Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структурный анализ



Каждый человек имеет несколько состояний эго. На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем.
Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из трех состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.
Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.
Взрослый – рациональная и рассудительная составляющая личности. Взрослый – это аналитик, который перерабатывает информацию, вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.
Родитель - может проявляться двояким образом - прямо или косвенно:
*прямо – человек становится похож на своего родителя – поза, интонация, эмоции, способ мышления
*косвенно – набор инструкций и указаний, как себя вести, что можно, что нельзя – оставленные человеку его родителями.
Родитель определяет то, каким родителем будет человек для своих детей.
Родитель выдает готовые реакции и экономит силы Взрослого, избавляя от необходимости анализировать любую ситуацию.
Все три состояния эго важны для здоровья личности. В то же время, любое из состояний может  быть задавленным или чересчур разросшимся.

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Трансакционный стимул – действие, при помощи которого один человек показывает другому, что осведомлен о его присутствии.
Трансакционная реакция – действие, произведенное в ответ на транзакционный стимул.
Каждая реакция становится стимулом и может породить новую трансакцию.
Цель простого трансакционного анализа - выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию.

Реакция вида
Взрослый-> Взрослый, Ребенок-> Родитель – называется реакцией переноса
Взрослый-> Взрослый, Родитель-> Ребенок – называется реакцией контрпереноса
Подобные реакции приносят немало проблем в общении между людьми.

Простые дополнительные трансакции возникают чаще всего в совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.
Трансакции бывают:
*простые – во время транзакции задействовано 1 состояние эго
*скрытые – во время транзакции задействовано более 1 состояния эго
Скрытые транзакции бывают:
*угловые – один из участников задействовал 2 состояния эго, другой – 1.
*двойные – оба участника задействовали по 2 состояния эго.

ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ
Трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется одним из трех состояний Я: Родителем, Взрослым, Ребенком исходя из интересов человека и внешних обстоятельств.
Процедура - серия простых дополнительных Взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью.
Процедура целесообразна, если субъект деятельности, которого мы назвали агентом, наилучшим образом использует имеющиеся у него данные и накопленный опыт.
Вмешательство других состояний эго в дела Взрослого, снижает целесообразность процедуры.
Процедура эффективна, если субъект деятельности добился приемлемого результата.
Целесообразность – психологический критерий результативности деятельности. Эффективность – материальный.
Ритуал - стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами.
Ритуал бывает:
*неформальным
*формальным (более жесткий)
Многие формальные ритуалы начинали свое существование, как целесообразные процедуры. Впоследствии, ритуал передается из поколения в поколение под контролем Родителя. Хотя сам ритуал мог уже утратить первоначальный смысл.
Формальный ритуал как транзакция – это символ лояльности своему Родителю, попытка соответствовать Родительским требованиям, чтобы получить от него вознаграждение.
Неформальный ритуал (например, приветствие) имеет целью взаимные поглаживания и основан на тщательном интуитивном расчете их количества. Нарушение принятого порядка (например, уменьшение или увеличение количества поглаживаний) вызывает недоумение партнера. А регулярное нарушение соглашений может вызвать явное неодобрение.
Люди, не умеющие хорошо исполнять ритуалы или чувствующие себя при этом неуютно, иногда стараются избегать их, заменяя процедурами.
(Например, гости, которые любят помогать хозяйке готовить и разносить угощения во время званых вечеров. )

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ
Времяпровождение - серия простых, полуритуальных дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени.
Времяпровождения мало отличаются одно от другого. В зависимости от своего социального положения и индивидуальным особенностям, люди отдают предпочтения тем или иным времяпровождениям.
Одно и то же времяпровождение может отличаться по содержанию, в зависимости от того, в какой роли (Ребенок, Родитель, Взрослый) находятся люди.
Цель времяпрепровождений:
*структурирование времени
*создают условия для взаимных поглаживаний
*социальный отбор партнеров для более сложных отношений - игр
(в процессе времяпрепровождения Ребенок в каждом участнике внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности).
Специфическая особенность времяпровождений – их нельзя смешивать. Это вызовет раздражение участников.
Времяпрепровождения способствуют подтверждению ролей, избранных человеком, и укреплению его жизненной позиции. Эта позиция сформировалась еще в детстве. Позже человек стремится попадать в ситуации, которые ее подтверждают и наоборот - избегать, тех ситуаций, которые ей угрожают.

Определение
Игра - серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.
Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождении двумя основными характеристиками:
*скрытый мотив
*наличие выигрыша
Признаком игры могут являться наличие ловушки, конфликтность и драматичность происходящего, маневры и выигрыш.
Операция - простая трансакция или набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью.
Игры необходимо отличать от операций.
Игра может быть сознательной или бессознательной.
В бессознательные игры играют неискушенные люди. Именно этот класс игр имеет существенное значение при анализе общественных взаимоотношений.
Слово «игра» не должно вводить в заблуждение. Многие игры весьма серьезны.

Процесс воспитания ребенка можно рассмотреть, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. Ребенка обучают также процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, отвечающим его положению в конкретной социальной ситуации.
Игры имеют важное значение в жизни человека, т. к. именно они определяют, как человек будет пользоваться предоставленными возможностями, как он проявит себя в семейной жизни, как сложится его судьба.
Тем не менее, в нынешнем воспитании детей вопрос игр рассмотрен очень слабо.

Функции игры
Существенная особенность игры - это ее кульминация, выигрыш. Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить ситуацию, обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким расчетом, чтобы каждый следующий шаг в качестве побочного продукта тоже приносил максимально возможное удовлетворение.
Одна из функций игр - удовлетворительное структурирование времени; кроме того, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья.
Свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.
В более широком плане игры являются неотъемлемой и динамичной частью неосознаваемого плана жизни или сценария каждого человека; они заполняют время ожидания развязки сценария и в то же время приближают ее.

Классификация игр
Игры можно разделять по параметрам:
* количество игроков
* используемый материал (тематика игры)
* клинические типы (душевный недуг, который стал причиной игры)
* психодинамические характеристики (? )
* инстинктивным влечения: мазохистские, садистские, фетишистские и др.


Также важные параметры для игры:
* гибкость (главным образом, гибкость правил, по которым идет игра)
* цепкость (насколько легко от игры можно отказаться)
* интенсивность (серьезность игры, сила переживаний участников и т. д. )

Разбор игр
Словарь игр поделен на категории:
* Игры на всю жизнь
- Алкоголик
- Должник
- Побейте меня
- Ну вот, попался негодяй!
- Взгляни, что я из-за тебя натворил
*Супружеские игры
- Тупик
- Суд
- Фригидная женщина
- Загнанная домохозяйка
- Если бы не ты
- Посмотри, как я старался
- Дорогая
*Игры в компаниях, на вечеринках
- Какой ужас!
- Недостаток
- Гость-разиня
- Почему бы не.. Да, но
*Сексуальные игры
- Давайте, сразитесь
- Извращение
- Динамо
- Чулок
- Скандал
*Игры преступного мира
- Полицейские и грабители
- Как отсюда удрать
- Давай надуем Джо
*Игры на приеме психотерапевта
- Оранжерея
- Я только хочу помочь тебе
- Бедняк
- Крестьянка
- Психиатрия
- Глупыш
- Калека

Некоторые игры находятся на грани между несколькими категориями.
Порядок разбора игр:
* Название игры
* Тезис игры
* Роли
* Иллюстрации:
1) из детской жизни (откуда большинство игр и начинают свое существование)
2) из взрослой жизни
*Парадигма (транзакции на социальном и психологическом уровне)
* Ходы (как и в какой последовательности проходит игра)
* Вознаграждения:
1) внутреннее психологическое - делается попытка установить, каким образом игра увеличивает внутреннюю психическую стабильность;
2) внешнее психологическое - мы пытаемся установить, каких тревожных ситуаций или какой близости избегает Водящий;
3) внутреннее социальное - здесь мы приводим типичную фразу, употребляемую при игре с близкими людьми;
4) внешнее социальное - приводится ключевая фраза, произносимая в менее интимном кругу в игре или времяпрепровождении, производном от данной игры;
5) биологическое - мы пытаемся определить, какой вид " поглаживаний" данная игра предлагает ее участникам;
6) экзистенциальное - описывается жизненная позиция, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.
* Родственные игры

По большей части Берн разбирает вредные игры. Такова специфика психотерапевта – здоровые люди к ним не обращаются. Конечно же, существуют примеры и «хороших» игр, от которых и сам человек, и окружающие оказываются в выигрыше.

Впрочем, с «плохими» играми тоже стоит ознакомиться. Польза от ознакомления:
* Лучше познакомиться со своими собственными тараканами
* Лучше понимать мотивы окружающих.
* Учиться видеть суть происходящего, скрытую часть.
* Мудрее относиться к чужим драмам. Понимать, что в них случайно, что закономерно.

Игры могут быть полезны, но не стоит забывать, что они лишь суррогат близости, а зачастую и препятствие к ней.

Независимость от игр, как ее подразумевал Берн, включает в себя три способности:
1) Присутствие в настоящем – способность ощущать мир непосредственно таким, какой он есть (ощущать реальность чувствами, а не памятью. ). Присутствие предполагает жизнь сейчас, в эту минуту, не забегая в прошлое или будущее. Никуда не спешить.
2) Самопроизвольность – способность самому определять, чьи чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать в данный момент и как именно их выражать. Непредсказуемость. Свобода от навязываемых игр и запрограммированных чувств.
3) Близость – независимое поведение человека, свободного от игр, непредвзято принимающего окружающее, видящего мир глазами неиспорченного Ребенка, живущего в настоящем.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.