|
|||
вернуться в оглавление
· Российским грузам преграждают путь. - Чем чреват запрет транзита через страны Прибалтики (статья)
Латвия и Литва готовы ввести запрет на заход российских судов в свои порты, не дожидаясь решения на уровне Евросоюза. В Риге и Вильнюсе считают такое движение неприемлемым. Хотя транзит через эти страны последние годы и так сокращался. Чем рискует Россия, если его запретят совсем? Разбирался Иван Корякин. Первой недовольство российскими судами выразила Литва. Там заявляли, что готовы закрыть для них свои порты, не дожидаясь решения Евросоюза. Правда, в литовскую Клайпеду судов из России заходит не так много, поэтому, говорили власти, нужно действовать коллективно. Вот теперь и Латвия готова присоединиться, но не до конца понятно, о чем идет речь. Министр сообщения Талис Линкайтс заявил о возможном запрете на заход судов под российскими флагами. Но таких в целом мало, говорит генеральный директор компании Bedford Group Владимир Ворошилов: «Очень много слотов зарегистрировано под удобными флагами. В данном случае они формально не будут иметь отношения к Российской Федерации. Тут вопрос в том, как они эту норму могут применить, и насколько она действительно эффективна. Мне кажется, ограничение больше имеет эмоциональный характер, такой информационной атаки». Если же речь идет о запрете на грузы, это существеннее. Правда, транзит и так сокращался последние лет 10, и не только российский. Через ту же литовскую Клайпеду на экспорт шли белорусские калийные удобрения, пока не ввели запрет из-за санкций против Минска. Для Литвы и Латвии это тоже чувствительно, особенно если в черный список добавят Москву. В таком случае грузооборот в Лиепае упадет на 20-30%, в Риге — на 45%, в порту Вентспилса — на 2/3. Таковы подсчеты министра Линкайтса. Неудивительно, что сами порты, по его словам, не обратили внимания на призывы властей к эмбарго. При этом Литва и Латвия готовы идти на запрет даже в ущерб себе, говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов инвесткомпании «Универ Капитал» Артем Тузов: «В прошлом году от транзитов частично через Прибалтику отказалась Белоруссия, плюс еще были конфликты с Китаем, добавляется конфликт с Россией. Ущерб, который прибалтийские страны наносят своей экономике, на мой взгляд, несоизмерим с ущербом, который они пытаются нанести РФ. Транзит может снизиться еще на 20-30%, то есть практически надо закрывать 1/5 порта». От закрытия прибалтийских портов проиграет и Россия. Через них проходит экспорт зерна, руды и удобрений — не все потоки получится перенаправить оперативно. Правда, сейчас Москва сама их ограничивает, вводя контрсанкции, говорит руководитель отдела аналитики агентства «Портньюс» Виталий Чернов: «Там не такие большие объемы. Например, по руде меньше 2 млн тонн в год, по удобрению почти 8 млн. Есть еще зерно и руда, но там тоже не очень большие объемы. Наверное, руду можно переориентировать на Усть-Лугу, зерно — на юг. А вот по удобрениям была проблема: у нас не хватает своих специализированных терминалов. Но экспорт и так приостановлен, поэтому о чем мы тогда говорим? » А иные статьи экспорта могут стать жертвами новых санкций. Что касается других грузов, то крупные морские контейнерные перевозчики сами приостановили сотрудничество с Россией. Такими темпами необходимость в прибалтийских портах отпадет сама собой. Коммерсантъ 22 марта 2022 г.
|
|||
|