|
|||
Дорошевич Влас Михайлович 17 страница- Мять будем, - заявляют " Иваны". - Нет таких порядков на каторге, чтоб задолжать да не платить! Все проиграно, кругом в долгу. Впереди - голодная смерть и переломанные ребра. В эту-то минуту к потерявшему голову краткосрочному и подходит к р у ч е н ы й арестант, - торреадор каторги. - Хочь, из беды выручу? - Милостивец! - Слухай, словечка не пророни. Есть тут такой-то, большесрочник, на тебя смахивает. Наймись за него в каторгу. - На двадцать лет-то? Век загубить? - с ужасом глядит на демона-искусителя арестант, которому и каторги-то всего три-четыре года. - Все одно, - жизни тебе нет. Убьют за то, что в майдан не платишь, аль-бо с голода подохнешь! А ты слухай хорошенько. Ты человек молодой, порядков не знаешь, а я человек крученый, все ходы и выходы знаю. Зачем навек иттить? Сбежим за первый сорт! Да тебе и вся, сколько есть, каторга поможет! Мы завсегда таких освобождаем! Сколько таких-то бегало. Такой-то, такой-то, такой-то!.. " Крученый" сыплет небывалыми фамилиями: - Не слыхал? Так ты у других спроси, какие поумнее. Бежал, сказался бродягой, никто не выдаст, - на полтора года. Любехонько. " Сухарнику" ли не житье! А ты, мил человек, пойди к долгосрочнику да в ножки поклонись: чтоб тебя взял. Нас, таких-то, много. Если будущий " сухарник" не соглашается, " крученому" остается только мигнуть. - Бей его! - вопит майданщик. И каторга принимается истязать неисправного плательщика. На первый раз бьют без членовредительства, по большей части ногами между лопаток, и отнюдь не " в морду", чтоб сменщика " не портить". Но предупреждают: - А дальше не по тебе, такому-сякому, будет! До тех пор бить станут, пока все до копеечки в майдан не отдашь! " Иваны" и " храпы" следят за ним и не отступают ни на шаг: " чтоб не повесился". Голодный, избитый, во всем отчаявшийся он идет к долгосрочнику и говорит: - Согласен! - Помни же! Не я звал, - сам напросился. Чтоб потом не на попятную. И начинается торг на человеческую жизнь. Торг мошеннический: долгосрочный арестант будто бы платит майданщику огромные фиктивные долги " сменщика". А " Иваны" и " храпы", делая вид, будто они надбивают цену, на самом деле оттягивают всякий грош у несчастного. - Ты уже и ему дай, что на разживку! - орут " храпы". - С чего давать-то? - кобенится наемщик. - Эку прорву деньжищ-то платить! В майдан плати! У барохольщика его выкупи! За пайку за год вперед заплати. С чего давать? - Ну, дай хоть пятишку! - великодушничает какой-нибудь " Иван". - Не обижай! Парень-то хорош. Да и по приметам подходит. - Давать-то не из-за чего! - Хошь пополам получку! - шепчет несчастному " храп". - За тебя орать стану, а то ничего не дадут. Хошь, что ли-ча? - Ори! - Чаво там пятишку! - принимается орать " храп". - Красненькую дать не грешно. Ты уже не обижай человека-то: твое ведь имя примет. Грехи несть будет! Давай красный билет! - Пятишку с него будет. - Красную! - Цен этих в каторге нет! Деньги-то ведь настоящие, не липовые. * _______________ * Липовые - фальшивые деньги. - Да ведь и он-то настоящий, не липовый. - Черт, будь по-вашему! Жертвую красную! Пущай чувствует, чье имя, отчество, фамилию носит! - Вот это дело! Ай-да Сидор Карпович! Это - душа! - Вот тебе и свадьба и тюрьме радость. Требуй, что ль, водки из майдана, Сидор Карпович! Дай молодых вспрыснуть. Дай им Бог совет да любовь! - балагурит каторга. - Майданщик, песий сын сиволапый, дела аль своего не знаешь? Свадьба, а ты водку не несешь! И продал человек свою жизнь, свою участь за 10 рублей, - тогда как настоящая-то цена человеческой жизни на каторге, настоящая плата за " сменку" колеблется от 5 до 20 рублей. Половину из полученных 10 рублей возьмет себе, по условию, " храп" за то, что " надбавил" цену, а остальные пять отыграет " мастак" или возьмет майданщик, " в счет долга". - Это что, что за тебя заплатили! Ты сам за себя поплати! За водку, мол, не плачено. Или попросту украдут у сонного и пьяного. Тюрьме ни до чего до этого дела нет: - Всякий о себе думай! Но одна традиция свято соблюдается в тюрьме: человека, продавшего свою " участь", напаивают до безчувствия, чтобы не мучился. - Тешь, дескать, свою проданную душу! Он меняется со своим сменщиком платьем. Если раньше не носил кандалов, ему " пригоняют" на ноги кандалы, сменившийся рассказывает ему всю свою историю, и тот обязан рассказать ему свою, чтобы не сбиться где на допросе. Тут же " подгоняют приметы". Если у долгосрочного арестанта значилось в особых приметах несколько недостающих зубов, - то сменившемуся краткосрочному вырывают или выламывают нужное число зубов. Если в особых приметах значатся родимые пятна, - выжигают ляписом пятна на соответствующих местах. Все это делается обязательно в присутствии всей камеры. - Помнишь же? - спрашивают у сменившегося. - Помню. - Все, братцы, видели? - Все! - отвечает тюрьма. Приказывают майданщику подать водку, - и " свадьба" кончена. Человек продал свою жизнь, взял чужое имя и превратился в с у х а р н и к а. Наниматель отныне - его х о з я и н. Если сухарник вздумал бы заявить о " свадьбе" по начальству и засыпать хозяина, - он будет убит. Другого наказания за это каторга не знает. И вот на утро, снова с головой, которая трещит с похмелья, просыпается новый долгосрочный каторжник. Он - не он. Под его именем ходит по тюрьме другой и несет наказание за его пустяшный грех. А у него впереди - двадцать лет каторги. Иногда плети. Наказание за преступление, которого он никогда не совершал. У него на ногах кандалы - чужие. Преступление - чужое. Участь чужая. Имя - чужое. Нет, теперь все это не чужое, а свое. - Это верно! - посмеивается каторга. - " Сам не свой" человек становится. Что должен чувствовать такой человек? Серцевед-каторга первое время следит за ним: " Не повесился бы? " Тогда может все открыться. - Но затем привыкнет... - Ко всему подлец-человек привыкает! - со слезами в голосе и на глазах говорил мне один интеллигентный каторжанин, вспоминая слова Достоевского. Эти " свадьбы" особенно процветали на страшной памяти сибирских этапах. Но процветают ли они теперь при существовании фотографических карточек преступников? Вот факты. Не дальше, как осенью этого года, при посадке партии на " Ярославль", была обнаружена такая " смена". Знаменитостью по части сменок является какой-то " Иван Пройди-Свет". Личность, ставшая какой-то мифической. В течение трех лет на пароход доставлялся для отправки на Сахалин " бродяга Иван Пройди-Свет", - и каждый раз перед отходом парохода получалась телеграмма: " Вернуть бродягу, доставленного под именем " Ивана Пройди-Свет", потому что это не настоящий". Кто же этот " Иван Пройди-Свет", где он, - так и остается неизвестным. Вспомните " Агафью Золотых", * вместо которой с Сахалина была освобождена, до Одессы доставлена и в Одессе бежала какая-то другая арестантка. На Сахалине славится каторжанин " Блоха", когда-то " знаменитый" московский убийца. Личность, тоже ставшая полумифической. В каждой тюрьме бывал арестант " Блоха", - и всегда, в конце-концов, оказывалось, что это " не настоящий". На Сахалине было одно время двое " Блох", но ни один из них не был тем настоящим, неуловимым, которому за его неуловимость каторга дала прозвище " Блохи". Сменки происходят в сахалинских тюрьмах и при пересылке партий из поста в пост. Где же проследить за карточками, когда их тысячи? Кому следить? Карточки снимаются, складываются. И лежат карточки в шкапу, а арестанты в тюрьме распоряжаются сами по себе... _______________ * См. гл. " Отъезд". Я несколько уклонился в сторону, но говоря о майданщиках, нельзя не говорить и о сменках, потому что нигде так ярко не обрисовывается этот тип. Ростовщик, кабатчик, содержатель игорного дома, - он напоминает какого-то большого паука, сидящего в углу и высасывающего кровь из бьющихся в его тенетах преступников и несчастных. Принимаются ли какие-нибудь меры против майданщиков? Принимаются. Смотритель Рыковской тюрьмы с гордостью говорил мне, что в его тюрьме нет больше майданов, и очень подробно рассказывал мне, как он этого добился. Это не помешало мне в тот же день, когда мне понадобились в тюрьме спички, купить их... в майдане. Асмодеи, это - Плюшкины каторги. Асмодеем называется арестант, который копит деньгу и отказывает себе для этого в самом необходимом. Нигде, вероятно, эта страсть - скупость, не выражается в таких уродливых формах. В этом мире " промотчиков", если у арестанта вспыхивает скупость, то она вспыхивает с могуществом настоящей страсти и охватывает человека целиком. " Асмодей" продает выдаваемые ему в месяц 24 золотника мыла и четверть кирпича чаю. Из скудного арестантского пайка продает половину выдаваемого на день хлеба. Ухитряется по два срока носить казенное платье, которое уже к концу первого-то срока превращается обыкновенно в лохмотья. Оборванец даже среди арестантов, вечно полуголодный, он должен каждую минуту дрожать, чтобы его не обокрали, беспрестанно откапывать и закапывать в другое место деньги так, чтобы за ним не подсмотрели десятки зорко следящих арестантских глаз. Или носить эти деньги постоянно при себе, в ладанке на теле, ежесекундно боясь, что их срежут. Морить себя голодом, вести непрерывную борьбу с обитателями каторги, дрожать за себя, отравлять себе и без того гнусное существование, и для чего? Я сидел как-то в Дербинской богадельне. - Барин, барин, глянь! Старый слепой бродяга заснул на нарах. Халат сполз, грудь еле прикрытая отвратительными грязными лохмотьями, обнажилась. Старик спал, зажав в руке висевшую на груди ладанку с деньгами. Он уже лет десять иначе не спит, как держа в руке заветную ладанку. - Тс! - подмигнул один из старых каторжан и тихонько тронул старика за руку. Слепой старик вскочил, словно его ударило электрическим током и, не выпуская из рук ладанки, другой рукой моментально выхватил из-под подушки " жулика" (арестантский нож). Он сидел на нарах, хлопая своими бельмами, ворочая головой и на слух стараясь определить, где опасность. В эту минуту он был похож на испуганного днем филина. Когда раздался общий хохот, он понял, что над ним подшутили, и принялся неистово ругаться. И, право, трудно сказать, кто тут был более ужасен и отвратителен: эти ли развратничающие, пьянствующие, азартные игроки-старики, Или этот " Асмодей", десять лет спящий с ладанкой в руке и ножом под подушкой. Асмодей часто для увеличения своего состояния занимается ростовщичеством. Для ростовщика у каторги есть два названия. Ростовщик-татарин титулуется Б а б а е м, ростовщиков-русских называют о т ц а м и. Обычный заклад арестантского имущества - " до петухов", то есть на ночь, до утренней поверки. " За ночь выиграешь". При чем самым божеским процентом считается 5 копеек с рубля. Но обыкновенно процент бывает выше и зависит от нужды в деньгах. Для займов без залога - никаких правил нет. " За сколько согласились, то и ладно". Дают в займы под получку казенных вещей, под кражу, под убийство. Нищие и игроки, - тюрьма всегда вся в руках бабаев и отцов. Целая масса преступлений на Сахалине объясняется тем, что бабаи или отцы насели: зарежь да отдай. В Александровской кандальной тюрьме есть интересный тип - Болданов. Он сослан за то, что зарезал целую семью, - и на Сахалине в первый день Пасхи зарезал поселенца из-за шестидесяти копеек. - А я почем знал, сколько там у него, - говорил он мне, - в чужом кармане я не считал. Праздник, гуляет человек, значит должны быть деньги. - И резать человека из-за этого? - Думал, отыграюсь. - Да ты бы у отца какого занял? - Занял один такой! Сунься, целкач возмешь, с жизнью простись. Паек отберут, а все из долга не вылезаешь... Заложишь бушлат, а снимут шкуру. Нет, каждому тоже нужно и о своей жизни помыслить. Всякий за себя. Говоря об отцах, бабаях и асмодеях, нельзя не упомянуть о их ближайших помощниках, б а р а х о л ь щ и к а х, и самых страшных и неумолимых врагах - к р у ч е н ы х. " Барахлом", собственно, на арестантском языке называется старая ни на что больше негодная вещь, лохмотья. Но этим же именем арестанты зовут и выдаваемую им одежду. Можете поэтому судить о ее качестве. Барахольщик, это - старьевщик. Он, входя в камеру, выкрикивает: - Кому чего продать - промотать. Скупает и продает арестантские вещи, дает сменку, то есть за новую вещь дает старую с денежной придачей. Барахольщики по большей части работают на комиссии, от отцов. Но часто, купив за бесценок краденое, барахольщик начинает вести дело за свой страх и риск, выходит в отцы или майданщики и получает огромные вес и влияние. И при виде злосчастного арестанта, входящего в камеру с традиционным выкриком: " Кому чего продать - промотать", вы невольно задумаетесь: " Сколько раз, быть может, прийдется этому человеку держать в своих руках жизнь человеческую". С крученым арестантом мы уже встречались, когда он уговаривал будущего сухарника согласиться на " свадьбу" с долгосрочным каторжником и за пять-десять рублей продать свою жизнь. Крученым с любовью и некоторым уважением каторга называет арестанта, прошедшего огонь, воду, медные трубы и волчьи зубы. Такой арестант должен до тонкости уметь провести начальство, но особую славу они составляют себе на асмодеях. Втереться в доверие даже к опасающемуся всего на свете асмодею, насулить ему выход, вовлечь в какую-нибудь сделку, обмошенничать и обобрать, или просто подсмотреть, куда асмодей прячет свои деньги, украсть самому или " подвести" воров, - специальность крученого арестанта. И в этой специальности он доходит до виртуозности, обнаруживает подчас гениальность по части притворства, хитрости, находчивости, выдержки и предательства. " Кругом пальца обведет", говорят про хорошего крученого с похвалой арестанты. Другой вечной жертвой крученого является дядя сарай. Этим типичным прозвищем каторга зовет каждого простодушного и доверчивого арестанта. - Ишь, дядя, рот раскрыл, что сарай! Хоть с возом туда въезжай да хозяйничай! Вот происхождение выражения " дядя сарай". " Туис колыванский! " зовет еще таких субъектов каторга. Обман простодушного и доверчивого дяди сарая составляет пищу, но не славу для крученого. Чем больше асмодеев он проведет, тем больше славы для него. Асмодея провести, - вот что доставляет истинное удовольствие всей каторге. Закабаленная, она в глубине души ненавидит и презирает их, но повинуется и относится к " отцам" с почетом, как к людям сильным и " могутным". Ведь это - нищие, нищие до того, что когда в тюрьме скоропостижно умирает арестант, труп обязательно грабят: бушлат, белье, сапоги, - все это меняется на старое. Чтобы покончить с почетными лицами тюрьмы, мне остается, кроме майданщиков, отцов, крученых и разжившихся барахольщиков, познакомить вас еще с одним типом - с о б р а т н и к о м. Так называется каторжник, бежавший уже с Сахалина, добравшийся до России и " возвороченный" назад под своей фамилией или под бродяжеской. " Обратник" - неоцененный товарищ для каждой собирающейся бежать арестантской партии. Он знает все ходы и выходы, все тропы в тайге и все броды через реки на Сахалине. Знает " как пройти". Есть излюбленные места для бегов - " модные" можно сказать. Раньше " в моде" были Погеби - место, где Сахалин ближе всего подходит к материку, и Татарский пролив имеет всего несколько верст ширины. Погеби или " Погиби" (от слова погибнуть) - как характерно и верно переделали каторжане это гиляцкое название. Затем, когда в " Погибях" слишком усилили кордоны, " в моду" вошел Сартунай, - место ближе к югу Сахалина. Когда я был на Сахалине, все стремились к устьям Найры, еще ближе к югу. - Да почему? - Обратники говорят: способно. Место способное. А гроза всего Сахалина и служащего и арестантского, Широколобов, пошел искать " нового места" на крайний север в Тамлово. Но истомленный, голодный, опухший должен был добровольно сдаться гилякам... Обратник - неоцененный советник, у него можно купить самые нужные сведения. В моей маленькой коллекции есть облитая кровью бродяжеская книжка знаменитого обратника Пащенка. * Он был убит во время удивительного смелого бегства, и книжку, мокрую от крови, нашли у него на груди. Заветная книжка. В ней идут записи: 1-я речка от " Погибей" - шестьдесят верст Теньги, вторая - Найде, третья - Тамлово и так далее. Это все реки Сахалина. Затем список всех населенных мест по пути от Сретенска до Благовещенска, до Хабаровска, по всему Уссурийскому краю, при чем число верст отмечено с удивительной точностью: 2271 - 1998. Далее идут адреса пристанодержателей и надежных людей. _______________ * Каторга за ним числила 32 убийства. Обратник может снабдить беглеца и рекомендательными письмами. Вот образчик такого рекомендательного арестантского письма, отобранного при поимке у беглого: " Ю. Гапонико. Гапонико (очевидно, условные знаки). Любезный мой товарищ, * Юлис Иванович, покорнше я вас прошу прынать етого человека как и мене до мого приходу Яков". _______________ * Арестанты всегда очень вежливы в письмах друг к другу. Фамилий в таких рекомендациях, на случай поимки, проставлять не полагается. Среди " обратников" есть знаменитости. Люди, побывавшие на своем веку во многих тюрьмах и пользующиеся влиянием. И рекомендация такого человека много может помочь и в тюрьме. У обратников есть еще одна специальность. Наметив доверчивого арестанта с деньгами, они подговаривают его бежать и затем дорогой убивают, грабят и возвращаются в тюрьму: - А товарищ, мол, отстал или поссорился, один пошел. Я же с голодухи вернулся. Есть люди, убившие таким образом на своем веку по шесть товарищей. Эти преступления очень часты. Но это уж надо делать потихоньку от каторги: за это каторга убивает. " Обратниками" заканчивается цикл " почетных" лиц. Теперь мы переходим с вами к отверженным даже среди мира отверженных. К людям, которых презирает даже каторга. Тут мы прежде всего встречаемся с к р о х о б о р а м и, или к у с о ч н и к а м и. Каторга не любит тех из ее среды, кто " выходит в люди", делается старостой, кашеваром или хлебопеком. И она права. Чистыми путями нельзя добиться этого привилегированного положения. Только ценой полного отречения от какого бы то ни было достоинства, ценой лести, пресмыкательства перед начальством, взяток надзирателям, ценой наушничества, предательства и доносов можно пролезть на Сахалине в " старосты", то есть освободиться от работ и сделаться в некотором роде начальством для каторжан. Прежде в некоторых тюрьмах даже драли арестантов не палачи, а старосты. Так что, идя в старосты, человек, вместе с тем, должен был быть готов и в " палачи". Только нагоняя, по требованию смотрителя, как можно больше " припека", то есть кормя арестантов полусырым хлебом, хлебопек и может сохранить за собой свою должность, позволяющую ему иногда кое-что утянуть. Этих-то людей, урезывающих у арестантов последний кусок и отнимающих последние крохи, каторга и зовет презрительным именем " крохоборов", или " кусочников". - Тоже в " начальство" полез! - Арестант, - так ты арестант и будь! Каторга не любит тех, кто старается " возвышаться", но презирает и тех, кто унижается. Мы уже знакомы с типом п о д д у в а л ы. Так называется арестант, нанимающийся в лакеи к другому. Кроме исполнения чисто-лакейских обязанностей, он обязан еще и защищать своего хозяина, расплачиваться своими боками и бить каждого, кого хозяин прикажет. Поддувалы " отцов", например, обязаны бить неисправных должников. А если должник сильнее, то и терпеть поражение в неравном бою. Конечно, даже каторга не может иначе как с презрением относиться к людям, торгующим своими кулаками и боками. На следующей ступеньке человеческого падения мы встречаемся с очень распространенным типом в о л ы н щ и к а. " Затереть волынку" на арестантском языке называется затеять ссору. Волынщики, это - такие люди, которые только тем и живут, что производят в тюрьме " заворожки". Сплетничая, наушничая арестантам друг на друга, они ссорят между собою более или менее состоятельных арестантов, чтобы поживиться чем-нибудь от того, чью сторону они якобы принимают. Этими волынщиками кишат все тюрьмы. Таких людей много и везде, кроме тюрьмы. Но в каторге, вечно озлобленной, страшно подозрительной, недоверчивой друг к другу, голодной и изнервничавшейся, в каторге, где за шестьдесят копеек режут человека, где, имея в кармане гроши, можно нанять не только отколотить, но и убить человека, - в каторге волынщики часто играют страшную роль. Часто не из-за " чего" происходят страшные вещи. Заколотив насмерть арестанта, или при виде лежащего " с распоротым брюхом" товарища, каторга часто с недоумением спрашивает себя: - Да из-за чего же все случилось? С чего пошло? С чего началось? И причиной всех причин оказываются волынщики, затеявшие " заворожку" в надежде чем-нибудь поживиться. Робкому, забитому арестанту приходится дружить да дружить со старым, опытным волынщиком, а то затрет в такую кашу, что и костей не соберешь. Ступенью ниже еще стоят г л о т ы. С этим типом вы уже немножко знакомы. За картами, в споре на арестантском сходе они готовы стоять за того, кто больше даст. " Засыпать" правого и защищать обидчика им ничего не значит. Таких людей презирает каторга, но они имеют часто влияние на сходах, так как их много, и действуют они всегда скопом. Глот - одно из самых оскорбительных названий, и храп, как его назовут глотом, полезет на стену: - Я - храп. Храпеть на сходах люблю, это верно. Но чтоб я нанимался за кого... И фраза может кончиться при случае даже ножом в бок, камнем или петлей, наброшенной из-за угла. Это не мешает, конечно, храпам быть, по большей части, глотами, но они не любят, когда им об этом говорят. Для глотов у каторги есть еще два прозвища. Одно - остроумное " чужой ужин", другое - историческое " синельниковский закуп". Происхождение последнего названия восходит еще ко времени, когда, при господине Синельникове, за поимку бродяги в Восточной Сибири платили обыкновенно три рубля. С тех пор каторга и зовет человека, готового продать ближнего, " синельниковский закуп". Название - одно из самых обидных, и, если вы слышите на каторге, что два человека обмениваются кличками: - Молчи, чужой ужин! - Молчи, синельниковский закуп. Это значит, что на предпоследней ступеньке человеческого падения готовы взяться за ножи. И, наконец, на самом дне подонков каторги перед нами - х а м. Дальше падения нет. Хам, в сущности, означает на арестантском языке просто человека, любящего чужое. " Захамничать", значит, взять и не отдать. Но хамом называется человек, у которого не осталось даже обрывков чего-то, похожего на совесть, что есть и у глота, и у поддувалы, и у волынщика. Те делают гнусности в арестантской среде. Хам - предатель. За лишнюю пайку хлеба, за маленькое облегчение он донесет о готовящемся побеге, откроет место, где скрылись беглецы. Этот тип поощряется смотрителями, потому что только через них можно узнавать, что делается в тюрьме. Хам - это страшное название. Им человек обрекается, если не всегда насмерть, то всегда на такую жизнь, которая хуже смерти. Достаточно обыска, даже просто внезапного прихода смотрителя, чтобы подозрительная каторг сейчас увидала в этом " что-то неладное" и начала смертным боем бить тех, кого она считает хамами. Достаточно последнему жигану сказать: - А наш хам что-то, кажись, " плесом бьет" (наушничает начальству). Чтоб хаму начали ломать ребра. Больше того, довольно кому-нибудь просто так, мимоходом, от нечего делать, дать " хаму подзатыльника", чтобы вся тюрьма кинулась бить хама. - Бьет, значит, знает за что. Чтоб хаму " накрыли темную", завалили его халатами, били, били и вынули из-под халатов полуживым. Посвящение в каторжники Всякий, конечно, слыхал об этом обычае " посвящения в арестанты", об этих жестоких истязаниях, которым умирающая от скуки и озлобленная тюрьма подвергает " новичков". Для чего тюрьма творила над " новичками" эти истязания, при рассказе о которых волос встает дыбом? Отчасти, как я уже говорил, от скуки, отчасти по злобе на все и на вся и из желания хоть на ком-нибудь выместить накипевшую злобу, от которой задыхается человек, а отчасти и из практических соображений, нужно было узнать человека, устоит ли он против жалобы начальству, даже если его подвергнут страшным истязаниям. Ведь надо же знать человека, пришедшего в " семью". Будет ли он всегда и во всем надежным товарищем? Я обошел все сахалинские тюрьмы и могу с полной достоверностью сказать, что прежний страшный обычай " посвящения в каторжники", обычай пытать " новичков", отошел в область преданий. Теперь этого нет. Тогда розга и кнут свистели повсюду, и это отражалось на нравах тюрьмы. Теперь нравы " мягчают". " Молодая" каторга делает только удивленные глаза, когда спрашиваешь: " А нет ли у вас таких-то и таких-то обычаев? " И только старики Дербинской каторжной богадельни, когда я им напоминал о прежних обычаях " посвящения", улыбались и кивали головами на эти рассказы, словно встретились с добрым старым знакомым. - Было, было все это! Верно. И они охотно пускались в те пространные описания, в которые всегда пускается человек при воспоминаниях о пережитых бедствиях. А " молодая" каторга и понять даже этих обычаев не может: - Да кому же какая от этого польза? " Польза", - вот альфа и омега всего миросозерцания теперешней каторги. И в этом нет ничего удивительного: преобладающий элемент каторги - убийцы с целью грабежа, то есть люди, совершавшие преступление ради " пользы". И нравам, обычаям и законам этих людей приходится подчиняться остальным: дисциплинарным, жертвам случая, семейных неурядиц и так далее. " Польза", это - все. Каторжанин, совершивший убийство на Сахалине, рассказывал мне о своем преступлении и упомянул о том, что по его преступлению забрали было и другого ни в чем неповинного поселенца: - Но я его высвободил... Потому он не мог быть в моем деле полезен. - А если бы " мог быть полезен", он бы запутал ни в чем неповинного человека, и вся каторга бы его поняла: - Должен же человек думать о своей " пользе". Всякий за себя. Все теперешнее " посвящение в каторжники" состоит в том, что тюрьма старается извлечь из новичка " пользу", то есть, пользуясь его неопытностью, обмошенничать его, елико возможно. Для этого у каторги есть несколько игр, в которые только можно играть, что с " новичками": в платочек, в крестики, в кошелек, в наперсток, в тузы, в черное и красное. В этом " посвящении" есть даже нечто симпатичное: тут наказывается страсть к легкой и верной наживе, желание объегорить своего же брата наверняка. __________ Вновь прибывшая на пароходе партия выдержала карантин, подверглась медицинскому освидетельствованию, разделена, безо всякой практической пользы и безо всякого применения этого деления, на " полносильных", " слабосильных" и " вовсе неспособных к труду", и явилась в тюрьму. Еще раньше, пока партия сидела свои три-четыре дня в карантине, тюрьма навела о ней кой-какие справки. У одного с новой партией пришел брат, у другого - сообщник, у третьего - просто старый товарищ. Все эти лица, рискуя карцером и розгами, побывали в карантине и кое-что разузнали. Тюремные брадобреи, рискуя спиной, сбегали в карантин, кого побрить-постричь, и поразнюхали, кому из вновь прибывших арестантов удалось протащить с собой деньги, кто разжился дорогой игрой в карты или писанием писем и прошений, у кого вообще водятся деньжонки. Тут все разузнается: сколько господа пассажиры дали на Пасху певчим-арестантам, сколько удалось выпросить у посторонних " на палача". И когда новая партия приходит в тюрьму, тюрьма уже знает об ее имущественном положении и на кого следует обратить внимание. В тюрьме и так тесно, а тут прибавилось народу еще. Приходится спать под нарами. Старосты продают новичкам лучшие места, конечно, стараясь содрать гораздо дороже того, что обыкновенно стоит " хорошее место" в тюрьме. Изголодавшиеся жиганы немножко " обрастают шерстью", продавая последнее, что у них осталось, - места на нарах, - и сами залезая под нары. Новичок еще не может прийти в себя, собраться с мыслями; он напуган, ошарашен новой обстановкой, не знает, как ступить, как держаться; он видит только одно, что здесь, куда ни сунься, все деньги, что без денег пропадешь, что деньги нужно наживать во что бы то ни стало. В это-то время его и подлавливают.
|
|||
|