Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





IV. Свобода совести и альтернативная служба в армии



IV. Свобода совести и альтернативная служба в армии

В 1910 году Луи Лекуана призвали в армию. Первым заданием двадцатидвухлетнего юноши из неграмотной крестьянской семьи должен был стать разгон забастовки железнодорожных рабочих. Луи Лекуан не стал выполнять приказ и провел полгода за решеткой. Через два года демобилизовался из армии и занялся пропагандой антимилитаризма. В итоге из-за своих убеждений и уклонения от призыва во время Первой и Второй мировых войн он провел в заключении 12 лет.

В 1961 году, во время войны в Алжире 73-летний Лекуан начал многодневную голодовку. Эту историю подхватила возмущенная пресса и премьер-министр Франции Жорж Помпиду лично пообещал ему внесение на рассмотрение парламента законопроекта о введении альтернативной гражданской службы. Но закон был принят только спустя два года после угрозы Лекуана возобновить голодовку. Кроме того, в этом же году были амнистированы более 200 человек, отбывающих наказание за сознательный отказ от военной службы.

Не всем странам потребовался опыт двух мировых войн, чтобы задуматься о законодательной регуляции возможности отказа от военной службы по религиозным убеждениям. По тем или иным причинам, некоторые страны начали вводить подобное законодательство уже в начале XX века. По причине большого количества отказников и дезертиров, не желающих проходить военную службу в силу вероисповедания, Великобритания, Дания и СССР законодательно закрепили альтернативную гражданскую службу еще в начале ХХ века. Например в Великобритании, благодаря авторитету религиозных общин, 16 тысяч человек во время Первой мировой отдавали долг родине в рамках гражданской службы или служили в армии на должностях, не связанных с участием в боевых действиях.

СССР вошел в этот ряд, во-первых, благодаря курсу молодого государства на декларацию базовых прав и свобод человека, а во-вторых, за счёт активной деятельности толстовцев. 4 января 1919 г. вышел Декрет «Об освобождении от воинской повинности», согласно которому Народный Суд мог предоставить возможность выполнения санитарных и иных общественно полезных работ лицам, которые по религиозным убеждениям не могут проходить военной службу. Первая редакция декрета предполагала рассмотрение каждой заявки Объединенным советом религиозных общин и групп. Совет мог также представлять в суд особые ходатайства о полном освобождении от службы без замены на общественные работы, «если может быть специально доказана недопустимость такой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы, а равно личной жизни соответствующего лица». Заключения совета в обязательном порядке должны были содержать выводы об исключении возможности участия в военной службе определенным религиозным убеждением, а также о добросовестности намерений заявителя. Объединенный совет религиозных общин и групп под председательством толстовца В.Г. Черткова не только рассматривал ходатайства, но и организовал активное распространение декрета среди религиозных групп.

После Второй мировой войны в мире имело место глобальное расширение влияния многочисленных пацифистских организаций и закрепление свободы совести в основных международных документах о правах человека.

В Международном пакте о гражданских и политических правах прямо не говорится о возможности выбора АГС на основании религиозных убеждений. При этом он фиксирует понятие «conscientious objector» — отказника совести, человека, который не готов нести военную службу по религиозным или этическим соображениям. Поэтому после его принятия

в 1966 году участились факты отказа от военной службы на основании статьи о свободе совести (хотя в силу он вступил в только через десять лет, в 1976). В 1993 г. Комитет ООН по правам человека выпустил замечание общего порядка к статье 18, которым признал, что право на отказ от военной службы по соображениям совести прямо вытекает из статьи 18, поскольку обязанности в отношении применения оружия могут находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом исповедовать религию или убеждения. В отношении таких лиц не должно быть никакой дискриминации.

В государстве, где служба с оружием в руках является священным долгом гражданина, массовые сознательные отказы от нее бросают вызов устоявшейся системе отношений и требуют, в конечном итоге, пересмотреть понятия «службы» государству и его «защиты». В итоге понятие воинского долга переросло в «службу интересам государства», включив в себя «защиту социально незащищенных граждан». Тем самым идея службы национальному государству вышла за рамки воинской обязанности.

В основном АГС предполагает под собой трудовую деятельность в социальных сферах, сельском хозяйстве, ЖКХ и т.п., а также помощь населению в случае катастроф. Кроме того, в ряде стран, в том числе России, АГС можно пройти в подведомственных Министерству обороны организациях, при этом характер деятельности должен быть гражданским и не связанным с ношением оружия и принятия присяги. В некоторых странах АГС можно пройти даже в НКО: примером служит Финляндия, в которой можно отдать долг родине работая в Ассоциации молодежных цирков или Обществе финской бани.

Европарламент неоднократно заявлял, что альтернативная гражданская служба не должна рассматриваться в качестве военной или служить наказанием за убеждения человека. При этом в большинстве стран, где закреплена возможность альтернативной гражданской службы, срок ее прохождения больше военной в 1,5-2 раза.

Это объясняется, во-первых, тем, что условия прохождения военной службы более жесткие, а во-вторых тем, что выражая готовность проходить длительную АГС, призывник подтверждает добросовестность своих намерений. Например, на сегодня это является единственным условием «проверки убеждений» в Швейцарии, где до 2009 года существовал специальный экзамен на приверженность к пацифистским убеждениям.

В некоторых странах существует возможность прохождения АГС за рубежом. В 70-е годы в Германии такая практика была направлена на примирение со странами, пострадавшими от гитлеровского режима.

Во Франции опыт заграничных миссий АГС перерос в международное студенческое волонтерство.

В Испании, Франции и Германии (до приостановления призыва) альтернативная служба была очень популярна, количество призывников, выбравших АГС, составляло до 35% от общего числа призывников. Поэтому среди причин окончательной отмены военной обязанности называют именно рост числа людей, отказывающихся от военной службы в пользу АГС.

В данных примерах АГС стала эффективным экономическим механизмом решения национальных проблем в сфере социального обеспечения, в периоды, когда бюджета не хватало на содержание большого штата сотрудников. Так, в Германии неоднократно озвучивалось мнение о том, что давно запланированный переход на профессиональную армию был затянут из-за престижности АГС, которая к тому же сокращала бюджетные расходы на социальную сферу.

В скандинавских странах и Швейцарии, где воинская служба считается престижной и по своей организации предполагает возможность учитывать религиозные убеждения гражданина (например, служить без оружия), АГС была введена значительно позже.

В Израиле АГС, изначально распространявшаяся на религиозных девушек и ультраортодоксов, сейчас скорее имеет вид программы адаптации и социализации репатриантов и арабской молодежи.

В России срок АГС составляет 21 месяц (18 при прохождении АГС в рядах Вооруженных сил РФ). Проходить АГС можно как в социальных учреждениях, так и в организациях Вооруженных сил Российской Федерации в качестве гражданского персонала. Перечни специальностей ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации. Обычно АГС проходится за пределами субъекта РФ — места проживания гражданина.

Несмотря на то, что возможность прохождения альтернативной гражданской службы в России была закреплена в Конституции, соответствующий федеральный закон был принят лишь в 2002 году (при этом в первом чтении законопроект был одобрен еще в 1994 году). Принятие закона об альтернативной службе было условием вступления Российской Федерации в Совет Европы.

Часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации закрепляет право на альтернативную гражданскую службу в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а также в иных установленных федеральным законом случаях, связанное с конституционной гарантией свободы совести и вероисповедания. Данное право закреплено также в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (пункт 4 статьи 3). Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года N 16-П данное право является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Наиболее спорным вопросом, связанным с поступлением на АГС, является необходимость доказывать добросовестность намерений отказника и наличие в его убеждениях протеста против военной службы (в т.ч. невозможности принимать военную присягу). Существует мнение, что данное положение противоречит ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации («Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»), однако согласно комментариям к ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» призывной комиссии нужно доказать не наличие тех или иных убеждений, а непринятие ими насилия или военной службы.

Наряду с «европейской» моделью АГС, основанной на выражении свободы совести через отказ от военной службы по убеждениям, в т. ч. религиозным, стоит выделить «азиатскую» модель. В ней АГС может, с одной стороны, защищать членов признанных государством религиозных организаций, с другой — выступать негативной санкцией (лица, имеющие судимость, могут быть призваны только на АГС) или мерой для лиц, не имеющих возможность служить в армии «по семейным обстоятельствам». Также зачастую в «азиатской» модели возможность прохождения АГС реализуется на платной основе, а отчисления поступают в Министерство обороны (единовременная выплата или удерживание части заработка).

Условный пацифист в данной модели не сможет защитить свои убеждения. Даже если он получает возможность прохождения АГС по семейным обстоятельством, он поддерживает армию финансово.

В Южной Корее АГС можно пройти только по состоянию здоровья. Верховный и Конституционный суды Кореи не признают право отказа от несения военной службы по соображениям совести. Так, в 1969 году Верховный суд постановил, что члены секты свидетелей Иеговы, отказывающиеся от воинской обязанности, подлежат наказанию в соответствии с Законом о военной службе, а так называемое «решение об отказе от военной службы по соображениям совести» не охватывается правом на свободу совести, гарантируемым статьей 19 Конституции.

Комитет ООН по правам человека регулярно публикует Соображения, возлагающее на правительство республики Корея ответственность за преследование людей, которые пытаются воспользоваться правом на отказ от военной службы по убеждениям, а также призывает разработать надлежащие нормы, обеспечивающие соблюдение указанных Предписаний.

Помимо альтернативной гражданской службы в ряде стран предусмотрена достаточно спорная возможность выплаты долга родине деньгами. По сути это дальнейшая трансформация концепции службы национальному государству, сводящая гражданской долг — тот самый фундаментальный контракт с государством — к измеримой деньгами величине. У этого решения есть свои плюсы: в каждой стране с действующим призывом в том или ином объеме существует черный рынок, позволяющий за деньги оформить себе отсрочку или освобождение. Если уж люди и так готовы платить, чтобы не идти в армию или на АГС, то лучше, чтобы эти деньги легально пополняли бюджет, а не оседали в карманах организаторов коррупционных схем.

В Турции неоднократно предпринимались попытки легализации освобождения от военной службы путем специальных взносов. Закон, принятый в декабре 2014 года, ввел единовременную схему выплат, которая позволила гражданам Турции от 27 и старше освободиться от призыва на военную службу в обмен на сумму в 18 000 лир. Впрочем, несмотря на то, что указанная сумма меньше, чем установленная в 2011 г., среднестатистический турецкий гражданин не может позволить себе такую выплату.

C 2016 года стоимость освобождения от армии для граждан Турции, постоянно пребывающих за рубежом, снизилась с 6000 евро до 1000. Данное правило распространяется только на турецких граждан старше 38 лет, которые минимум 3 года живут и работают за пределами страны (для этого необходимо предоставить специальные документы: вид на жительство, разрешение на работу и т.д.).

В 2004 году Парламентом Греции были приняты поправки в Закон 4321/2005, устанавливающие возможность гражданам старше 35 лет пройти 45-дневные военные сборы, а оставшуюся часть срока службы покрыть специальной выплатой из расчета 810 евро за 1 месяц службы.

С 2016 года в Кыргызстане действует институт сборов мобилизационного резерва, пришедший на смену первичным военным сборам. Он позволяет гражданам, перешагнувшим порог призывного возраста, пройти военные сборы продолжительностью 30 дней, по итогам которых быть зачисленным в запас первой категории. Денежный взнос за прохождение таких сборов составляет 500 расчетных показателей (расчетный нормативный денежный показатель для определения размера штрафов, взысканий, выплат и т.д., не связанных с оплатой труда; в 2018 году его размер в зависимости от региона составляет от

2882 до 4791 киргизских сомов). Кроме того, по достижению 25 лет граждане Кыргызской республики могут совершить взнос размером 250 расчетных показателей и считаться зачисленными в запас второй категории без прохождения военных сборов.

Прохождение сборов мобилизационного резерва позволяет в дальнейшем претендовать на замещение должностей, предусматривающих прохождение военной службы.

Месячную службу в мобилизационном призывном резерве имеют право пройти и граждане Узбекистана. По достижению 27 лет граждане, прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в резерв Вооруженных сил. Размер денежных взносов и порядок их внесения лицами, зачисленными на службу в мобилизационный призывной резерв, определяются отдельным положением, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан. Указанные средства направляются в целевом порядке на повышение денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной военной службы, а также на проведение военных сборов лиц, зачисляемых на службу в мобилизационный призывной резерв.

Право откупа от призыва на военную службу существует также в Монголии. Сумма откупа составляет около 2.5 тыс. $.

Во всех указанных странах поступившие в бюджет средства расходуются на модернизацию армии, дополнительные выплаты служащим, обмундирование и содержание и т.д.

В России законодательная инициатива об официальном «откупе» от службы вносилась неоднократно, однако в большинстве случаев это были абсолютно нежизнеспособные предложения, такие как пожизненный 13% «солдатский налог» (законопроект Франца Клинцевича, 2012) или взнос в размере 1 млн. рублей (2010, ЛДПР).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.