Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога



Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

для слабовидящих учащихся с ЗПР 1 классов.

Составитель: учитель-дефектолог

Сазанова Я. С.

Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся с нарушением зрения и задержкой психического развития, нуждающихся в коррекционных занятиях с учителем-дефектологом.

Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др. ), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общей образовательной программы.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (В ред. Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 N 1897), мы должны обеспечить в программе следующие положения:

«Программа должна обеспечивать:

1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2. Реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3. Использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий;    

4. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

Целью рабочей программы является - максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с ЗПР, дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

· Создание психолого-педагогических условий для реализации коррекционно-развивающей программы.

· Подбор техник и методов работы с младшими школьниками с нарушением зрения и ЗПР.

· Разработка тематического плана занятий для младших школьников с нарушением зрения и ЗПР

· Разработка плана консультаций для родителей\педагогов

· Разработка психолого - педагогических рекомендаций для родителей\педагогов.

· Формирование и развитие мыслительных операций;

· Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

· Формирование и развитие пространственной ориентировки;

· Формирование сенсомоторных координаций;

· Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений;

· Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей с нарушениями зрения.

Принципы:

1) Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2) Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3) Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

4) Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

Срок освоения программы: 1 учебный год.

Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие.

Режим занятий: 2 раза в неделю, длительностью по 25-40 минут.

К материально-техническим условиям реализации программы относятся:

ü технические средства обучения (ноутбук),

ü музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),

ü дидактические игры, наборы сюжетных картинок.

Ожидаемые результаты коррекционной работы:

· Все учащиеся должны овладеть базовым уровнем усвоения материала;

· Соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме; повышение учебной мотивации;

· Снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;

· Организованность поведения ребенка;

· Позитивные тенденции личностного развития.

Программа разработана для младших школьников с нарушением зрения и ЗПР. Техники и упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей подростков и диагностической части. Длительность одного занятия: 40 минут час. Занятия проводятся один-два раза в неделю, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Формы деятельности: индивидуальные, подгрупповые. Основные направления деятельности: информационное, просветительская работа с младшими школьниками с нарушением зрения и ЗПР, их родителями\педагогами; консультирование младших школьников с нарушением зрения и ЗПР, их родителей и педагогов, коррекционно – развивающая работа с младшими школьниками с нарушением зрения и ЗПР.

Срок реализации: 1 год.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.