Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жан Расин



 

Сучковой Алины
РЛ-18-3

 

Жан Расин

Жан-Бати́ ст Раси́ н (1639 — 1699), произведения которого известны по всему миру, – знаменитый французский драматург, живший и работавший в 17 веке. Его работы ознаменовали начало классического национального театра и заслужили то же уважение, что и творения Мольера и Корнеля.

I. Этапы творчества Расина

1) Ранний период (1660 – 1666г. )

Начинается и его карьера при дворе: ода “ Нимфа Сены ” ( 1660г ), написанная по случаю бракосочетания Людовика XIV. Как и все начинающие, он отправился за одобрением к официально признанным поэтам. Знаменитый в те дни и бесповоротно забытый позже Шаплен отнесся благосклонно к молодому поэту и рассказал о нем влиятельному тогда министру Людовика XIV Кольберу. Так получил официальное признание поэт Расин.

Образы Теагена и Хариклеи из одноименного греческого романа о любви так захватили сознание Расина в юности, что не давали ему покоя. Он написал пьесу на основе этого сюжета и показал пьесу Мольеру, который был в то время директором театра Пале-Рояль. Пьеса драматурга начинающего была слабой, но Мольеру удалось заметить в ней уголек настоящего дарования, и Расин начал работать по советам великого комедиографа.

 В 1664 году была поставлена его первая трагедия « Фиваида или Братья - враги ». Через год он выступил с трагедией « Александр », которая привлекла к себе внимание всего Парижа. Ее заметил и отец французской трагедии Корнель. Однако отзыв его был суровым: у молодого человека хороший поэтический дар, но никаких способностей в области драматургии - ему стоит выбрать другой жанр.

2) Период творческого взлета (1667 – 1677г. )

Он открывается трагедией « Андромаха » ( пост. 1667, опубл. 1668 ), ставшей поворотным пунктом в истории французской классицистической трагедии. Молодой драматург высказал здесь свое собственное, особое понимание того, что такое трагедия.
В этом произведении впервые воплотились художественные идеи Расина. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Троянской войне, но так обработан, чтобы воплотить конфликт чувства и долга и идею «трагической вины» героев. Персонажи трагедии связаны между собой отношениями в соответствии со структурой пасторальных романов XVII в.: любовь каждого героя оказывается безответной. Но если в пасторальных романах действовали пастухи и пастушки, то в трагедии действуют властители, ответственные за судьбы своих народов, государств. Французский зритель до сих пор видел на театральных подмостках героев волевых и сильных, таких, что умеют побеждать; теперь он увидел людей с их слабостями и недостатками.
Притом, что Расин, как и Корнель, обращается преимущественно к античным сюжетам, он, что видно уже в " Андромахе", предпочитает греческую античность, посредством которой внутренняя напряженность и драматизм современной Расину эпохи запечатлевается особенно выразительно. Драма Расина - не политическая, а любовно-психологическая: герои " Андромахи" обуреваемы страстями, справиться с которыми они не в силах, хотя их разум способен " осознавать и анализировать свои чувства и поступки".
Также драматург заявил в “ Андромахе ” о возможности иного построения сюжета. Его герои также борются с чувством. Но борьба эта происходит в душе каждого из героев. Герой борется с самим собой, а не с внешними обстоятельствами. И сами образы героев строятся уже по-другому. Лябрюйер, великий моралист ХVIII века, заметил “Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин - такими. как они есть”. В “ Андромахе ”, пожалуй, лишь образ величественной Андромахи, сохранившей свое достоинство в плену и поражении, так же, как сохраняет она верность мужу - лишь этот образ близок героям Корнеля и до- расиновской трагедии. Но Пирр, Гермиона. Орест - страдающие, пытающиеся обуздать свою страсть - и терпящие в этой борьбе поражение - вызывают не восхищение, но сострадание.

В 1668 году Расин выступил с пьесой « Сутягах ». В ней он использовал мотивы аристофанской комедии «Осы».

В десятилетие своего высшего творческого взлета Расин написал очень значительные произведения. Одна из них -  « Британик » ( пост. 1669, изд. 1670 ), где драматург изобразил начало правления римского императора Нерона, который совершает свое первое преступление — отравляет своего соперника в любви Бриганика. Образ Нерона - " чудовища в зачатке", " рождающегося чудовища", как определяет его характер сам драматург в предисловии сразу заявляет о проблеме тирании. хотя эта пьеса, как и другие расиновские сочинения, принадлежит в целом к жанру любовно-психологической трагедии, в ней очень важное место занимает и нравственно-политическая проблематика, что заставляет некоторых ученых полагать даже, что " Британик" - политическая трагедия. Полезно сопоставить мир политических коллизий в трагедиях Корнеля и Расина: это позволит острее ощутить, насколько для Расина политика - более арена столкновения эгоистических страстей, чем сфера испытания доблести. Одну из примечательных ролей в трагедии играет женский образ сильной и гордой Агрипины, снедаемой одной страстью - расчистить сыну - будущему императору Нерону дорогу к трону.

Не случайно, что мастерство Расина наиболее полно проявляется в образах женщин - они, как ему кажется, более беззащитны перед лицом страсти. Таковы Береника, героиня одноименной трагедии ( 1670г ). Ифигения, героиня трагедии “ Ифигения в Авлиде ” ( пост. 1674, изд. 1675 ).

Второй период заканчивается трагедией « Федра » ( 1677г ). Расин особенно высоко ценил эту трагедию, в которой, по его мнению, лучше всего осуществлены цели театра. Расин снова прибегает к «трагической вине» как основе для развития и обрисовки характеров.

3) Заключительный период (1678 – 1699г. )

Третий период творчества охватывает последние годы жизни Расина. Он создает две трагедии на библейские сюжеты — « Эсфирь » ( 1689 г. ) и « Гофолия » ( пост. 1690, изд. 1691 ) с притчевыми началами и религиозно-политическими аспектами проблематики.. В обеих трагедиях осуждаются преступления властителей, обличается деспотизм.

« Эсфирь » - пьеса на ветхозаветный сюжет, построенная совершенно иначе, чем предыдущие трагедии Расина: в ней три, а не пять действий, нарушено единство места, она завершается благополучно.
« Гофолию » ( также на сюжет из Ветхого завета ) Расин напишет спустя год и она сыграет большую роль в формировании просветительской трагедии XVIII в.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.