|
|||
3. Организация и порядок разработки плана.В условиях рыночной экономики предприятия обрели полную самостоятельность. Однако существует отличие формирования плана производства продукции для госпредприятий и негосударственного сектора. Так план производства продукции разрабатывается госпредприятием самостоятельно и, после утверждения, представляется в вышестоящую организацию. Негосударственные предприятия тоже разрабатывают планы самостоятельно, но представляют в вышестоящий орган сведения только об основных направлениях своей деятельности. При разработке планов используется следующая информация: новые оптовые и закупочные цены; новые тарифы; договорные и свободно складывающиеся на рынках цены; система налогообложения, налоговые льготы и экономические санкции; порядок кредитования; порядок осуществления внешнеторговых финансовых операций; лимиты государственных централизованных капитальных вложений и основных видов материально-технических ресурсов. Структура и содержание плана производства продукции зависит от уровня планируемых звеньев, объектов и продолжительности периода, на который составляется план. Содержание плана производства продукции должно обеспечивать и обосновывать логичность всех его разделов, т. е. должна быть построена последовательная логическая цепочка; включены основные показатели, регламентирующие работу предприятия; выделены определенные виды лимитируемых ресурсов. Производственный план содержит следующие разделы: исходные данные для планирования; портфель заказов; план производства и реализации продукции; материально-техническое обеспечение; план по труду и заработной плате; организационно-технические мероприятия; финансовый (бюджетный); охрана окружающей среды; внешнеэкономические связи. Особое место занимает раздел формирования портфеля заказов. Портфель заказов формируется отделами сбыта на основе полученных заявок, составленных договоров. Полученные заявки распределяются по срокам выполнения в такой последовательности: - текущие заказы, обеспечивающие бесперебойную работу, которые подкрепляются договорами; - среднесрочные заказы, со сроком исполнения 1-2 года и более; - перспективные заказы, со сроком исполнения 2-5 лет. Структура плана производства представлена на рис. 2. 2. Важнейшим моментом при формировании портфеля заказов является анализ заказов, который включает: - оценку сделанных предложений – вид деятельности заказчика, вид предполагаемых услуг, финансовые условия, этапы проведения переговоров и т. д.; Рисунок 1. Структура плана предприятия
- определение возможного успеха среди конкурентов, по данным маркетингового анализа и количеству программ в среднесрочной перспективе; - анализ состояния рынка в среднесрочный период с учетом ассортимента и объема продаж, сегментации рынка, прогноза развития спроса; - обоснованность целей и стратегии работы на рынке в соответствии с целями и стратегиями предприятия. На основании заключенных заказов определяются: прямые издержки производства; потребность в рабочей силе; количество производственных часов на каждый заказ; предполагаемые сроки выполнения; потенциал каждого производственного заказ. Чем лучше сформирован портфель заказов (функция отдела сбыта), чем точнее сформулированы прогнозы производства и сбыта (плановый, производственный, снабжения и маркетинга) и чем выше доля реальных заказов по сравнению с прогнозом, тем конкретнее производственная программа. Для разработки проекта плана производства специалистами по планированию кроме маркетинговых прогнозов необходимо располагать сведениями о: - наличии и структуре производственных мощностей; - численном и профессиональном составе кадров; - финансовых средствах; - наличии и потреблении оборотных средств. Разработке проекта плана производства предшествуют предварительные этапы работы. Первый этап начинается с обстоятельного анализа хода выполнения текущего плана и разработки мероприятий по устранению потерь используемых ресурсов. Второй этап - работа с поставщиками и потребителями. Третий этап - определение объема, номенклатуры, ассортимента продукции и комплектующих узлов и материалов. Четвертый этап - заключение договоров с поставщиками и согласование с потребителями предварительных объемов, сроков поставки, технических условий. Пятый этап - определение объема новой продукции и снятие с производства устаревшей, неконкурентоспособной продукции. Шестой этап - оценка проекта плана. Оценку проекта плана дают работники аппарата управления. Процесс оценки включает следующие виды работ: - анализ проекта плана на соответствие целям и задачам предприятия; - взаимосвязь всех расчетных плановых показателей и их увязка; - анализ включенных в план технических решений, аттестации продукции; - анализ взаимодействия всех систем управления; - оценка уровня напряженности плана с учетом использованных производственных мощностей и качества выпускаемой продукции; - корректировка и полная сбалансированность материально-финансовых ресурсов и сроки исполнения. Если предприятие ориентировано на высокую степень автоматизации планово-учетных работ, то часто используют компьютерный программный модуль. Он позволяет формировать производственные заказы, оценивать объем полуфабрикатов, определять потребность в сырье, материалах, покупных комплектующих, трудозатратах. Договорные связи устанавливаются на договорных началах без лимитов и фондов. На основании всех поступивших заявок от потребителей отдел сбыта представляет развернутую номенклатуру (номенклатурный план) в планово-диспетчерский отдел на планируемый период. Из отдела технической документации необходимое количество экземпляров номенклатурного плана поступает в планово-экономический отдел и, после окончательного согласования и утверждения, номенклатурный план доводится до исполнителей. Номенклатурный план кроме перечня продукции с указанием количества содержит сроки выпуска продукции с целью своевременного выполнения поставок продукции потребителям. В условиях жесткой конкуренции в планировании наметались следующие тенденции: сокращение срока разработки планов, повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.
|
|||
|