|
|||
Юлиан Семенович Семенов 10 страница- Стоило ли ради этого сажать Люса в тюрьму? - По букве закона я мог это сделать, Юрген. - Понимаю. Но мы отвлеклись от Люса... - Нет, мы не отвлекались от Люса. Это ты меня навел на Люса, и я не совсем понимаю, зачем тебе это надо, когда мы исследуем Кочева. Мы должны рассматривать Люса как эпизод в цепи непонятной комбинации, которую все время кто-то норовит разыграть против нас с тобой, против нашего закона. Главное ведь, что волнует нас с тобой: где Кочев? Как нам выпутаться из этого дела, которое красные так мастерски - по твоим словам - используют против нас? Я ищу Кочева, а Люс сидит у меня лишь потому, что я веду дело Дорнброка. Понимаешь? В этом есть свое преимущество. - Теперь понимаю. Он дал какие-нибудь показания в связи с Кочевым? - Никаких. Конкретно - никаких. - А косвенно? - Он отрицает, что знал Кочева, когда проводил съемку своего фильма < Берлин остается Берлином>. - Вы не позволите мне взглянуть на эти показания? - Пожалуйста... < Вот и все, - удовлетворенно подумал Кройцман, - все дело сейчас ляжет на стол, и я просмотрю его и пойму, как он вышел на то, что интересует Бауэра>. Берг достал из сейфа тонкую папку и положил ее перед Кройцманом. - Я всегда режу дела на эпизоды, - пояснил он, - здесь как раз то, что тебя интересует... Видишь, - он кивнул на открытый сейф, - эту гору... Все эпизоды разложены по папкам. < Сволочь, - ожесточился Кройцман, - старая сволочь>, Он пролистал папку и сказал: - По-моему, Люс дает искренние показания. - По-моему, тоже. Только надо их до конца подтвердить во времени и месте: свидетелями, данными возможного наблюдения... - За ним наблюдали? Кто? Ваши люди? - Не только наши. За мной тоже, я заметил, стали наблюдать. Вряд ли за мной наблюдают наши люди... - Вы позволите мне проверить, кто наблюдает за вами?.. - Пока не стоит. А вдруг это у меня начинает проявляться мания подозрительности? Если за мной смотрят красные, то наша контрразведка, надеюсь, сможет охранить меня... Хотя, впрочем, от чего меня охранять? Хоть я и бабник, но забыл, как это делается; пить не могу - язва... Работа - дом, дом - работа. - Вы отрицаете возможность того, что вся эта история с Кочевым провокация коммунистов? От начала и до конца? - Смысл? Какой им смысл? - Мы - фронтовой город, мы наводим мосты, а здесь исчезает их гражданин. - Он не исчезает. Он скрывается здесь, по нашим версиям... - Все верно. Ну а если все же подумать о моей версии? Она ведь бьет и по Люсу. Раньше он делал фильмы против нацистов, которые так хвалили на Востоке, а теперь делает заявление в печати о том, что мир обречен и никто не в силах его спасти. Может, он отошел от них? Чтобы никто не упрекал его в прямой связи. Агент должен быть нейтралом в политике, иначе он бесполезен. - Интересное предположение. У тебя есть какие-нибудь факты? - Пока нет. - Что значит < пока>? Ты их ищешь? Помимо меня? - Разведка не входит в мое ведомство, но они ведь тоже не спят в своем доме. - Может быть, ты поможешь мне связаться с ними для обмена информацией? - Вы заметили, что я на это время выключил диктофон? Я говорю то, что мне шепнули друзья в конфиденциальной беседе. < Ну-ну, - подумал Берг, - твой выключен, а мой диктофошка пишет>. - А если вы докажете непричастность Люса ко всему этому делу и отпустите его - будете вы готовы мотивированно объяснить происшествие с Кочевым? - Юрген, я ничего не буду делать специально для красных. Я все буду делать для нас, для нашего закона. И потом, я не совсем увязываю: вначале ты говорил о политике < наведения мостов>, а теперь о провокации коммунистов. - Как раз это и увязывается. Чтобы сорвать нашу политику наведения мостов, они должны убедить общественное мнение, будто наш берег ненадежен. - Сейчас понял. Ты позволишь мне поразмыслить над твоими словами? - Конечно. А я пока пороюсь в папках - для себя, если позволите. - Нет, сынок, не стоит... Там много моих пометок, и это рабочие материалы, а пометки твоего бывшего учителя могут запечатлеться в твоем мозгу, и это будет плохо, потому что ты можешь оказаться в плену моей версии. - Значит, у вас есть версия? - Да. Она отличается от твоей. По-моему, Кочев здесь в Берлине, но почему он здесь и где - это я собираюсь выяснить в течение ближайших трех - пяти дней. Если этот срок тебя не устраивает, тогда я готов передать дело другому человеку, оформив материалы таким образом, чтобы не было горы эпизодов, а лишь единая папка... - Я буду докладывать министру и советнику Винцбеккеру в МИДе. - Боюсь, их этот срок не устроит, а? - Если они будут возражать, я стану спорить с ними. - Вряд ли ты переспоришь министра... - Я попробую сразиться с ними. Я вижу, вы не хотите, - Кройцман спрятал диктофон в портфель, - раскрывать все карты, и это ваше право. Я могу более настойчиво просить вас показать мне все дело, чтобы составить полное представление, но я не сделаю этого, потому что я вам многим обязан в жизни. Без ваших уроков я бы не был юристом, я был бы обыкновенным болтуном, каких сотни в наших органах юстиции. - Если хочешь, мы можем вместе пообедать и там поболтаем еще с часок. - С удовольствием. < У старика есть данные против Бауэра, - подумал Кройцман, помогая прокурору Бергу надеть плащ, - он ведет серьезную игру, и он будет бить наотмашь, когда соберет доказательства>. - Я жую котлеты, но тебя я накормлю великолепным бифштексом. Знаешь, я даже сам, наверное, сегодня съем бифштекс, чтобы поднабраться сил. Судя по всему, мне предстоит драка не меньшая, чем тебе... Я тут поболтал один вечер с моими ребятами из прессы, многое объяснил им, но попросил, чтобы они пока помолчали. Они пообещали, что будут в драке, если она начнется, на моей стороне... Им легче, - Берг посмотрел в глаза Кройцману, - над ними нет министров. - Это верно, - вздохнул Кройцман. - Это абсолютно верно... < Испугался, мальчик, - отметил Берг. - Очень хорошо. Теперь ты понял, что я не очень-то боюсь твоих разговоров с министром? Теперь ты понял, что я на все пойду в этой драке, особенно если разговор с Сингапуром сегодня ночью состоится, а завтра я получу показания из Гонконга... Но тебе пока про это не надо знать, мальчик. У тебя своя игра, а у меня своя. Только если для тебя это игра, то для меня это жизнь>. - Добрый день, господин Шевц... Прошу садиться. - Добрый день, господин прокурор. Спасибо. - Я вызвал вас в качестве свидетеля по обвинению редактором Ленцем режиссера Люса в подлоге и клевете. - Я не имею к этому никакого отношения. - Где вы работаете, господин Шевц? - Постоянно нигде. Я работаю время от времени по договору, чтобы обеспечить себе возможность для творчества. - Творчества? - Я поэт. - Где вы публиковались? - Пока нигде. Вы думаете, это так легко у нас - опубликоваться? - А разве трудно? - Еще как... Без связей попросту невозможно... Или если не поддержит какой-нибудь меценат... А я из рабочей семьи, откуда мне взять богатых покровителей? - Пожалуйста, взгляните на это фото. - Это я. Знаете, самое выгодное дело - наняться в какую-нибудь съемочную группу... Они неплохо платят, и потом, это временно... Люс снимал свою картину, и меня привлек один из его помощников. - В чем заключалась ваша работа в группе? Как называлась ваша должность? - Точного названия нет... Говорят: < Работает в окружении>. В тот день, когда я снят... - Какой это был день? - Из-за этого дня целая шумиха была на телевидении, я смотрел... По-моему, это было девятнадцатого, тут Ленц не прав. А может, двадцатого или двадцать первого, не помню толком, но только не двадцать седьмого. Ну вот... Они мне тогда сказали, что будут снимать, как отдыхает молодежь на пляже, попросили поболтать с разными ребятами так, чтобы собрать их в кружок... - Кто вас просил об этом? - Не помню. - Люс просил? - Нет, Люс сказал, чтобы я не смотрел в ту сторону, где они спрячут камеру. Чтобы все было естественно... - А кто вам сказал, что там Кочев? - Этот шпион? В очках? Никто не говорил. Я и не думал, что он красный... - Почему вы считаете его шпионом? - Потому что он предлагал мне деньги на издание книги... - Когда? - Вечером. Я ведь на пляже читал стихи, мы пили... Я читал стихи, а красный сказал, что это талантливо и что он любит такую поэзию. - Ну-ка, продекламируйте мне то, что вы ему читали... - А я не ему читал... Я же не знал, что он красный. Я читал всем. Я только потом узнал, кто он. Это у меня есть такой ноктюрн... Море идиотизма Пополняется ручьями глупости. Но ведь ручьи рождены снегом, Который тает? Возможно ли из белизны рожденье грязи? Где логика и в чем секрет проблемы? А может быть, бессилье чистоты Обречено на превращенье в ужас? А сила, пусть в крови, в истоме стали, В конце концов останется булатом С отливом синевы? Загнать моря в ручьи. Ручьи вернуть снегам. Снег пусть окован льдом. А я пусть стану тем, Кто властен над природой. Закон мой прост, но чист, Он требует любви, Свободы, силы. Он требует меня - для вас! Эй, ждите! Я иду! - Где-то перекликается с Энцесбергером... - С этим ублюдком? Господин прокурор, я стою с ним на разных позициях! Он же за волосатых! - Да? Может быть. Я ведь говорю как дилетант... Ну и что дальше? - Кочев сказал, что это интересно, и спросил, где это напечатано, а я сказал, что это написано чернилами на моих ягодицах. Простите, я, наверное, не имел права вам так говорить, но я ему так сказал, именно так. Он спросил: < Почему вы не публикуетесь, Иоганн? > А я ответил, что он столько же знает о нас, сколько мы о них, и он с этим согласился... А когда мы в центре разошлись, он предложил мне вечером повстречаться, он сказал, что хочет послушать мои стихи... Он сказал, что вечером пойдет в < Ам Кругдорф> > это такой маленький ресторанчик возле университета, и что мы можем перед этим с ним увидеться... Вот... - Дальше? - Мы с ним увиделись, а он говорит, что если мне нужны деньги на издание стихов, то он может мне помочь. < Или, - говорит, - давайте мне ваши стихи, Иоганн, я их покажу у нас дома, мы их напечатаем... > А я сказал, что, конечно, лучше мне одолжить деньги на издание книги... Он спросил - сколько, а я сказал, что я толком не знаю, сколько стоит издание поэтического сборника в маленькой типографии. Он спросил: < Тысяча марок устроит? > Ого, еще бы не устроила! А как мне их вернуть? Что, если я не продам книг на тысячу марок? Наши сволочи разве читают поэзию? Они только смотрят грязные фильмы из Штатов, где барахтаются в постели или стреляют ковбои... Спросите наших, кто читал Гете? Из тысячи один. А если и читали, то этого ядовитого Гейне... А он такой же немецкий поэт, как я французский. - Почему вы так настроены против Гейне? По-моему, он большой поэт. - А я разве сказал, что он маленький поэт? Он замечательный поэт, но он зол и дедуктивен, это свойственно людям его национальности. Разве Мендельсон плохой композитор? Но Вагнер выше. И Мендельсон в этом не виноват, я его, кстати говоря, обожаю. Он замечательный композитор. - В этом с вами трудно не согласиться... - Кочев, кстати, не согласился... Но неважно. Он, - продолжал Шевц, сказал: < Я дам вам деньги, и не думайте о том, когда вы их сможете вернуть... Но мне, - продолжал он, - как ученому-социологу, хотелось бы попросить вас о любезности... Сюда приедут мои друзья: познакомьте их с молодыми интеллектуалами, расскажите моим друзьям, кто и как думает о нас и о вас, о ваших нацистах, капиталистах, о Мао... > Я сразу смекнул, в чем дело... Он думал, что если поэт, то, значит, блаженный. Я сначала-то подумал: ну и возьму я ваши деньги, а ничего вам говорить не стану, но потом я сказал себе: < Иоганн, с этого нельзя начинать. Нельзя грязнить себя в самом начале... > И я ответил ему: < Идите прочь! Ищите себе агентов в республиканском клубе! > Он засуетился, стал говорить, что я его не так понял, а я повернулся и ушел... - И больше с ним не встречались? - Нет. - Где вы с ним увиделись? - Возле остановки метро. - Какая станция? - Онкл Томс Хютте... - В какое время?.. - Часов в одиннадцать... - Он стоял в метро или был наверху? - Там же все наверху! - Вы не путаете? Может быть, вы увиделись с ним в центре? На станции Шмаргендорф? Если вы говорите, что увиделись в одиннадцать часов? - В центре? Нет... По-моему, нет... Да нет же, конечно, возле метро... - Почему вы не сказали об этом раньше? - Не дело поэта таскаться по полициям. Его дело - самому быть честным... - Вы утверждаете, что Кочев предпринял попытку вербовать вас? - Конечно. А как же иначе можно это расценить? - Иначе? Можно и иначе... Представьте, что его друзья собираются к нам и что действительно они интересуются, чем живут наши молодые интеллектуалы... - А деньги мне зачем предлагать? Они же приезжают сюда с пустыми карманами. - Кто? - Коммунисты. - Откуда вам это известно? - Это всем известно. - Лично мне это неизвестно. От кого вы узнали, что коммунисты приезжают к нам с пустыми карманами? - Да все так говорят... И, кроме того, я читал об этом... - Где? В какой книге? - У этого... Ну, как его... У Флеминга... - В какой книге? - Я не помню. В какой-то из его книг... - Вы это утверждаете? - Что? - То, что именно в одной из книг Флеминга вы читали, что коммунисты приезжают за границу с пустыми карманами? - Да. - Вы настаиваете на этом утверждении? - Я не понимаю, какое это имеет отношение... - Большого значения это не имеет, но в книгах Флеминга утверждается как раз противное - что все коммунисты приезжают на Запад с огромными деньгами, потому что они работают на КГБ... - Откуда же я мог узнать про это? Ума не приложу... - Об этом известно нашей разведслужбе, контрразведке, но это не суть важно сейчас... Сколько времени продолжался ваш разговор с Кочевым? - Минут двадцать. А что? - Ничего. Всегда, когда получаешь интересные показания, интересуешься подробностями. Итак, вы проговорили полчаса? - Да. Минут двадцать - полчаса... - Какие вы стихи ему читали? - Где? - Ну, когда увиделись вечером... Он же пригласил вас, чтобы вы почитали ему стихи... - Я ему прочел поэму < Цветы, растущие в землю>. - А еще что вы ему читали? - Несколько стихов из последнего цикла... - Во что он был одет? - Он? Как во что? - Он был в пиджаке или нет? Если в рубашке, то какого цвета?.. - Вот этого я не помню. - Не может быть, господин Шевц, не может быть. Всему верил, а этому поверить не могу... Поэт, который не помнит такой пустяковой подробности... Давайте я буду вам помогать... На нем был черный костюм? - Не-ет... Тогда ведь было жарко... - Он был без пиджака, в белой рубашке? - Нет... Кажется, в какой-то цветной... - Сейчас, минуту... - Берг отошел к сейфу, достал показания Урсулы и прочитал то место, где она описывала, во что был одет Кочев: < Легкий серый костюм, который переливается на солнце, и в белой рубашке с дырочками>. - Но пиджак на нем был? - Нет. Нет, он был без пиджака, в цветной рубашке... - Вы готовы подтвердить это под присягой? - Я лучше скажу, что я не помню, во что он был одет. - Хорошо. Откуда он доставал деньги? - Деньги? Из заднего кармана брюк. - А брюки какого цвета? - Не помню. Кажется, темные... Ночью все кажется темным... - А сколько стихов из вашего последнего цикла вы прочитали Кочеву? - Там всего восемь стихов. - Сколько это страниц? - Двенадцать... - Как, по-вашему, он разбирается в поэзии? - Да. Что да, то да. Он понимает поэзию. - Он разбирал ваши стихи? - Да. И делал это интересно. Очень интересно. Поэтому я и развесил уши. Поэтому я и стал заглядывать ему в глаза, до той минуты, пока он не начал меня вербовать... - Хорошо. Спасибо. У меня остался к вам последний вопрос, Иоганн Шевц... - Пожалуйста, господин прокурор... - Вы состоите членом какой-либо партии? - Я?! А что? Нет, не состою. - Какой партии вы симпатизируете? - Партии поэтов... - Прекрасный ответ. Ну а теперь ответьте мне: зачем вы лжете? - Кто? Я? Я вам не лгу. - Все, что вы мне сказали, правда? - Да. Все это правда. - Тогда я сейчас включу магнитофон, и вы мне прочитаете вашу поэму, а потом последний цикл, а после этого я их разберу... Страница - это две минуты времени, Шевц... Итого вы читали Кочеву ваши стихи в течение сорока четырех минут. И он, как вы говорили, неплохо разбирал вашу поэзию... Тоже минут двадцать. Потом он вас < вербовал> в течение десяти минут, как минимум... Итого вы с ним провели час двадцать четыре минуты. А от метро до кабачка < Кругдорф> десять минут езды или тридцать минут ходу. Значит, если вы встретились у метро в одиннадцать часов и вы настаиваете на том, что это было именно в одиннадцать, то как Кочев мог оказаться в < Кругдорфе> в одиннадцать тридцать, причем добирался он туда пешком? ... Наблюдение, пущенное за Иоганном Шевцом, принесло то, что и ожидал Берг: сначала поэт ринулся на квартиру местного руководителя НДП, а после позвонил по телефону к человеку, который встретился с ним на Сименштадте, а оттуда, после беседы с поэтом, поехал к Айсману. ... Человек этот был Вальтер, связник Айсмана по НДП. - Господин Ауфборн, вы утверждаете, что находились в кабинете редактора Ленца, когда к нему пришел помощник Люса и передал пленку? - Да. - Как представился посланец Люса? - Он просто сказал: < Редактор Ленц, мой босс хочет предложить вам сенсационный материал, а мне за то, что я его принес, следует к уплате тысяча марок>. - < Что за материал? > - < О том болгарине, который дал деру>. - < Пойдемте в наш кинозал... > - сказал Ленц. - Вы не видели, как Ленц платил человеку Люса деньги? - Нет. - Как его звали? - Он не назвался. Просто сказал: < Я от Люса>. - Вы говорили, он представился помощником Люса? - Нет, это неверно. Это я так понял его... Вообще-то, он сказал: < Я от Люса>. - Опишите его. - Очень неприметная внешность. Я еще удивился, что в кино существуют такие неприметные люди. Шатен, небольшого роста, в коричневом костюме... - В какое это было время? - Часов в двенадцать или около этого. - То есть во время обеденного перерыва? - В редакции не очень-то соблюдается обеденный перерыв. Все время горячка. - Вот я тоже не соблюдал обеденных перерывов и нажил себе язву двенадцатиперстной кишки... - У меня была язва до фронта... На фронте все зарубцевалось. - Вы на каком фронте воевали? - Я был все время на севере. Помогали финнам, потом был в Норвегии. - Вы проходили денацификацию? - Да. У англичан. Сразу после войны меня сунули в лагерь только за то, что наша часть была приписана к СС. А я и в глаза-то не видел этих палачей... Неужели я виноват в том, что на горнолыжников напяливали черную форму? - Сколько времени вы провели в лагере? - Семь месяцев. - К суду вас потом привлекали? - Тогда всех привлекали к суду. - Я понимаю... Всех привлекали, почти всех... Но вас, именно вас, привлекали? - Да. - Вы были осуждены? - Осужден?! Я был оклеветан! - На сколько лет вас оклеветали? - На пять лет. - За что? - Они, видите ли, обвинили нас в том, что мы сожгли какую-то партизанскую деревню в Норвегии. А мы не сжигали никакой деревни. Там убили трех наших ребят и вели по нас стрельбу с крыш. Мы, естественно, отвечали тем же... - Как давно вы работаете у Ленца? - С тысяча девятьсот сорок седьмого года. - То есть сразу же после освобождения из тюрьмы? - Да. - Вы сидели в одной камере с Ленцем? - Да. - И сразу же начали вести отдел спортивных новостей? - Да. К черту политику! Только секунды и минуты... Я даже перестал заниматься предсказанием чемпионов, хватит! Все паши беды оттого, что мы не знаем, на кого и когда ставить... - Ставьте на... - Берг осекся и вздохнул. - Ладно... Бог с ними, с предсказаниями. Кто еще был в кабинете Ленца, когда пришел помощник Люса? - Нет, не помощник Люса, а человек от Люса. - Да, да, я понял и записал это ваше уточнение. Когда в кабинет Ленца вошел Диль? - Кажется, к концу нашей беседы. - Что он мог слышать из разговора? - Наверное, лишь заключительную часть... - Господин Диль, что вам известно о посещении редактора Ленца человеком от Люса? - Почти ничего, господин прокурор. Редактор Ленц, одеваясь, сказал Ауфборну, что он надеется через час вернуться. < Мы быстро посмотрим этот материал, - сказал он, - и вернемся. Игра стоит свеч>. - В каких частях вы служили, господин Диль? - Я не воевал. Я работал в тылу. - После войны вы привлекались к ответственности? - Вы меня вызвали в качестве свидетеля по делу Люса. Какое отношение ваш вопрос имеет к этому делу? - Словом, вам бы не хотелось отвечать на этот вопрос - я верно вас понял? - Да. - Благодарю вас, у меня к вам больше ничего нет. Одно только уточнение: человек Люса был невзрачен собою, шатен, в коричневом костюме? - откровенно посмеиваясь, спросил Берг. - Вас, видимо, удивила его внешность: человек из кино, а такой ординарный... Не так ли? - Вы правы, господин прокурор, в его внешности не было ничего приметного. - Да уж конечно, если б там было что-нибудь заметное, вы бы не могли этого не отметить для себя: все-таки восемь лет работы в полиции у нацистов - это большой срок... - Я протестую, господин прокурор! Я работал не в полиции нацистов, а в полиции Германии. Вы тоже работали, пользуясь вашей терминологией, в органах юстиции у гитлеровцев. - Между прочим, вы совершенно правы. Да, господин Диль, я действительно работал в органах юстиции при гитлеровцах, и даже то, что вы карали, а я пытался защищать, - даже это не успокаивает мою совесть: ведь я работал у гитлеровцев, господин Диль. - Редактор Ленц, я допросил ваших свидетелей. Они дали вполне убедительные показания. Прежде чем мы приступим к следственному эксперименту, я бы хотел вернуться к вопросу о публикации в вашей газете интервью с болгарином. - Теперь, когда, кажется, все становится на свои места и все поняли, что я пал жертвой провокации, я вам отвечу. После того как помощник Люса прокрутил мне материал и я уплатил ему деньги, он передал мне интервью с болгарином. - И фотографию Кочева он тоже передал вам? - Да. - Как вы объясните тот факт, что он вам дал фотографию не из отснятого Люсом материала, а с паспорта Кочева? - Вы убеждены, что мы напечатали фото Кочева с его паспорта? - Так утверждают болгары. - Я не могу, конечно, опротестовывать заявление болгар... Они это официально утверждают? - Вполне. - Естественно, я не могу их опротестовывать... Вероятно, вызвав на допрос помощника Люса, вы сможете задать ему этот вопрос и потребовать мотивированного ответа. - Вы правы. Прошу вас ответить мне: согласны ли вы встретиться с помощником Люса? - Конечно. - Тогда я попрошу вас пройти в соседний кабинет. Они перешли в большой зал, где была собрана вся группа Люса: ассистенты, помощники, звукооператор со своей командой, помощники продюсера, шоферы, обслуживавшие < лихтвагены> и < тонвагены>, привлеченные статисты. Сам Люс сидел поодаль, на отдельном стуле, а за ним стоял полицейский. - Пожалуйста, укажите мне, господин Ленц, человека, передавшего вам за тысячу марок материал, отснятый Люсом. Ленц попросил: - Включите, если можно, верхний свет, тут довольно темно. Берг неторопливо подошел к двери и повернул выключатель, Дрогнув голубым, беззащитным поначалу светом, мертвенно засветились большие плафоны. < Почему этот покойницкий свет называют дневным? - подумал Берг. Какая глупость! Это все реклама... > - Так лучше? - спросил он Ленца. - Да, благодарю вас. Ленц дважды очень внимательно оглядел собравшихся здесь людей и сказал: - Простите, господин прокурор, но здесь того человека нет. - Продюсер Шварцман, - обратился прокурор к маленькому человеку, то и дело утиравшему со лба пот, - кто из вашей группы не явился? - Здесь все наши люди. Все, без исключения. Даже те, кого мы привлекали на суточные договоры. Прокурор обернулся к Ленцу и вопросительно посмотрел на него. - Нет, - повторил Ленц, - здесь нет человека, назвавшего себя помощником режиссера Люса. - Вы не звонили Люсу после того, как его помощник продал вам материал? - Зачем? - Ну, для проверки, страховки, что ли... - Страховкой занимаются банки, господин прокурор, мое дело - газета. - А если, как это сейчас выясняется, у вас был проходимец, провокатор? - Я могу только сожалеть об этом... Я хочу принести свои извинения режиссеру Люсу и посоветовать его продюсеру тщательнее хранить отснятый материал... Мы, газетчики, умеем хранить наши тайны. - Продюсер Шварцман, кто у вас имеет доступ к отснятому материалу? - Я хочу ответить редактору Ленцу, - сказал продюсер, - мы тоже умеем хранить наши тайны. Вы воспользовались краденым товаром, Ленц... Вы поступили как перекупщик краденого... Отснятый материал хранится в нашем сейфе, и доступ к этому материалу имеем только я и режиссер Люс. - Он достал из кармана ключ и показал его прокурору. - Вот этот ключ, и еще один такой сделан для Люса. И все. Больше никто не мог получить материал, кроме нас! Никакой мифический помощник не мог получить этого материала. - Значит, вы хотите сказать, - спросил Берг, - что лишь вы и Люс могли продать материал Ленцу? - Да. Пусть он обвинит в этом нас, а не мифического помощника. Пусть он обвинит в этом меня. Я посмотрю, что из этого получится! - Я должен защитить редактора Ленца, - откровенно зевнув, сказал Берг, - извините, господа, я сегодня почти не спал. Мы проводили экспертизу в ателье... Вот заключение экспертов, - он протянул листки бумаги Шварцману, - здесь акт обследования вашего сейфа. Он был вскрыт, ваш сейф. Он был вскрыт дважды. Один раз, вероятно, когда брали материал Люса для копировки, а второй раз, когда этот материал положили обратно. К сожалению, нам не удалось узнать, когда это случилось. Экспертиза, которую я проверил с пленкой, дала мне, правда, несколько иные данные... Но сейчас не время об этом... - Какие-то провокаторы, - воскликнул Ленц, - хотят сталкивать лбами немцев, придерживающихся разных политических взглядов! Мой дорогой Люс, я прошу у вас прощения! Я готов понести ответственность за излишнюю доверчивость! Это для меня хороший урок на будущее... Страшно, конечно, в каждом видеть провокатора или врага, но если нас... - Хорошо, - перебил его Берг, - это все для прессы, господин Ленц. Вы свободны. Через два часа после того как Берг закончил эту комедию, он получил сообщение: Кочев запросил политическое убежище в Южно-Африканской Республике. В пространной статье, опубликованной в Иоганнесбурге, он писал: < Моя мать поймет меня и простит. Мои друзья, которые ведут в Софии, Праге, Будапеште, Белграде и Москве неравный, но благородный бой с тиранией, простят меня и поймут. Я знал, что КГБ повсюду имеет свою агентуру и они легко могли похитить меня из Западного Берлина, - именно поэтому я запросил убежища здесь, в ЮАР. Я не буду вести никакой борьбы против режима. Пока что я буду отдыхать и думать, как мне найти самого себя в свободном мире. О том, к какому решению я приду, я сообщу через печать>. СХВАТКА _____________________________________________________________________ Кройцман прибыл в Гамбург поздним вечером. Сразу же с вокзала он поехал в дом к адвокату Енеке, который обычно по пятницам собирал у себя близких друзей на < сеансы продления молодости>. Приезжали выпускники Боннского университета: < студенты> располагались в баре, а жены студентов, одна из которых, фрау Никельбаум, уже успела стать бабушкой в свои сорок лет, болтали наверху, в холле, где им были приготовлены кофе и мороженое. Кройцман приехал к своему университетскому приятелю именно сегодня отнюдь не потому, что тот приглашал его к себе уже два года кряду. - Зазнался, бурш, - говорил Енеке своим низким рокочущим басом по телефону, - это поразительно, как меняются люди, став членами кабинета министров! Кройцман, я презираю тебя! Более того, я тебя ненавижу! Если ты не приедешь ко мне на уик-энд, я обвиню тебя через прессу в высокомерии и зазнайстве! - Хорошо, - ответил Кройцман, - я буду у тебя вечером. Краузе сегодня у тебя? - Конечно! Даже если он засидится в газете, попозже он обязательно придет. Он тебе нужен?
|
|||
|