|
|||
III. Основная часть1. Ребята, кто из вас может сказать, что такое интонация? А для чего она нужна? (выразительно передавать мысли, точно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания, чувства и отношение к вам). А я вам расскажу одну фантастическую историю. 2123-ий год нашей эры. Один профессор изобрел человекоподобных роботов, как две капли похожих на людей, и для испытания внедрил одного в 5 класс школы. Первым уроком была литература. Нужно было рассказать наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро». Робот монотонным голосом без пауз произнес: (кто из вас может голосом робота прочесть это стихотворение? ). Учитель поставил ему «тройку». Как вы думаете почему? (не выразительно, без пауз). Вторым уроком была физкультура, на которой дети играли в футбол. Когда один игрок мастерски забил гол, все громко закричали: «Ура! Гол! » А как закричал робот? (без выражения). Дети странно посмотрели на него. На перемене ребята пошли в столовую. Двое учеников сели за стол. К ним подошел робот и сказал: «Занято». Ребята переглянулись и ушли. А робот спросил у другого ученика: «Почему они ушли?! Тот ответил: «Ты же им сказал, что столик занят». Робот ответил: «Но я этого не утверждал, а спросил». Между ними разгорелся спор. Профессор, наблюдая за роботом, понял, что из его затеи ничего не вышло, и решил усовершенствовать своих роботов. Он внедрился в лабораторию русского языка одного научного центра и после долгих месяцев работы установил, что в устной речи очень важна интонация, и что она включает в себя следующие элементы: - мелодику (повышение или понижение голоса); - логическое ударение; - паузы; - темп речи; - ритм.
Выяснив это, профессор принялся за работу. И мы с вами сейчас рассмотрим все эти составные элементы интонации. 2. Логическое ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Поупражняемся в постановке логического ударения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание. Какие ударения можно поставить в этих фразах?
Вы сегодня приедете или кто другой? Вы сегодня приедете или завтра? Вы сегодня приедете или не приедете?
В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении. Поупражняемся, выделяя голосом все слова в предложении по очереди.
Брат переехал на новую квартиру. Вера набрала много ягод.
Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении, и вы увидите, как изменится ответ.
Ты завтра встречаешь сестру?
3. А теперь перейдем к следующей составляющей интонации - паузе.
Пауза - это временная остановка в звучании голоса, членящая речь на отдельные части. Пауза облегчает дыхание, позволяет сделать добор воздуха. Но самое главное - это то, что паузы помогают правильно понять смысл высказывания. Вспомним такую ситуацию «В стране не выученных уроков», когда двоечник Витя должен был определить место паузы (и, естественно, запятой) в приговоре: «Казнить нельзя помиловать». Скажите, где можно поставить паузу в этом предложении, и какой смысл приобретает фраза? Но пауза - это не простой разрыв в речевом потоке. Недаром существует такое понятие, как красноречивая пауза, красноречивое молчание. Прочитайте предложения парами и вы увидите, как в зависимости от паузы изменяется смысл высказывания.
1. Как обрадовали его успехи друга! Как обрадовали его успехи друга!
2. После ухода учителя в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс принесли журнал.
У нас | с братом беда. У нас с братом \ беда
Что, болит? - Что болит? Ну что, споем? - Ну, что, споем?
Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.
4. Темп речи - это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. Темп зависит от характера говорящего, содержания высказывания, от ситуации. Каждый жанр диктует свой темп произнесения. Например: скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их проговаривать: сначала медленно, потом в среднем темпе и быстро. При их проговаривании обращайте особое внимание на правильное и четкое произнесение звуков. Произносят хором: «Карл у Клары украл кораллы».
5. Тон - это эмоциональная окраска голоса человека.
Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания человека. Тон голоса может придать слову совершенно другое, иногда прямо противоположное, значение. Например, фраза: «Ну ты и хорош», произнесем ее с насмешливой интонацией, и она будет иметь другое значение. Еще В. Г. Белинский писал: «Дело не в слове, а в гоне, в каком это слово произносится».
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи а) А теперь произнесите фразу «Снег выпал», выражая голосом разные чувства (удивленно, безразлично, грустно, радостно, вопросительно, восклицательно, гневно, с ехидством, угрожающе). б) Аналогичное задание, только информацию о тоне вы получите из карточки. Вы будете по очереди произносить фразу, а ваши товарищи отгадают, каким тоном вы сказали. Даю время на подготовку. Фраза «Иди сюда». Напоминаю, что мимика и жесты очень помогут вам в выполнении этого задания. в) Сейчас я вам раздам тексты. Вы должны будете произнести речь героев нужным тоном. Тайна (тон - таинственный, голос интригующий) Я тебе открою тайну, Никому не говори! Если рано ты проснешься, Если встанешь до зари, Если тихо выпьешь чаю, Если выйдешь из дверей, Если ты пойдешь направо, А потом чуть-чуть левей, Обогнешь Большой колодец, Обойдешь Засохший пруд... Там, у старой Водокачки, Под забором две собачки Громко косточку грызут! «Пьеро» «Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: «Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или тридцать три подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия»
«Речь Кролика» 1. Тон - осуждающий, неприязненный, «ругательный»
Текст Тигра, по-моему, Непривлекательный: Он -приставательный, Он - нападательный, Жутко прыгучий, а, может, и злючий! Худшего Тигры нигде не найти! Надо его потерять по пути!
2. Тон - восторженный, хвалебный
Текст Тигра, какой ты у нас Замечательный! Ты и Спасательный, и Выручательный! Тигра могучий, Прыгучий, Кипучий!.. Лучшего Тигры нигде не найти! Как хорошо его встретить в пути!
6. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность (ритмичное определенное, последовательное чередование звуков, слов и целых фраз). Ритм зависит от содержания текста, характера событий и героев, замысла автора. Он бывает: быстрый, стремительный, мерный, монотонный, неторопливый, спокойный. Прочитайте это стихотворение, как написано, по строчкам. Сколько раз ударился мяч о землю.
|
|||
|