Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГУРЗУФСКИЕ СВЯТЫНИ



 

Дмитрий Митун

 

ГУРЗУФСКИЕ СВЯТЫНИ

 

Гурзуф, вне всякого сомнения, самый колоритный из всех городков крымского Южнобережья, полностью сохранивший дух старинных кримскотатарских поселков. Это одно из самых древних поселений Крыма – люди здесь поселились еще в каменном веке.

 

Первое письменное упоминание о Гурзуфе относится к середине VI века. Прокопий Кесарийский в своем трактате «О постройках», написанному по приказу императора Юстиниана I в 553-555 г. г., в частности записал, что по велению императора были построены «замок Алустон и замок в округе Горзувитской».

 

В 1472 году, возвращаясь из Индии, Гурзуф посетил тверской купец Афанасий Никитин, его корабль 5 дней укрывался от бури в Гурзуфской бухте, о чем он оставил запись в своей книге «Хождении за три моря». Есть небезосновательная версия, что во время «Хождения» Никитин принял ислам. Это подтверждается, в частности молитвой, которой Афанасий завершает свой трактат.

 

 С 1475 по 1774 годы Гурзуф входил в состав коронных владений турецких султанов.

 

С присоединением Крыма к Российской империи Гурзуф тоже сначала относится к «казенным» землям. А после передается в частные руки. Среди его владельцев – герцог Ришелье (тот самый, чей памятник сегодня – символ Одессы), Михаил Воронцов, Иван Фундуклей, Петр Губонин (о последнем, более подробно, мы расскажем ниже).

 

В 60-е годы ХХ века, правда, историческую часть Гурзуфа едва не уничтожили – власти планировали застроить побережье современными здравницами. Тогда на защиту исторической части Гурзуфа горой встали деятели культуры – художники, артисты, писатели, историки… К сожалению мечеть - главное украшение поселка, его архитектурная доминанта сохранилась только на старинных фотографиях. Увы, в 30-е годы, когда святыню разрушили, выступить против вандализма было чревато, да и бесполезно.

 

  Душевно почитал священный Алькоран…

 

Рассказ о Гурзуфе исламском мы начнем с… Пушкина. Летом и осенью 1820 года знаменитый поэт три недели жил в Гурзуфе. Позже он эти дни называл самым счастливым периодом своей жизни.

 

Восточные и исламские мотивы прослеживаются во многих стихотворениях Александра Пушкина. Он настолько был увлечен культурой ислама, слогом Корана, что даже написал целый цикл «Подражания Корану». В первой части подражаний, в частности, речь идет о даровании Корана Пророку:

 

 Клянусь четой и нечетой,

 Клянусь мечом и правой битвой,

Клянусь Я утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул Я тебя,

Кого же в сень успокоенья

 Я ввел, главу его любя,

 И скрыл от зоркого гоненья?

 Не Я ль в день жажды напоил

 Тебя пустынными водами?

Не Я ль язык твой одарил

Могучей властью над умами?

 Мужайся ж, презирай обман,

 Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот и Мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

 

Увлечения Пушкина Исламом было настолько сильным, что друзья шутливо называли его «Апостолом Мухаммада».

 

 Несколько стихов Александр Сергеевич посвятил и самому Гурзуфу. Есть стихи и об местных мусульманах:

 

Недавно бедный музульман

 В Юрзуфе жил с детьми, с женою;

 Душевно почитал священный Алькоран

 И счастлив был своей судьбою;

Мехмет (так звался он) прилежно целый день

Ходил за ульями, за стадом

И за домашним виноградом,

Не зная, что такое лень…

 

В этом стихотворении поэт очень тонко подметил патриархальные нравы старого Гурзуфа – почитание Корана, любовь к семье и трудолюбие…

 

В Гурзуфе и сегодня сохранился дом, где жил Пушкин (там сегодня музей).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.