Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





?> Издательство «Сова», 2002 ?> ЗАО «Издательство 8 страница




РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И ВРАЖДЕБНОСТИ

Во многих работах, касающихся проблем лидерства1, можно обнаружить разные определения понятия лидерства. Однако наиболее характерные черты лидеров, рассматриваемых в этих работах, во многом совпадают. В качестве лидера чаще всего выступает человек, который эффективно руководит (направля­ет, командует) группой людей, осуществляющих определенный вид деятельности.

За время своей практики в качестве психотерапевта и семей­ного консультанта я детально исследовал образ жизни более 5000 человек, приблизительно 5% из которых были признаны лидерами. Конечно, многие из них имели серьезные наруше­ния, так как они обращались ко мне за профессиональной по­мощью. Следовательно, их вряд ли можно считать типичными представителями. С другой стороны, хорошо известно, что мно­гие выдающиеся люди обращаются к психотерапевтам, и поэто­му, возможно, наблюдаемые мной случаи являются достаточно распространенными.

Мой опыт показывает, что лидеры на самом деле обладают определенными сходными чертами, и у многих складывается

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

впечатление, что лидерами становятся именно благодаря этим чертам.

Если быть очень кратким, основными характерными черта­
ми лидера являются:                                     

1. Энергичность и амбиции, которые направлены на дости­
жение определенных целей.

2. Твердость в выполнении принятых решений; если же ре­
шение оказывается неверным, лидер стремится быстро и кон­
структивно исправить ситуацию, а не тратить время на пустые
сожаления о допущенных ошибках.

3. Уверенность в себе на работе. Это ни в коем случае не озна­
чает, что лидеры обязательно обладают уверенностью в себе, са­
мопринятием или тем, что Карл Роджерс называет «безусловным
позитивным отношением». Они могут строго осуждать себя в слу­
чае неудачи, но они обычно чувствуют, что в будущем обязатель­
но добьются успеха.

4. Высокий уровень интеллектуальных способностей.

5. Настойчивость, упорство и высокая работоспособность.

6. Глубокие познания в области своих профессиональных ин­
тересов; широкий кругозор.

7. Отсутствие чрезмерной тревожности; лидеры обладают
достаточным спокойствием и выдержкой, чтобы достичь по­
ставленной цели.

8. Терпимое отношение к другим; по крайней мере, в основ­
ной сфере деятельности.

За время свой практики я пытался помочь гораздо большему ко­личеству людей (приблизительно 1500 человек), которые облада­ли несомненными способностями и интеллектом, но являлись дра­матическими неудачниками в определенной сфере деятельности. Многие из этих людей, если бы они преодолели свои затрудне­ния, могли бы стать настоящими лидерами. Психотерапевты ра­ционально-эмоционального подхода пытаются показать таким людям, как убрать свои эмоциональные блоки и как реализовать свои задатки лидера; и в большинстве случаев весьма успешно. В настоящее время среди известных деятелей любой области, будь то искусство, наука, преподавание, индустрия, религия или меди-


Рационально-эмоциональный подход

цина и психология, есть и те, кому, вероятно, помогли реализо­вать свои возможности с помощью методов рационально-эмоцио­нальной и активно-директивной терапии.

Что происходит, когда люди с задатками лидера осуждают себя за то, что они не совершенны, других — за совершение плохих поступков и мир — за то, что он недостаточно прост? Происхо­дит очень многое — и почти все это является негативным. Прак­тически любое лидерское качество искажается или исчезает, когда потенциальный лидер забивает себе голову глупыми пред­положениями о себе и мире.

1. Если человек считает, что он должен чего-то достигнуть, то он неизбежно осуждает себя за неудачи. В результате он может утратить свои намерения, так как убедит себя, что ситуация была бы катастрофичной, если бы он сохранил свои амбиции в дан­ной области и не добился бы чего-либо гениального! Следовательно, его амбиции тоже могут ослабнуть.

2. Осуждающий себя человек, который боится неудачи и ко­торый связывает собственную значимость с успехом в профес­сиональной деятельности, не способен уверенно принимать и отстаивать важные решения. Предположим, что он принял не­верное решение или другое решение было бы лучшим, чем то, которое он уже принял. Такая ситуация поставила бы его на грань личной катастрофы, и его способность грамотно управ­лять ситуацией резко снизилась бы.

3. Стремящийся к совершенству во всем, сверхтребователь-ный человек быстро теряет уверенность. Если он добивается успеха, он уверен, что он выполнил работу недостаточно хоро­шо. Если он не добивается успеха, он убеждает себя, что никог­да уже не сможет его добиться.

4. Если потенциальный лидер с выдающимися интеллекту-альными способностями сосредоточен на совершении правиль­ных поступков и получении одобрения со стороны других лю­дей, он часто ведет себя совершенно глупо. В результате он на­столько занят своим успехом у окружающих, что ему не удается использовать свой интеллект для выполнения своей работы. Более того, если он осуждает других за их ошибки и не может

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.