|
|||
Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектологаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для слабовидящих учащихся с ЗПР 1 классов. Составитель: учитель-дефектолог Сазанова Я. С. Пояснительная записка Данная программа составлена для учащихся с нарушением зрения и задержкой психического развития, нуждающихся в коррекционных занятиях с учителем-дефектологом. Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др. ), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общей образовательной программы. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (В ред. Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 N 1897), мы должны обеспечить в программе следующие положения: «Программа должна обеспечивать: 1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 2. Реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); 3. Использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; 4. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий». Целью рабочей программы является - максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с ЗПР, дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Задачи: · Создание психолого-педагогических условий для реализации коррекционно-развивающей программы. · Подбор техник и методов работы с младшими школьниками с нарушением зрения и ЗПР. · Разработка тематического плана занятий для младших школьников с нарушением зрения и ЗПР · Разработка плана консультаций для родителей\педагогов · Разработка психолого - педагогических рекомендаций для родителей\педагогов. · Формирование и развитие мыслительных операций; · Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти; · Формирование и развитие пространственной ориентировки; · Формирование сенсомоторных координаций; · Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений; · Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей с нарушениями зрения. Принципы: 1) Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие. 2) Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. 3) Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. 4) Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами. Срок освоения программы: 1 учебный год. Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие. Режим занятий: 2 раза в неделю, длительностью по 25-40 минут. К материально-техническим условиям реализации программы относятся: ü технические средства обучения (ноутбук), ü музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи), ü дидактические игры, наборы сюжетных картинок. Ожидаемые результаты коррекционной работы: · Все учащиеся должны овладеть базовым уровнем усвоения материала; · Соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме; повышение учебной мотивации; · Снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям; · Организованность поведения ребенка; · Позитивные тенденции личностного развития. Программа разработана для младших школьников с нарушением зрения и ЗПР. Техники и упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей подростков и диагностической части. Длительность одного занятия: 40 минут час. Занятия проводятся один-два раза в неделю, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Формы деятельности: индивидуальные, подгрупповые. Основные направления деятельности: информационное, просветительская работа с младшими школьниками с нарушением зрения и ЗПР, их родителями\педагогами; консультирование младших школьников с нарушением зрения и ЗПР, их родителей и педагогов, коррекционно – развивающая работа с младшими школьниками с нарушением зрения и ЗПР. Срок реализации: 1 год.
|
|||
|