|
|||
План прочтения рентгенограммы.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Рентгеноанатомия. Мы учим нормальную анатомию, чтобы отдифференцировать норму от патологии. До сих пор мы изучали её на трупном материале, а с помощью рентгеновского исследования мы можем не только изучать строение и топографию органов у живого человека, находящихся в состоянии прижизненного тонуса, но и правильно интерпретировать их функциональное предназначение. Рентгеновские исследования дополняют представления о строении живых органов. Мы с вами изучили скелет абстрактного человека. Но на его строение влияют и возраст, и пол, и внешние условия ( спорт, труд)Не может быть нормы вообще, она будет своя для людей разного пола, возраста, образа жизни, профессии. Тип телосложения влияет на форму и положение органов, что проявляется множеством вариантов строения, то есть индивидуальной изменчивостью. При изучении строения, положения различных органов у большого количества людей можно построить вариационную кривую. Наиболее часто встречающийся вариант строения или положения органа это НОРМА. Но по краям этой кривой находятся реже встречающиеся варианты строения. Это будут варианты нормы, которые не нарушают функцию органов. Например, у большинства людей имеется 12 пар рёбер, но может быть и 11 и 13. Поскольку эволюция шла по направлению уменьшения их числа, то вариант 11 рёбер будет прогрессивным, а 13 – регрессивным. Число лиц. Число рёбер. 11 12 13 Выводы о значении рентгеноанатомии. 1. Изучаем детали строения связанные с прижизненным тонусом органов. 2. Изучаем индивидуальную изменчивость. 3. Изучаем анатомию людей различных профессий 4. Изучаем возрастную анатомию Большой вклад в рентгеноанатомию внёс М. Г. Привес. Конрад Вильгельм Рентген открыл Х-лучи, названные в последствии его именем, в 1895 году. Уже в 1896 году В. Н. Тонков и П. Ф. Лесгафт стали их применять в рентгеноанатомии. В этом же году появились работы зарубежных учёных исследовавших сроки окостенения различных костей у большого количества обследуемых. Свойства рентгеновских лучей. 1. Эти лучи обладают проницаемостью. Степень проницаемости зависит от а. толщины объекта б. химического состава вещества. Чем больше атомный вес , тем больше эта ткань задерживает лучей. в. от длины Х-лучей 2. Они обладают химической активностью. Они на рентгеновской плёнке вызывают реакцию, благодаря которой серебро выпадает в осадок. Рентгеновское изображение негативное. Чем меньше прошло через ткани обследуемого органа лучей, то есть, чем больше их было задержано, тем меньше выпадает в осадок серебра и тем светлее будет изображение. Таким образом, мы увидим на рентгенограмме кости, но не увидим различные мягкие ткани, например, мышцы. Кости будут видны в виде просветлений, но мы их будем называть затенениями, а окружающее чёрное поле просветлением. Каждый снимок это проекционное наслоение всех тканей, которые находятся на пути лучей. 3. Они обладают биологической активностью. Рентгеновские лучи стимулируют рост тканей и могут быть причиной развития злокачественных новообразований. Ими также лечат опухоли. План прочтения рентгенограммы. 1. Сказать какая часть скелета изображена. 2. Сказать в какой проекции сделан снимок. 3. Определить к какому возрастному периоду относится пациент, снимок которого мы изучаем. 1)внутриутробный ( со 2-го месяца внутриутробного развития) 2)Детский период от рождения до 7 лет. 3)Предпубертатный период с 8до 12 лет(мальчики) с 8 до 11 лет(девочки) 4)Пубертатный или подростковый период с 13 до 16 лет (мальчики) с 12 до 15 лет(девочки) 5)Юношеский возраст Юноши с 17 до 21 года Девушки с 16 до 20 лет 6)Зрелый возраст С 22 до 60 ( мужчины) С 21 до 55 ( женщины) 7)Пожилой возраст С 61 до 74 лет ( мужчины) С 56 до 74 лет ( женщины) Разберём, что происходит в костной системе в этих возрастных периодах.
|
|||
|