Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Губонинская» мечеть



 

Гурзуфская мечеть – была одной из красивейших в Крыму и отличалась оригинальной архитектурой. К тому же, размещена она была весьма удачно – на вершине скалы, поэтому казалось, что здание и высокий стройный минарет буквально парили в облаках, соединяя Небо и землю.

 

Что любопытно, построена она была за деньги православного христианина – владельца имения «Гурзуф» Петра Губонина (отсюда ее народное название - «Губонинская мечеть»). Петр Ионович был уникальной личностью. Родился он в семье простого крепостного каменщика. Начинал простым рабочим. Позже стал известным строителем-подрядчиком, на чем и заработал приличный капитал. В отличие от современных нуворишей значительные средства Губонин жертвовал на благотворительность. В частности, на строительство знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. На пожертвования Петра Ионовича были, наконец, завершены и работы по внутренней отделке Владимирского собора в Херсонесе. Не забывал он и о «социалке» - сам выходец из самых низов он отлично понимал нужды простого народа.

 

За благотворительность и «содействие общественной пользе» Губонин и получил дворянство. На его гербе император Александр III собственноручно начертал девиз: «Не себе, а Родине! ».

 

Имение «Гурзуф» Петр Губонин приобрел в 1881 г. Уже через несколько лет в поселке он возводит 7 гостиниц, проводит водопровод и канализацию, закладывает грандиозный парк. При его попечительстве для местных татар открывается аптека, фельдшерский пункт, строятся почта, телеграф, библиотека… Тогда же при его активном участии на набережной строится храм Успения Пресвятой Богородицы, а на горе – огромная мечеть для местных мусульман. Губонин не только профинансировал ее строительство, но и, как опытный строитель, активно занимался ее возведением. Архитектурно-строительный гений Губонина подтверждает тот факт, что поставленная на скале мечеть и высокий минарет без потерь пережили Большое Крымское землетрясение.

 

Здесь стоит привести фрагмент из книги «Следы в сердце и в памяти» Рефата Аппазова - знаменитого космического конструктора и одного из основателей Меджлиса:

 

«…Мечеть не работала по понятным причинам, но вход в минаретную её часть был всегда открыт - туда поднимались и экскурсанты. Молельная часть представляла собой большое помещение с тоненькими колоннами и верхним куполом зелёного цвета в виде сферического сегмента, увенчанного, как у всех мусульманских храмов, месяцем со звездой... Вопреки нынешним привычкам везде всё пачкать и разрушать, на чистоту мечети никто не покушался, двор был чист и не захламлён. При разрушительном крымском землетрясении 1927 года мечеть устояла, а вот мощной антирелигиозной кампании воинствующих атеистов на фоне сплошной коллективизации и раскулачивания она уже не выдержала: в 1937-м году минарет дал трещину, после чего вход в него закрыли. Ещё через несколько лет минарет разобрали до основания, а остальное помещение стали использовать как склад».

 

 Позже разобрали и само здание мечети…

 

Была уничтожена, вместе с православным храмом и могила строителя мечети Петра Губонина.

 

  Святой хранитель Гурзуфа

 

Среди татар Крыма особым почитанием пользовались азизы - могилы мусульманских святых. Была такая могила на старом гурзуфском кладбище.

 

Могила Гурзуф-азиз была одной из самых почитаемых в Крыму - к ней стекались паломники едва ли не со всего полуострова.

 

 Имя и прижизненные деяния этого святого, к сожалению неизвестны. Святость проявилась после смерти – когда над его могилой начали наблюдать зеленоватое сияние, «священный свет» (нур) - один из признаков могилы азиза.

 

Впрочем, первоначально отмеченной свечением могиле большого значения не придали. К ней начали относиться просто с большим почтением. И не больше.

 

 Спустя десятилетия святость места открыл бахчисарайский шейх из дервишского ордена последователей тариката (тарикат –по-арабски означает «путь») Накшбенди. Причем, открыл, не выезжая из Бахчисарая!

 

 Согласно преданию, к шейху за помощью обратилась одна гурзуфчанка. В поиске исцеления она отправилась в Бахчисарай к азизу Мелек-Аштера.

 

Азиз Мелек-Аштера – самый почитаемый в Крыму. В отличие от остальных азизов здесь погребения нет – это место его поминовения. Сам же Мелек-Аштер похоронен в Египте. При жизни он был полководцем халифа Али (VII век). При Бахчисарайском азизе Мелек-Аштера действовала мечеть, служившая и как текие для общины суфиев. Здесь был один из главных центров крымского суфизма.

 

Шейх доброжелательно встретил паломницу и вместе с ней молился за исцеление. На прощание же заметил, что страждущая зря проделала такой дальний путь (в середине XIX века это было очень нелегкое и довольно длительное путешествие, тем более для больного человека). Какая, мол, нужда была ехать так далеко, если в самом Гурзуфе покоится Большой Святой. На вопрос: «Где же эта могила, и почему о ней никто не знает? », шейх ответил, что святое место само себя покажет.

 

 Вернувшись в Гурзуф женщина тут же обратилась к мулле, передав ему слова шейха. Заодно она пообещала за личные средства восстановить могилу святого, как только ее найдут. Мулла уже был наслышан, о сиянии на могиле. Несколько ночей он провел в молитвах на кладбище, пока на одной из старых заброшенных могил, в самом дальнем углу некрополя, не увидел сияние.

 

Женщина сдержала слово. Могила была приведена в порядок, ее окружили каменной оградой, а рядом построили молельный домик, где постоянно дежурил дервиш.

 

 Могила оказалась именно та, о которой говорил шейх. Вскоре к ней хлынул поток жаждущих исцеления. И чем больше было исцелений, тем больше был поток паломников. Древнее фисташковое дерево, растущее у Гурзуф-Азиза, буквально до самого верха было обвешено цветными лоскутками, привязанными верующими.

 

Святой, не только помогал молящимся, но и карал нечестивцев. Старики до сих пор вспоминают случай, происшедший на рубеже XIX-XX веков. Рассказывают, что однажды один пьянчужка, упившись вдрызг, шел вдоль кладбищенской ограды в сторону имения «Суук-Су». При этом, как это часто бывает с подобными личностями, нецензурно крыл всех и вся, что встречал по дороге. Не оставил он без своего «внимания» и могилу Святого и священное фисташковое дерево (они были у самой ограды кладбища). Но тирада сквернословия внезапно оборвалась. Пьянчужка тут же свалился на землю – у него отняло язык и ноги.

 

Естественно, после этого случая авторитет святыни взлетел еще выше. К началу ХХ века Гурзуф-Азиз стал одним из самых почитаемых святых мест Крыма. На полуострове было лишь три более почитаемые мусульманские святыни…

 

Революция и гражданская война стали фатальным событием для всей религиозной жизни страны. Большевики начали непримиримую войну против Бога. Особо тяжелая ситуация была в Крыму, где священников и мулл записали не только в «торговцы опиумом для народа», но и в пособники Врангеля. Людей хватали прямо в храмах и мечетях и расстреливали без всякого суда и следствия. Молитвенный домик у могилы, где ранее нес свою службу дервиш – опустел. Никто так и не знает, удалось ли ему бежать.

 

С 20-х годов Гурзуф-Азиз приходит в запустение, а на священной фисташке только изредка появляются цветные лоскутки, оставляемые редкими паломниками. Молиться на могиле становится небезопасно – ведь у нее появляются совсем другие «стражи».

 

На базе дореволюционных особняков, расположенных чуть ниже кладбища, новая власть организует санаторий для комсомольского актива с красноречивым названием «Колхозная молодежь» (ныне здесь артековский детский лагерь «Кипарисный). Комсомольцы не только прогоняли от святого места верующих, но и устраивали на погребении «воинственно-безбожные» акции вплоть до танцев на могиле с пением атеистических песен.

 

 И чтобы следа не осталось…

 

После депортации крымских татар в 1944 году власти начали целенаправленно вытравливать все, что хоть как то напоминало о коренных жителях Крыма. Колоритные татарские (а заодно греческие, армянские и немецкие) топонимы заменили на новые, абсолютно безликие – Первомайские, Яблочные, Виноградные, Персиковые и другие плодово-ягодные… Уничтожались и кладбища. Гурзуфское, в частности, было заутюжено танками (во всяком случае, так утверждают старожилы). Уничтожили и могилу Гуруф-Азиза, а старую фисташку спилили – чтобы и следа не осталось от святого места…

 

Тогда же случилась и одна довольно некрасивая история.

 

 В 1945 году санаторий «Колхозная молодежь» был передан «Артеку».

 

 «После войны, - вспоминал позже Владимир Свистов, один из старейших сотрудников «Артека» - на восстановлении лагеря трудилась группа немецких военнопленных. С материалами было туго, поэтому зачастую использовались обломки разрушенных зданий и другие подручные средства. Когда ремонтировали ступеньки в «Колхозной молодежи», немцы приволокли с соседнего татарского кладбища надгробную плиту. Да еще и уложили ее надписью вверх».

 

 Тогда такое кощунство никого не возмутило - советская пропаганда крымских татар не жаловала, а большинство населения ей верило. Брошенное под ноги надгробие «вражеского народа» воспринималось как должное, а большинству вообще было все равно - ну плита, ну арабская вязь на ней… Мало ли в Крыму всяких древностей с непонятными письменами?

 

 Пионеры топтались по надгробию добрых 7 лет, пока едва не разразился большой международный скандал.

 

В 1952 году в Артек приехал знаменитый турецкий писатель и поэт Назым Хикмет. Гостя тепло встретили и повели показывать лагерь. Вдруг сопровождающие заметили, что знаменитый иностранный гость стоит весь бледный, и с ужасом смотрит себе под ноги.

 

Его состояние было вполне объяснимо. Назым Хикмет стоял на покрытой арабской вязью могильной плите, да еще и с вырезанной на камне цитатой из «Корана»!

 

Гость тогда ничего не сказал, но по его лицу и так все было понятно. Уже к вечеру злополучную плиту оперативно убрали. Второй случай произошел уже в наше время. Вначале 2000-х при ремонте все тех же ступенек, строители вмуровали в боковую стену фрагмент камня с арабской вязью. Правда, на этот раз камень использовали в качестве декора. На надписи просматривалась даже дата. К сожалению последняя цифра читается скверно, но судя по всему – это конец ХVIII века. Скорее всего, это было не надгробие, а фрагмент фонтана. Камень украшал ступени до 2007 года. Позже, надпись кто-то сбил молотком (сейчас она еле угадывается). Как удалось выяснить никто из сотрудников «Артека» к этому вандализму непричастен. Скорее всего, постарались гурзуфские «интернационалисты-черносотенцы» - антитатарские и антиисламские настроения, активно подогреваемые «русскопатриотическими» СМИ в Крыму, к сожалению, не редкость.

 

К чести нынешних гурзуфчан, следует, однако, сказать, что, не смотря на то, что в Гурзуфе уже не осталось ни сотки свободной земли, на территорию старого татарского кладбища пока никто не посягает.

 

Что же касается Гурзуф-Азиза, остается надеяться, что покровитель Гурзуфа рано или поздно даст о себе знать. И Святая Могила вернется к людям.
 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.