Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Состязание Феба и Пана». (Поучительная)



 

 

Среди вокально-инструментальных сочинений Баха самую большую группу составляют кантаты — их сохранилось свыше двухсот, но очень значительная часть утеряна. Можно предполагать, что всего в этом жанре написано было около трехсот opus'ов. Большинство составляют духовные кантаты, которые, кстати сказать, сам композитор называл обычно концертами, мотетами, иногда пассионами. Интерес к музыке этого рода Бах впервые проявил еще в юношеские годы в Арнштадте и сохранил его до последних лет жизни. Свыше двухсот пятидесяти кантат созданы в лейпцигский период.

 

Лишь менее десятой части баховского наследия в этом жанре — двадцать два opus'a — относится к чисто светской музыке. Это, как правило, сравнительно небольшие циклы, состоящие из обычных у Баха вокально-инструментальных форм — арий, ансамблей, речитативов, хоров, иногда со вступительной инструментальной пьесой — симфонией, увертюрой. В музыке этих кантат кое-что заимствовано; значительно большее, наоборот, перешло из них в другие произведения — духовного жанра.

 

Светские кантаты созданы большей частью «по случаю» и написаны по заказу, однако это не должно мешать их справедливой оценке. Между тем мы связываем подобное происхождение с представлением о поспешной ремесленной работе, чем можно было объяснить причисление этих сочинений к низшему роду искусства. Однако современники Баха и он сам так не поступали. Напротив, композитор, если позволял досуг, работал над такими сочинениями с особой любовью, с величайшим старанием подготавливал и их исполнение, что подтверждают тщательно просмотренные и богато снабженные знаками фразировки и динамическими указаниями партии.

Поэтому сейчас уже надо отказаться от несправедливого суждения и познакомить музыкальный мир с Бахом – автором привлекательной музыки. Прошел уже почти век с тех пор, как опубликована большая часть этих произведений, однако лишь в виде исключения где-нибудь исполняется какая-либо светская кантата.  

Удивительно, что многие музыкальные руководители редко ставят светские кантаты Баха, видимо, думая, что они будут неинтересны публике. Между тем слушателей эта музыка не только не отталкивала, но, наоборот, увлекала и воодушевляла. Парижское Баховское общество имело смелость в первых же концертах выступить со светскими кантатами, в их числе исполнялись «Скройтесь, сумрачные тени», «Кофейная кантата», и «У нас новое начальство». Блестящим успехом парижские концерты в значительной мере обязаны этому.

Либреттисты Баха — С. Франк, Хр. Генрици (Пикандер) и другие не принадлежали к крупным немецким поэтам того времени и, читая написанные ими тексты, так часто холодные, ходульные и тяжеловесные, ясно чувствуешь, как бесконечно превышает их чарующе-свежая, поэтическая музыка. Произведения эти, как правило, сочинялись для исполнения на празднествах в честь тех или иных именитых — коронованных, титулованных или чиновных лиц в Веймаре, Кётене, Лейпциге. Бах называл их серенадами, музыкальными драмами (Drammapermusica), бурлесками, иногда кантатами.

 

 

Светские кантаты условно могут быть разделены на три группы.

1. Поучительные («Состязание Феба с Паном», «Геркулес на распутье»)

2. Приветственно-праздничные («Скользите, играючи, волны» «Вздымайтесь, гремящие звуки», «Эол умиротворенный», «Славься, Саксония»).

3. Жанрово-бытового плана («Всем тихо, не болтать», «Начальство новое у нас»)

Коротко о скажем о второй группе – приветственно-праздничные. Их либретто, приспособленные поэтами ко вкусам власть имущих, с примитивно-аллегорическими сюжетами, обветшалыми образами псевдоантичного мира, - обнаруживают свою слабость. Музыка Баха парит высоко над этими текстами, рисуя поэтические картины природы.

 

Более подробно остановимся на кантатах первой и третьей группах – поучительные и жанрово-бытовые. .

 

 

«Состязание Феба и Пана». (Поучительная)

Для своих концертов, проводимых в Лейпциге с оркестром из студентов университета, Бах на протяжении нескольких лет писал светские кантаты, в основном – на стихи местного поэта Пикандера (его настоящее имя – Христиан Фридрих Генрици, 1700-1764). Ему принадлежит и текст кантаты «Состязание Феба и Пана», в основу которого положен древнегреческий миф, изложенный Овидием в его «Метаморфозах». Пикандер внес в сюжет некоторые изменения, чтобы приспособить его к музыке. Краткое содержание произведения таково: светлое божество, могущественный покровитель искусства Феб-Аполлон и бог стад, лесов и полей Пан решили выяснить, кто из них лучший певец. Им мешают ветры, Момус (бог злословия), бог торговли Меркурий, бог горы Тмол, и царь Фригии Мидас. Феб и Пан убеждают их вернуться в свою пещеру, чтобы не мешать состязанию. Избран третейский суд; Феб просит быть его защитником Тмола, Пан – Мидаса. Оба поют свои песни. Тмол объявляет победителем Феба, Мидас – Пана, поскольку, как он говорит, эта песня «сама западает в уши». За это Феб награждает Мидаса ослиными ушами. В заключение все действующие лица прославляют музыку, которая нравится не людям, а богам.

«Состязание Феба и Пана» с его незатейливым сюжетом отличается непринужденным, подчас грубоватым юмором и сатирическими чертами. Бах написал кантату приблизительно в то же время, что и «Кофейную», т. е. в 1732 году. Впервые исполнена она была летом 1732 года в Лейпциге, в саду, примыкающем к кофейне Циммермана, под управлением автора.

В середине XIX века известный немецкий теоретик Зигфрид Ден, высказал предположение, что эта кантата –сатира на вполне определенных лиц, в частности, на главного критика Баха – Шейбе, упрекавшего баховскую музыку в напыщенной сложности и в том, что она не воздействует непосредственно на чувства.

Мидас поет:
« Ах Пан как ты меня утешил!

И песнь твоя так хорошо звучала,

Что я заметил с первого же разу.

… Но Феб все делает уж пестро,

И только твой сладчайший рот

Поет легко и так непринужденно»

 

Музыка «Состязание Феба и Пана» состоит из 13 номеров, открывается и завершается хорами, а внутри этой арки чередуются речитативы и арии. Дуэтов нет, но в речитативных эпизодах присутствуют диалоги. Оркестр кантаты невелик, но использован изобретательно. Вокальная линия не является самодовлеющей, а являет собой один из компонентов общего музыкального развития.

Ария Феба « В жажде ласки» (5) полна страсного томления. 10: 05

Ария Пана «О, танцы и песня – вот где красота» (7) – сельская плясовая, выдержанная в простонародном духе, подобна танцам, исполняемым на храмовых весенних праздниках. 19: 20

Ария Тмола «Феб, великий наш певец» (9) отличается выразительной гибкой мелодией.

Ария Мидаса «Пан наш мастер, наш поэт» (10) выдержана «в стиле деревенского псаломщика».

В последующем речитативе (11) принимают участие все персонажи. Венчает кантату заключительный хор «Тешьте сердце, струны лиры» 13, воспевающий искусство.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.