначение ее на схеме-модели;

3. Знакомство со способом нахождения языковой единицы  (где это необходимо.)

4. Выполнение практических упражнений на основе полученных знаний, тренировка в применении способа (сначала в громкой речи, затем в уме).

5. Подведение итого урока: что узнали? Чему научились? Что получилось? / Не получилось? и т.п.  

На тренировочном уроке дети выполняют разнообразные тренировочные упражнения на закрепление и повторение, контроль и оценку. Структура этого урока относительно свободная.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.