Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Эстетические взгляды драматурга



· Двигатель трагедий – внутренний конфликт

Расин изображает тот же классицистический конфликт между долгом и чувством, что и Корнель. Он тоже целиком на стороне долга, разума, добродетели, которые должны обуздать страсти человеческого сердца. Но, в отличие от Корнеля, Расин показывает не победу долга, а, как правило, победу чувства. Это связано с новым взглядом на человека как предмет изображения в трагедии и с изменившимися представлениями о задачах театра. Главная задача театра — моральное воспитание. Конфликт переносится внутрь души героев, в мир их интимных чувств.

· «Трагическая вина» героев

Драматург принимает положение Аристотеля о «трагической вине»: героям «надлежит быть средними людьми по своим душевным качествам, иначе говоря, обладать добродетелью, но быть подверженными слабостям, и несчастья должны на них обрушиваться вследствие некоей ошибки, способной вызвать к ним жалость, а не отвращение», — писал Расин в предисловии к трагедии «Андромаха». Он выступает против «совершенных героев. Его персонажи выглядят более реальными, чем в трагедиях Корнеля.

· Строгость и гармоничность формы

Если Корнель, для которого очень важны были события, происходящие в объективном мире, почти никогда не мог уложиться в рамки единства времени и места, а иногда и действия, то для
Расина, говорящего о внутреннем мире человека в момент трагической катастрофы, уложиться в три единства очень просто. В его трагедиях почти нет внешних событий.

· Музыкальность стихов

Красота его стихов поражала современников. Персонажи его трагедий говорят иначе, чем герои Корнеля, склонные к ораторской речи, или персонажи Мольера, который стремился приблизить их речь к реальной французской речи XVII в. Расиновские герои говорят очень напевно, возвышенно, их страсти облагораживаются за счет гармоничного, благородного языка.
придания триединства еще и четвертую - единство языка: все его герои и героини разговаривают одинаково превосходным, правильным языком. В связи с этим они наделены необычайной изысканностью манер; например, клевета на Ипполита делает не сама царица, как у Еврипида, а лишь ее кормилица;

· Ориентация на основы классицизма

Расин был наиболее значительным выразителем художественных основ классицизма. Вот почему в эпоху романтизма, в начале XIX в., его имя стало символизировать всю систему классицизма.

· Обоснование обязательности древних сюжетов для трагедии

Сочетание давньокласичних переводов с чувствами XVII века. Объясняется это главным образом тем, что Расин пытался следовать правилу Н. Буало, - «быть верным истории и одновременно сохранять благопристойность». Совместить и то, и другое было невозможно - вот почему герои драматурги так мало похожи на своих прото-типов;

 

III. Трагедия «Федра»

1) Античный сюжет трагедии

Исследования тайной силы страсти, янсенистские представления о греховности и слабости человека, равно как и о изначальной предначертанности его судьбы, наложились в сюжете “Федры” на древнегреческие миф, уходящие корнями в архаическую древность. Это сюжет о проклятии, наложенном на род двумя могущественными богинями - Афродитой и Артемидой.

Согласно мифу жена афинского царя Тесея Федра полюбила своего пасынка Ипполита, сердце которого не знало любви. Признавшись в своих чувствах Ипполиту и боясь, что он расскажет обо всем Тесею и навеки обесчестит не только ее, но и ее детей, Федра оклеветала Ипполита. Она сказала Тесею, что Ипполит требовал от нее любви, и после этого покончила с собой. Тесей просит бога Посейдона убить ставшего ему ненавистным сына, Ипполит погибает. И тут раскрывается правда.

В этом мифе некоторые детали не соответствовали замыслу Расина. Если Ипполит ни в чем не повинен, он не должен погибнуть. Если Федра клевещет на Ипполита, то она не может вызвать сострадания у зрителей. Драматург вносит изменения в миф: в его трагедии Ипполит тайно влюблен в Арикию, дочь врага его отца Тесея. Таким образом, его любовь противоречит долгу, появляется « трагическая вина », и гибель его становится оправданной законами расиновской трагедии. На Ипполита клевещет не Федра, а ее кормилица Энона. Федра, узнав об этом, прогоняет свою верную служанку, и та бросается в море. Федра же принимает яд и перед смертью во всем признается.

На этот сюжет была написана трагедия “ Ипполит ” древнегреческого трагика Еврипида и трагедия “ Федра ” римского трагика и философа Сенеки. Эти произведения были прекрасно известны современникам Расина. Зрители трагедии Расина, тем самым, не столько ждали с замиранием сердца “чем все кончится” - это и без того было известно, сколько следили за развитием чувств, владеющих Федрой, Ипполитом, Тезеем. Именно повороты, взлеты и падения страсти составляют основу этой трагедии.

2) Суть конфликта

Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.

 


3) Персонажи трагедии

Главные герои:

Тесей, сын Эгея, царь афинский.
Федра, его жена, дочь Миноса и Пасифаи.
Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок.
Арикия, царевна из афинского царского рода (была задумана как второстепенный персонаж).

Второстепенные персонажи:

Энона, кормилица и наперсница Федры (прямое признание в любви Расин, во изменение античных источников, вкладывает не в уста Федры, а в уста Эноны, ее служанки. Она необходима и для того, чтобы оттенить характер главной героини. Подобные персонажи - непременный атрибут сюжета классицистической трагедии. Они необходимы, чтобы донести до зрителя то, что происходит за сценой или же происходило до начала действия трагедии).
Терамен, наставник Ипполита (идентичен Эноне)
Исмена, наперсница Арикии.
Панопа, прислужница Федры.

4) Образ Федры

Обращение Жана Расина к античности не было случайностью, т. к. именно классицизм, направление в котором работал драматург, провозгласил античную литературу образцом для подражания, и образ еврипидовской Федры не был единственны заимствованием, но именно трагедия «Федра» явилась вершиной его творчества. «Драматург не копировал древней традиции, а осмыслял ее в свете представлений своего времени», во внутренние переживания героини активно проникает довлеющая теория классицизма. Борьба двух любовных сил: любви-страсти к Ипполиту и материнской любви заменяется у Расина борьбой между чувством и разумом, названным «совестью суровой». Страдая, Федра в трагедии Расина взвешивает все «за» и «против» прежде чем открыться Ипполиту в своем чувстве. Свое безумие она выдала только тогда, когда не осталось надежды на возвращение живого мужа, и она была убеждена, что «смерть мужа … ту разорвала связь, из-за которой, самой себя стыдясь»,
Трагедия Федры у Расина усилена, она встречает невзгоды лицом к лицу и не пытается избежать их как Федра Еврипида, за которую действует кормилица, когда открывает глаза Ипполиту. Расиновской героине приходится лично вынести всю силу презрения пасынка, униженно переносить его праведный гнев в ответ на откровенность и «корчиться, как от боли». За свою запретную любовь Федра заплатила сполна, при этом не после смерти, а еще при жизни. Это еврипидовская Федра вначале умерла, а затем в письме раскрыла скрываемую правду, у Расина царица «избрала не столь короткий путь», следуя доводам рассудка, и предпочла не «обрывать клинком свои мученья», а прежде «снять с невинного… подозренья». В период откровенного разврата и пошлости высшего света Расин, интересуясь внутренним миром, тесно связывает его с социальным положением героини, чего не было и не могло быть у Еврипида.

 

5) Суть финала трагедии

Вопреки античным источникам, Расин дарит своей героине муки ревности, введя в трагедию Арикию, в которую влюблен Ипполит и которая принадлежит к роду заклятых врагов Тезея. Расин пишет, что нашел эту сюжетную нить у Вергилия. Не отступая, казалось бы, от мифа, автор XVII в. дает этой коллизии шекспировское разрешение. Тезей собирается отправиться к избраннице сына, после того, как омоет его труп, говоря: «Ко всей ее семье забыв вражду былую, / Его избранницу почту за дочь родную». В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет истину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей. Этот финал, достойный «Ромео и Джульетты», призван внести умиротворение в души зрителей, истерзанных картинами страданий героев.
Страсть Федры и ее вина исключительны, но Расин фиксирует внимание не на этом исключительном, а на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Морально-философская идея греховности человека вообще получает свое художественное воплощение на основе классицистического принципа типизации и правдоподобия.

Источники:

1. Н. Т. Пахсарьян ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII - XVIII ВЕКОВ: Учебно-методическое пособие

2. О. Смолицкая. Жан Расин

3. О. Смолицкая. Жан Расин, Ю. Б. Виппер. Творческие судьбы и история. Драматургия Расина

4. Ю. А. Шуплецова. Образ Федры в европейской и русской литературе (Еврипид, Ж. Расин, М. И. Цветаева)

5. Вл. А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Арикия (персонаж трагедии Ж. Расина «Федра»)

6. https: //studme. org/186128/literatura/zhanr_tragedii_frantsuzskom_klassitsizme_etap_zhana_rasina

7. http: //zarlitra. in. ua/11-24. html


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.