Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примечания



" Петербургские строфы"
В литературе сложилась традиция, по которой Петербург связан с жёлтым цветом, но у Мандельштама он – чёрно-жёлтый – это цвета императорского штандарта; желтизна города – это " желтизна правительственных зданий", " желчь двуглавого орла". Возникает мотив тяжести, жестокости ( " Россия отдыхает тяжело", " тяжка обуза северного сноба", " государства жёсткая порфира", " дымок костра и холодок штыка" ). Столкновение двух Петербургов – имперского и человеческого – освещается почти по-пушкински. (вернуться)

" Адмиралтейство"
Архитектура классицистического Петербурга в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает и которого страшится. Адмиралтейство становится воплощением Петербурга и – через него – России. Этот образ насквозь проникнут реминисценциями. Пётр у Мандельштама не просто историческое лицо, а герой пушкинских " Стансов" ( " то мореплаватель, то плотник" ). Отсюда соединение мотивов зодчества и кораблестроения, " вещественности" (точного, обыденного слова) и " ассоциативности" (возвышенного словесного строя, открывающего выход в вечность). (вернуться)

" На площадь выбежав, свободен... "
В сборнике " Камень", наряду с образами петербургской архитектуры, силён образ Рима, не античного, но католического. Это противовес хаосу. Ключевым словом в образе Рима становится слово " свободный". Образы Рима и Петербурга смыкаются. Казанский собор напоминает поэту собор Св. Петра в Риме. Соприкасаясь с собором, его " рощей портиков", поэт чувствует себя " иностранцем", " русским в Риме". Лёгкость, свобода " римского" собора влекут Мандельштама больше, чем тяжёлый блеск Исаакия – духовного центра Петербурга, тесно соединяющегося с центром российской государственности – площадью Сената и Медным всадником. (вернуться)

" В Петропол епрозрачном мы умрём... "
В более поздней книге, " Tristia", Петербург, классический и имперский, превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. Греческое имя приравнивает город к исчезнувшей уже цивилизации, он становится подобен Атлантиде. Имперская тяжесть, прочность уступают место призрачности, хрупкости, которые смыкаются с темой холода, смерти. Прозерпина (в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствует древнегреческой Персефоне) приходит на место мудрой воительницы Афины. (вернуться)

" Дворцовая площадь"
Виссон – драгоценная ткань, от [< гр. byssos тонкий лён] – дорогая белая или пурпурная материя, употреблявшаяся в древней Греции и Риме.
Столпник-ангел – статуя ангела, увенчивающая Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петрограде (Санкт-Петербурге).
Чёрно-жёлтый лоскут – штандарт, императорское знамя (жёлтое, с чёрным двуглавым орлом). (вернуться)

" В Петербурге мы сойдёмся снова... "
Только злой мотор во мгле промчится – смысловая перекличка со стихотворением А. Блока " Шаги командора", котороеО. Мандельштам считал " вершиной исторической поэтики Блока".
Киприда (греч. миф. ) – одно из имён Афродиты, по острову Кипру, где был распространён её культ. (вернуться)

" Вы, с квадратными окошками... "
В стихах 1921 – 1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом. Это не соборы и правительственные здания, а " шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома", Гостиный двор, каток... Осколки старой жизни, её былого уюта. (вернуться)

" Ленинград"
Цветовая гамма Ленинграда – всё то же сочетание чёрного и жёлтого, разрушительной имперской сущности.
Образы последних четырёх строк стихотворения вызывают в памяти ассоциации с " Преступлением и наказанием" Достоевского, когда Раскольников стоит возле непрочно запертой двери в квартире только что убитой им старухи и слушает настойчивый, упорный звонок неожиданного гостя... Очевидно сходство деталей и самой архитектурно-бытовой среды у Достоевского и позднего Мандельштама (мотив бездомности, незащищённости, обреченности). (вернуться)

 

«Камень» – первая книга поэта, вышла в конце марта или в апреле 1913 года в издательстве «Акмэ» (СПб. ) на средства автора, тираж 300 экземпляров. В книгу включено 23 стихотворения 1909–1913 годов. Первоначальный вариант названия – «Раковина». Есть свидетельства, что название «Камень» подсказано лидером акмеистов Н. Гумилевым. Второе издание «Камня» вышло в декабре 1915 года (на титуле: Пг., 1916) в издательстве «Гиперборей» тиражом 1000 экземпляров. В сборнике 67 стихотворений, датированных 1908–1915 годами. Третье издание «Камня» появилось в Москве в 1923 году в серии «Библиотека современной русской литературы» (Госиздат), тираж 3000 экземпляров, художник А. М. Родченко. В издание было включено 76 стихотворений.

«Tristia». В 1920 году Мандельштам заключил договор с владельцем издательства «Petropolis» Я. Н. Блохом на издание книги стихов «Новый камень». Книга вышла в Берлине в 1921 году под названием «Tristia», предложенным поэтом М. Кузминым. Название «Скорбные песни» вызывает ассоциации с Овидием. В нее вошло 43 стихотворения, датированных 1915–1921 годами. Мандельштам был согласен с композицией сборника, но находил в нем много искажений и пропусков текста. Во многих письмах того времени поэт отмечал, что книга вышла против его воли. Свой вариант книги под названием «Вторая книга» поэт отдает в издательство «Круг». «Вторая книга» вышла тиражом 3000 экземпляров в 1923 году. В книге есть посвящение «Н. Х. » – Надежде Яковлевне Хазиной, жене поэта.

Ресурсы интернета: И. Сурат. Петербургский сюжет Мандельштама. ЖЗ Звезда, 2008 №5

Список источников к лекции «Петербург в стихотворении О. Э. Мандельштама «С миром державным я был лишь ребячески связан…». Бегство из империи»:

1. Лекманов О. А. Осип Мандельштам: жизнь поэта. М., 2004

2. Одоевцева И. В. На берегах Невы. М., 1988

3. Тимина С. И. Культурный Петеребург: ДИСК. 1920-е годы. СПб., 2012

Также мы хотели бы предложить вам прослушать любимую песню нашего преподавателя Вероники Разумец в исполении группы Сурганова и Оркестр на стихи О. Э. Мандельштама - «Ленинград».

Здесь вы найдете все самые знаменитые стихотворения автора и сможете погрузиться в самостоятельный анализ.
Узнать подробнее о Петербурге О. Э. Мандельштама можно на сайте, посвященном урокам литературы - literatura5. narod. ru

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.