Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рисование пастелью



 

ПАСТЕЛЬ: ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА, ТЕХНИКИ... И СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ.  

 

Пастелью, как художественным материалом, пользуюсь давно, но решила посмотреть - может есть секреты о которых не знаю... Итак...

 

Пасте́ ль (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

 

 

Эдгар Дега " Женщина в синей шляпке" (бумага, пастель)1889

 

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан ЭтьенЛиотар, Делакруа. Выдающимсяпастелистом была и итальянская художница РозальбаКаррьера. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

 

З. Серебрякова " Портрет Е. Н. Гейденрейх в красном" 1923 г.

 

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

 

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

 

Есть три типа бумаги для пастели:

· наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата;

· пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки;

· бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа.

Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

 

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

 

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет своюпастельность, цвета становятся более глубокими.

 

Нина Дьякова

 

Рисование пастелью

 

У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью.

 

Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки, если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо. Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон.

 

 

Итак, начинаем работать цветом. На данном этапе главная задача - разобрать все по локальным цветам. Желтое пятно цветов, голубое пятно вазочки, зеленое пятно яблока. Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Цвета в пастели смешиваются между собой. Наносим штрихами, легко растираем мизинцем. Не трите сильно, лишь легкая растушевка. Можно использовать растушку из фетра, но все же рука лучше чувствует бумагу. Руки должны быть сухими и не жирными!

 

Пользуйтесь бархатной тряпочкой, она отлично очистит руки. У кого длинные ногти, это будет небольшой проблемой; ))



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.