|
|||
Дорошевич Влас Михайлович 3 страницаВы не можете себе представить, какое впечатление производит человек, прикованный к тачке. Вы смотрите на него прямо с удивлением. - Да чего это он ее все возит? И воочию видишь, и не верится в это наказание. По окончании проверки кандальные пели молитвы. Было странно слышать: в " номере" - 40 - 50 человек, а поет слабенький хор из 7 - 8. Остальные все кавказцы... Меня удивляло, что в кандальном отделении не пели " Христос воскресе". - Почему это? - спросил я у смотрителя. - А забыли, вероятно! Люди, забывшие даже про то, что теперь пасхальная неделя!.. Раскомандировка Пятый час. Только-только еще рассвело. Морозное утро. Иней легким белым налетом покрывает все: землю, крыши, стены тюрьмы. Из отворенных дверей столбом валит пар. Нехотя, почесываясь, потягиваясь, выходят невыспавшиеся, не успевшие отдохнуть люди; некоторые на ходу надевают свое " рванье", другие торопятся прожевать хлеб. Не чувствуется обычной свежести и бодрости трудового, рабочего утра. Люди становятся шеренгами; плотники - к плотникам, чернорабочие - к чернорабочим. Надзиратели по спискам выкликают фамилии. - Здесь!.. Есть!.. - на все тоны слышатся с разных концов двора голоса, то заспанные, то мрачные, то угрюмые. - Мохаммед-Бек-Искандер-Али-Оглы! - запинаясь читает надзиратель. Ишь, черт, какой длинный. - Иди, что ли, дьявол! Малайка*, тебя зовут! - толкают каторжные кавказца, за три года каторги все еще не привыкшего узнавать своего громкого " бекскаго" имени в безбожно исковерканной передаче надзирателя. _______________ * Название всех молодых кавказцев. Старые зовутся " Вабаями". Над всем этим царит кашель, хриплый, затяжной, типичный катаральный кашель. Многих прохватывает на морозце " цыганский пот". Дрожат, еле попадают зуб на зуб. Ждут не дождутся, когда крикнут: - Пошел! Еще очень недавно этот ранний час, час раскомандировки, был вместе с тем и часом возмездия. Посредине двора ставили " кобылу", - и тут же, в присутствии всей каторги, палач наказывал провинившегося или не выполнившего накануне урока. А каторга смотрела и... смеялась. - Баба!.. заверещал как поросенок! Не любишь! - встречали они смехом всякий крик наказуемого. Жестокое зрелище! Иногда каторга " экзаменовала" своих стремившихся заслужить уважение товарищей и попасть в " Иваны", в герои каторги. На кобылу клали особенно строптивого арестанта, клявшегося, что он ни за что " не покорится начальству". И каторга с интересом ждала, как он будет держать себя под розгами. Стиснув зубы, подчас до крови закусив губы, лежал он на кобыле и молчал. Только дико вращавшиеся глаза да надувшиеся на шее жилы говорили, какие жестокие мучения он терпел и чего стоит это молчание перед лицом всей каторги. - Двенадцать! Тринадцать! Четырнадцать! - мерно считал надзиратель. - Не мажь!.. Реже!.. Крепче! - кричал раздраженный этим стоическим молчанием смотритель. Палач бил реже, клал розгу крепче... - Пятнадцать... Шестнадцать... - уже с большими интервалами произносил надзиратель. Стон, невольный крик боли вырывался у несчастного. " Срезался! Не выдержал! " Каторга отвечала взрывом смеха. Смотритель глядел победоносно: - Сломал! Иногда каторга ждала раскомандировки, просто - как интересного и смешного спектакля. - Смотрите, братцы, какие я завтра курбеты буду выкидывать, как меня драть будут. Приставление! - похвалялся какой-нибудь " жиган", продувший в карты все, до казенной одежды и пайка включительно, питающийся крохами со стола каторги и за это разыгрывающий роль шута. И каторга ждала " приставления". Помирая от внутреннего, еле сдерживаемого смеха, смотрела она на " курбеты", которые выделывал " жиган". Многие не выдерживали, прыскали от смеха, на землю приседали от хохота: " Не могу, братцы вы мои". А несчастный " жиган" старался. Падал перед смотрителем на колени, клялся, что никогда не будет, просил пощадить его, " сироту, ради деточек малыих". Не давался положить на кобылу, кричал еще тогда, когда палач только замахивался. - Ой, батюшки, больно! Ой, родители, больно! - Крепче его, шельму! - командовал взбешенный смотритель. А " жиган", лежа под розгами, прибирал самые " смешные" восклицания: - Ой, бабушка моя милая! Родители мои новопреставленные! И кровью и телом расплачивался за те крохи, которые бросала ему со своего стола каторга. Расплачивался, доставляя ей " довольствие". Наказание кончилось, и " жиган", часто еле-еле, но непременно с деланной, натянутой улыбкой, подходил к своим. - Ловко! Еще недавно, выйдя ранним морозным утром на крыльцо, можно было слышать вопли и стоны, несшиеся с тюремного двора. Но tempora mutantur... Веяния нашего великого гуманного века все же сказались и на Сахалине. И смотритель Корсаковской тюрьмы горько жаловался мне, что ему не дают теперь " исправлять" преступников. Эти утренние расправы, экзамены и спектакли для каторги составляют сравнительно редкость. Раскомандировка происходит и кончается тихо и мирно. Перекличка кончена. - Ступай! И каторжные, с топорами, пилами, веревками, срываются с места, бегут вприпрыжку, стараясь согреться на ходу. Тюрьма кандальная " Кандальной" называется на Сахалине тюрьма для наиболее тяжких преступников, - официально " тюрьма разряда испытуемых", тогда как тюрьма " разряда исправляющихся", - для менее тяжких или окончивших срок " испытуемости", - называется " вольной тюрьмой", потому что ее обитатели ходят на работы без конвоя, под присмотром одного надзирателя. - Кандальная тюрьма у нас плохая! - заранее предупреждал меня смотритель. - Строим новую, - никак достроить не можем. И чтобы показать мне, какая у них плохая тюрьма, смотритель ведет меня по дороге в пустое, перестраивающееся отделение. - Не угодно ли? Это стена? - смотритель отбивает палкой куски гнилого дерева. - Да из нее и бежать-то нечего! Разбежался, треснулся головой об стену, - и вылетел насквозь. Воздух скверный. Зимой холодно, вообще дрянь. Гремит огромный, ржавый замок. - Смирно! - командует надзиратель. Громыхают цепи, и около нар вырастают в шеренгу каторжные. На первый день Пасхи из кандальной тюрьмы бежало двое, - несмотря на данное всей тюрьмой " честное арестантское слово", - и теперь, в наказание, закованы все. Сыро и душно; запах ели, развешанной по стенам, немножко освежает этот спертый воздух. Вентиляции - никакой. Пахнет пустотой, бездомовьем. Люди на все махнули рукой, - и на себя. Никаких признаков хоть малейшей, хоть арестантской домовитости. Никакого стремления устроить свое существование посноснее. Даже обычные арестантские сундуки, - редко, редко у кого. Голые нары, свернутые комком соломенные грязные матрацы в головах. По этим голым нарам бродит, подняв хвост, ободранная чахлая кошка и, мурлыкая, ласкается к арестантам. Арестанты очень любят животных; кошка, собака - обязательная принадлежность каждого " номера". Может быть, потому и любят, что только животные и относятся к ним как к людям. Посреди номера стол, - даже не стол, а высокая длинная узкая скамья. На скамье налито, валяются хлебные крошки, стоят неубранные жестяные чайники. Мы заходим как раз в тот " номер", где живут двое " тачечников". - Ну-ка, покажи свой инструмент! Несмазанная " тележка" визжит, цепи громыхают, прикованный тачечник подвозит к нам свою тачку. Тачка, - весом пуда в два, - прикована длинной цепью к ножным кандалам. Раньше она приковывалась к ручным, но теперь ручные кандалы надеваются на тачечников редко, в наказание за особые провинности. Куда бы ни шел арестант, - он всюду везет за собой тачку. С нею и спит, на особой койке, в уголке, ставя ее под кровать. - На сколько лет приговорен к тачке? - спрашиваю. - На два. А до него на этой постели спал три года другой тачечник. Я подхожу к этой постели. У изголовья дерево сильно потерто. Это - цепью. Пять лет трет это дерево цепь... - Дерево, и то стирается! - угрюмо замечает мне один из каторжников. Наказание тяжкое, - оно было бы совсем невыносимым, если бы тачечники изредка не давали сами себе отдыха. Трудно заковать арестанта " наглухо". При помощи товарищей, намазав кандалы мылом, - хоть и с сильной болью, они иногда снимают на ночь оковы, а с ними освобождаются и от тачки, отдыхают хоть несколько часов в месяц. Бывают случаи даже побегов " тачечников". - Работают у вас тачечники? - Я заставляю, - а в других тюрьмах отказываются. Ничего с ними не поделаешь: народ во всем отчаявшийся. Кругом угрюмые лица. Безнадежностью светящиеся глаза. Холодные, суровые, озлобленные взгляды, - и злоба и страдание светятся в них. Вот-вот, кажется, лопнет терпение этих " испытуемых" людей. Никогда мне не забыть одного взгляда. Среди каторжных один интеллигентный, некто Козырев, москвич, сосланный за дисциплинарное преступление на военной службе. Симпатичное лицо. И что за странный, что за страшный взгляд! Такой взгляд бывает, вероятно, у утопающего, когда он в последний раз всплывет над водой и оглянется, - ничего, за что бы ухватиться, ниоткуда помощи, ничего, кроме волны, кругом. Безнадежно, с предсмертной тоской взглянет он кругом и молча пойдет ко дну, без борьбы. - Поскорей бы! Тяжело и глядеть на этот взгляд, а каково им смотреть? Среди кандальных содержатся беглые, рецидивисты и состоящие под следствием. - Ты за что? - По подозрению в убийстве. - Ты? - За кражу. - Ты? - По подозрению в убийстве. " По подозрению"... " по подозрению"... " по подозрению". - Ты за что? - За убийство двоих человек! - слышится прямой, резкий ответ, сказанный твердым, решительным голосом. - Поселенец он! - объясняет смотритель. - Отбыл каторгу и теперь опять убил. - Кого ж ты? - Сожительницу и надзирателя. - Из-за чего ж вышло? - Баловаться начала. С надзирателем баловалась. " Пойду да пойду к надзирателю жить, что мне с тобой, с поселенцем-то каторжным? " - " Врешь, говорю, - не пойдешь". Просил ее, молил, Господом Богом заклинал. И не пошла бы, может, да надзиратель за ней пришел - и взял. " Я, - говорит, ее в пост поведу. Ты с ней скверно живешь. Бьешь". - " Врешь, - говорю, эфиопская твоя душа! Пальцем ее не трогаю. И тебе ее не отдам. Не имеешь никакого права ее от меня отбирать! " - " У тебя, - говорит, - не спрашивался! Одевайся, пойдем, - чего на него смотреть". Упреждал я: не делай, мол, этого, плохо выйдет. " А ты, - говорит, - еще погрози, в карцеи, видно, давно не сиживал. Скажу слово - и посидишь! " Взял ее и повел... Передергивает поселенца при одном воспоминании. - Повел ее, а у меня голова кругом. " Стой", думаю. Взял ружье, ружьишко у меня было. Они-то дорогой шли, - а я тайгой, тропинкой, вперед их забежал, притаился, подождал. Вижу, идут, смеются. Она-то зубы с ним скалит... И прикончил. Сначала его, а потом уж ее, - чтоб видела! " Прикончив", поселенец жестоко надругался над трупами. Буквально искромсал их ножом. Много накопившейся злобы, тяжкой обиды сказалось в этом зверском, циничном издевательстве над трупами. - Себя тогда не помнил, что делал. Рад только был, что ему не досталась... Да и тяжко было. Поселенец - молодой еще человек, с добродушным лицом. Но в глазах, когда он рассказывает, светится много воли и решимости. - Любил ты ее, что ли? - Известно, любил. Не убивал бы, если б не любил... - Ваше высокоблагородие, - пристает к смотрителю, пока я разговариваю в сторонке, пожилой мужичонка, - велите меня из кандальной выпустить! Что ж я сделал? На три дня всего отлучился. Горе взяло, - выпил, только и всего. Достал водки бутылку, да и прогулял. За что же меня держать? - Врешь, паря, убежишь! - Господи, да зачем мне бежать? Что мне, в тюрьме, что ли, нехорошо? - распинается " беглец". - Сами изволите знать, было бы плохо, взял " борцу", да и конец. Сами знаете, лучше ничего и не может быть. Борец - от каторги средство первое. - Долго ли меня здесь держать будут? - мрачно спрашивает другой. Долго ли, спрашиваю! - Следствие еще идет. - Да ведь четвертый год я здесь сижу, задыхаюсь! Долго ли моему терпению предела не будет? Ведь сознаюсь я... - Мало ли что ты, паря, сознаешься, да следствие еще не кончено. - Да ведь сил, сил моих, говорю, нету. - Ваше высокоблагородие! Что ж это за баланду дали? Есть невозможно! Картошка не чищенная! На Пасху разговляться, - и то рыбу дали!.. Мы выходим. - Выпустите вы меня, говорю, вам... - Ваше высокоблагородие, долго ли?.. Ваше... Надзиратель запирает дверь большим висячим замком. Из-за запертой двери доносится глухой гул голосов. Корсаковская кандальная тюрьма - одна из наиболее мрачных, наиболее безотрадных на Сахалине. Быть может, ее обитатели произвели на вас не только неприятное, отталкивающее впечатление? Милостивые государи, вы стоите рядом с человеческим горем. А горе надо слушать сердцем. Тогда вы услышите в этом " зверстве" много и человеческих мотивов, в " злобе" - много страдания, в " циничном" смехе - много отчаяния... По грязному двору кандальной тюрьмы мы переходим в " отделение исправляющихся". Вольная тюрьма Люди на работах. В тюрьме остались только староста, " каморщики", то есть уборщики камер, парашечники, - вообще " чиновники", как их насмешливо называет каторга. Метут, скребут, чистят, прибирают. Везде белят. Из ельника делают очень живописные узоры и убирают ими стены. Ждут приезда начальства, - и, конечно, тогда тюрьма не будет иметь того вида, какой она имеет теперь в своем обычном, повседневном, будничном уборе. Вольная тюрьма, - и Корсаковская и всякая другая на Сахалине, производит впечатление просто-напросто ночлежного дома. Очень плохого, очень грязного, где собираются самые подонки городской нищеты. Где никто не заботится ни о воздухе, ни о чистоте, ни о гигиене. Пришел, выспался - и ушел! - Пропади она пропадом! Грязные, тусклые окна пропускают мало света. Нары - посреди каждого " номера" - скатом на две стороны. Нары вдоль стен. Грязь - хоть ножом отскабливай. Мылом никаким не отмоешь. Когда моют полы, поднимают одну из половиц, и грязь просто-напросто стекает под пол. Мы застаем как раз такую картину. - Ах, свиньи, свиньи! - качает головой смотритель, словно в этом виноваты одни " свиньи". Пробую палкой, - палка чуть не на пол-аршина уходит в жидкую грязь в подполице. На этом-то болоте из грязи стоит тюрьма. Этими испарениями дышат люди. - Очень, очень скверная тюрьма! - подтверждает смотритель. - Теперь еще ничего, только сыро. А зимой - холод. Скверно, очень, очень скверно. Почти во всякой тюрьме, в каком-нибудь номере, вы непременно увидите скрипку. Она висит обыкновенно на передней стене, где висит все, что есть наиболее ценного у тюрьмы, - образ, лубочные картины, какие есть, лучшее платье. Около этой же стены стоит обыкновенно и отдельная, сравнительно чистая постель всегда " чисто" одетого в свое платье старосты. Скрипка - любимый инструмент каторги. Помню, я рассказал кому-то из каторжных ту сцену из " Мертвого дома", где Достоевский описывает, как загулявший каторжанин нанимает скрипача, и тот целый день ходит за ним и пищит на скрипке. Мой собеседник даже словно обрадовался. - Вот-вот, - для этого самого! Загуляет кто! Это господин, про которого вы изволите говорить, верно описал. - Да ведь он описывал давнишнее время. - Все одно, - и теперь-с. Скрипка - первая штука, ежели гулять. Веселый струмент. В одной из камер на стене висели самодельные картины одного из каторжных, Бабаева. Картины изображали скачущих верхами генералов. - А где сам художник? - На обвахте сидит. В одиночке содержится. - Вот что, я возьму одну картину, - на тебе рубль, передай Бабаеву. Ему, чай, на табачишко, на сахар нужно! - дал я нарочно, чтобы испытать, передаст ли человек деньги своему еще более страждущему товарищу. - Смотри же, передай! - Помилте! Деньги переданы не были. Мастерские Корсаковские мастерские, - столярная, слесарная, токарная, сапожная, швальная, кузница, - работают недурно. И у господ служащих и... даже во Владивостоке, у многих можно видеть очень приличную мебель работы корсаковских мастерских. Мастерские расположены здесь же на тюремном дворе. Многие мастеровые в них и ночуют. Как-то легче на душе становится, когда после тюремной " оголтелости" и голой нищеты входишь в мастерские. Здесь хоть чуть-чуть да пахнет в воздухе достатком, у всякого есть хоть что-нибудь и лишнее. Люди имеют кое-какой посторонний заработишко, - по праздникам, во время, полагающееся для отдыха. У кого есть кроватишка, у кого хоть какое-нибудь лишнее тряпье. Да и лица не такие уж " каторжные", - труд все-таки кладет на них благородный, человеческий отпечаток. Труд подневольный, " барщина", - но если вы хотите видеть как может работать арестант, с какой охотой, как старательно он работает, если хоть чуть-чуть заинтересован в труде, - похвалите работу. - Отличные, мол, коты (арестантские башмаки). Видно, хороший мастер. Тонкую работу исполнять можешь. Доброе слово на каторге - редкость*. _______________ * Помню в п. Александровском меня приветствовал при встрече какой-то слегка подвыпивший поселенец. - Христос воскресе, барин! - Воистину воскресе! Поселенец снял шапку, поклонился в пояс, - нет, ниже, чем в пояс, рукой чуть не касаясь земли. - Поко-орнейше вас благодарю. - Да за что ты меня благодаришь-то, чудак-человек? - За хороший ответ. Больно ласково ответили. Доброе слово, непривычное, производит на каторжного больше впечатления, чем привычная розга. От похвалы лицо рабочего распустится в улыбку, - он непременно достанет из " укладки" и похвастается работою " на сторону". И что за тщательная, что за любовная работа! Подошва у другого, и та вся выстрочена какими-то рисунками. Не то, чтоб ему за это заплатили дороже, а любит он " свою" работу, старается над ней, отделывает сапог какой-нибудь, словно художник-ювелир гранит редкий, ему самому нравящийся бриллиант. И не даром люди, хорошо знающие каторгу, говорят, что, если бы ее хоть чуть-чуть заинтересовать материально в труде, каторга меньше давала бы лентяев, игроков, рецидивистов, - меньше народу падало бы в ней окончательно. Но довольно " философии". Перед нами опять - мрачная, " каторжная" картина. Молодой парень сколачивает большой, неуклюжий гроб. Другой, уже оконченный, стоит тут же на полу. - Покойники разве есть? - Нет. Да из лазарета присылали сказать: будут. Ну, и готовим. Парень со злостью заколачивает гвоздь. - Возись с чертями! Хороший, природный столяр был, у Файнера, в Киеве, мастеровым служил, может, изволите знать, первый магазин, - а теперь вот гроба сколачивай! Тфу! - А за что пришел? - В Киевском университете за убийство. - С грабежом? - С ним. Много награбили, держи карман шире! - А надолго? - Без срока. Неподалеку старичок в очках, низко нагнувшись, мастерит " коты", тщательно заколачивает гвоздики. - Давно здесь, дедушка? - Недавно, милостивый государь мой, - приветливо говорит он, недавно. - А за что? - Старуху свою убил. - Жену? - Нет, так. Полюбовница была. Десять лет душа в душу выжили... И этакий грех вышел! - Что же случилось? - Сдурела, старая. В Феодосии мы жили, я хорошим мастером слыл, жил скромно, деньжонки имел. На них-то она и зарилась. " Умрет, мол, сам, все родные отберут! Отравлю да отравлю и деньгами воспользуюсь". А тут еще путаться с молодым начала. " Отравлю! " - да и все. Замечаю я. Живем, как два волка в клетке, друг на друга зубами щелкаем. Мне ее боязно, - того и гляди, отравит; она меня опасается, - потому видит, что замечаю. Так тяжко в те поры было, так тяжко... Не выдержал... убил. Каких, каких только драм здесь нет. " Околоток" Корсаковский тюремный околоток, это - тот же лазарет по назначению, та же тюрьма по характеру. Околоток - это место, куда кладут не особенно тяжких больных, нуждающихся в отдыхе. Здесь же живут и " богодулы", богадельщики, старики и молодые, неспособные, вследствие болезни или увечья, к работе. В околотке только одно удобство - у всякого своя постель. Воздух такой же спертый и душный, как в тюрьме. Околотком заведует врач Сурминский, " старый сахалинский служака", про которого мне с восторгом говорил смотритель. - Вот это доктор, так доктор! Не нынешним, не молодым, чета! У него слабых арестантов не бывает почти, все полносильные, все годятся в работу. Пришел к нему арестант, жалуется, - " врешь! " Не то, что нынешние! О том, что это за доктор, вы можете составить себе понятие по следующему. Наш матрос с парохода " Ярославль" обварил себе в бане кипятком голову. Ожог был страшный: лицо, голова вся напоминала какую-то сплошную, бесформенную массу. Послали больного к доктору Сурминскому. - Пусть везут на пароход! У них на пароходе свой врач есть! И пришлось везти несчастного на пристань, ждать добрый час, пока вернется катер, везти больного в сильное волнение на зыбком, качающемся катере, версты за полторы от берега, на пароход. После этого станут понятными все рассказы, которые ходят в каторге про доктора Сурминского. В разговоре с ним меня очень удивило его нежное, почти любовное отношение к телесным наказаниям. - Взбрызнуть - и все. Словно о резеде какой-то шла речь. И он с таким смаком говорил это " взбрызнуть". Но Господь с ним! Займемся лучше тюремными типами. Вот чисто, даже щеголевато одетый пожилой человек. Он нарочно прожигает себе нёбо папиросой и растравляет рану, чтобы лежать в околотке. - Работать, что ли, не хочет? - Какое там! - смеются больные. - Старостой был в " номере", за воровство прогнали. Вот теперь и стыдно в " номер" глаза показать. То все спал на своей наре, а теперь пошел на общую. Был староста, " начальство", " чиновник", а теперь - такой же каторжный. Каторга смеется. Бедняга, видимо, сильно страдает от уязвленного самолюбия. - Ты что, старина? - Богодуль я, вашескородие! Ни к чему не способный человек!.. Всем и себе лишний. Так вот, живу только, паек ем! - А много лет-то? - Лет-то не так, чтоб уж очень много, да побоев многонько. Из бродяг я, еще в Сибири ходил бродяжить. Участь хотел переменить. Споймали, так били, - сейчас отдает. Ни лечь ни встать. Нутра, должно уж, у меня нет. Тяжко здесь сидеть-то, ох, как тяжко! Ну, да теперь уж недолго осталось... Теперь недолго... - Срок скоро кончается? - Нет. Помру. Рядом хроник-чахоточный. - На ту бы сторону мне. Я б и поправился... - А ведь ему ужасно в этом воздухе быть, доктор? - Да... да... Ну, да что ж делать! Женская тюрьма Она невелика. Всего один " номер", человек на десять. Женщины ведь отбывают на Сахалине особую каторгу: их отдают в " сожительницы" поселенцам. В тюрьме сидят только состоящие под следствием. При нашем появлении с нар встают две. Одна - старуха-черкешенка, убийца-рецидивистка, ни звука не понимающая по-русски. Другая - молодая женщина. Крестьянка Вятской губернии. Попала в каторгу за то, что подговорила кума убить мужа. - Почему же? - Неволей меня за него отдали. А кума-то я любила. Думала, вместе в каторгу пойдем. Ан его в одно место, а меня в другое. Здесь она совершила редкое на Сахалине преступление. С оружием в руках защищала своего " сожителя". Он поссорился с поселенцами. На него кинулось девять человек, начали бить. Тогда она бросилась в хату, схватила ружье и выстрелила в первого попавшегося из нападавших. - Что ж ты полюбила его, что ли, сожителя? - Известно, полюбила. Ежели бы не полюбила, разве стала бы его собой защищать, - чай, меня могли убить... Хороший человек; думала, век с ним проживем, а теперь на-тко... Она утирает набежавшие слезы и принимается тихо, беззвучно рыдать. - Ничего ей не будет, - успокаивает меня смотритель. - Осудят, отдадут на дальнее поселение опять к какому-нибудь поселенцу в сожительницы... Женщины у нас, на Сахалине, безнаказанны. Действительно, с одной стороны - как будто безнаказанность. Но какое наказание можно придумать тяжелее этой " отдачи" другому, отдачи женщины, полюбившей сильно, горячо, готовой жертвовать своей жизнью. Не пахнуло ли чем-то затхлым, тяжелым на вас? Отжитым временем? Крепостным правом, когда так спокойно " отдавали", играя чужой жизнью и сердцем? Изо всех тюрем, которые мы только что обошли с вами, эта маленькая производит самое тяжелое впечатление. Карцеры Сыро, тяжелый, зловонный, невыносимый воздух, но довольно светло. Таково общее впечатление корсаковских одиночных карцеров при гауптвахте. Здесь содержатся одиночные подследственные и наиболее провинившиеся каторжные. Вот - Авдеев. Юноша, с неприятным лицом, отталкивающим взглядом. Необыкновенно циничный. Он производит впечатление волчонка, затравленного и злобного. Словно для дополнения сходства, он постоянно стоит около окошечка в двери и грызет дерево. Отгрыз уж порядочно, как будто точит зубы. Авдееву теперь около девятнадцати лет, а в пятнадцать он был уже признан неисправимым преступником. Авдеев приговорен к вечной каторге. В четырнадцать лет он совершил тягчайшее преступление: убил отца и мать*. _______________ * Убийство в Воронеже. - За что же ты их убил? - За что убивают? За деньги! Его коротенькая жизнь - целый роман. Его незаконный отец - офицер. Мать - пленная турчанка. Отец сошелся с ней во время последней войны и привез, вместе с прижитым ребенком, в Россию. Ни отец ни мать не любили этого несчастного малыша. Довольно состоятельные люди, они совсем забросили ребенка. Авдеев еле умеет читать. - Известно, если бы хорошо со мной обращались, - не зарезал бы! О своем преступлении Авдеев говорит спокойно, хладнокровно, цинично. - Деньги были хорошие, - тридцать тысяч. Удрал бы за границу, - и все! Да нет, пьянствовать начал! Известно, мал был, глуп еще! В каторге Авдеев выходит из карцера, чтобы лечь на кобылу, под розги, - и встает с кобылы, чтоб сесть в карцер. Он упорно отказывался работать. Пробовал бежать, - поймали. За время каторги он успел получить 500 - 600 розог. И об этом говорит так же спокойно, хладнокровно и цинично. - Да почему же ты отказываешься работать? - А так! Не хочу - и не стану. - Да ведь что же впереди? Задерут! - Задрать не смеют. - Да ведь больно? - Больно, - терпеть нужно. - Неужели же это лучше, чем работать? - Известно, лучше. Отдерут, - да перестанут. А работа-то с утра до ночи, каждый день. - Ну, а в карцере сидеть разве приятно? - Ничего! Сидят люди!.. А только я вам прямо говорю: работать не буду! Положите, дерите хоть до смерти, - не буду! Он производит тяжелое впечатление. На меня лично он произвел впечатление " задерганной лошади". Лошадь, которую сильно дергали и нахлестывали, которая остановилась и упрямо ни за что не сделает ни шагу вперед, как бы ее ни били. В таких случаях мало-мальски опытные кучера дают лошади просто немного передохнуть. И мне кажется, что хорошая доза бромистого калия оказала бы куда большее действие, чем розги, на этого болезненно-раздраженного, со взвинченными нервами, отвратительного и глубоко несчастного юношу. Рядом с ним - бывалый каторжник Бабаев. Армянин Эриванской губернии. С симпатичным лицом, на котором во время разговора играет добрая, заискивающая, вкрадчивая улыбка. Маслянистые глаза, вечно как будто покрытые влагой. Мягкий, приятный голос.
|
|||
|