|
|||
ГУРЗУФСКИЕ СВЯТЫНИСтр 1 из 3Следующая ⇒
Дмитрий Митун
ГУРЗУФСКИЕ СВЯТЫНИ
Гурзуф, вне всякого сомнения, самый колоритный из всех городков крымского Южнобережья, полностью сохранивший дух старинных кримскотатарских поселков. Это одно из самых древних поселений Крыма – люди здесь поселились еще в каменном веке.
Первое письменное упоминание о Гурзуфе относится к середине VI века. Прокопий Кесарийский в своем трактате «О постройках», написанному по приказу императора Юстиниана I в 553-555 г. г., в частности записал, что по велению императора были построены «замок Алустон и замок в округе Горзувитской».
В 1472 году, возвращаясь из Индии, Гурзуф посетил тверской купец Афанасий Никитин, его корабль 5 дней укрывался от бури в Гурзуфской бухте, о чем он оставил запись в своей книге «Хождении за три моря». Есть небезосновательная версия, что во время «Хождения» Никитин принял ислам. Это подтверждается, в частности молитвой, которой Афанасий завершает свой трактат.
С 1475 по 1774 годы Гурзуф входил в состав коронных владений турецких султанов.
С присоединением Крыма к Российской империи Гурзуф тоже сначала относится к «казенным» землям. А после передается в частные руки. Среди его владельцев – герцог Ришелье (тот самый, чей памятник сегодня – символ Одессы), Михаил Воронцов, Иван Фундуклей, Петр Губонин (о последнем, более подробно, мы расскажем ниже).
В 60-е годы ХХ века, правда, историческую часть Гурзуфа едва не уничтожили – власти планировали застроить побережье современными здравницами. Тогда на защиту исторической части Гурзуфа горой встали деятели культуры – художники, артисты, писатели, историки… К сожалению мечеть - главное украшение поселка, его архитектурная доминанта сохранилась только на старинных фотографиях. Увы, в 30-е годы, когда святыню разрушили, выступить против вандализма было чревато, да и бесполезно.
Душевно почитал священный Алькоран…
Рассказ о Гурзуфе исламском мы начнем с… Пушкина. Летом и осенью 1820 года знаменитый поэт три недели жил в Гурзуфе. Позже он эти дни называл самым счастливым периодом своей жизни.
Восточные и исламские мотивы прослеживаются во многих стихотворениях Александра Пушкина. Он настолько был увлечен культурой ислама, слогом Корана, что даже написал целый цикл «Подражания Корану». В первой части подражаний, в частности, речь идет о даровании Корана Пророку:
Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянусь Я утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой: Нет, не покинул Я тебя, Кого же в сень успокоенья Я ввел, главу его любя, И скрыл от зоркого гоненья? Не Я ль в день жажды напоил Тебя пустынными водами? Не Я ль язык твой одарил Могучей властью над умами? Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот и Мой Коран Дрожащей твари проповедуй.
Увлечения Пушкина Исламом было настолько сильным, что друзья шутливо называли его «Апостолом Мухаммада».
Несколько стихов Александр Сергеевич посвятил и самому Гурзуфу. Есть стихи и об местных мусульманах:
Недавно бедный музульман В Юрзуфе жил с детьми, с женою; Душевно почитал священный Алькоран И счастлив был своей судьбою; Мехмет (так звался он) прилежно целый день Ходил за ульями, за стадом И за домашним виноградом, Не зная, что такое лень…
В этом стихотворении поэт очень тонко подметил патриархальные нравы старого Гурзуфа – почитание Корана, любовь к семье и трудолюбие…
В Гурзуфе и сегодня сохранился дом, где жил Пушкин (там сегодня музей).
|
|||
|