Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





III. Основная часть



1. Ребята, кто из вас может сказать, что такое интонация? А для чего она нужна? (выразительно передавать мысли, точно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания, чувства и отношение к вам).

А я вам расскажу одну фантастическую историю.

2123-ий год нашей эры. Один профессор изобрел человекоподобных роботов, как две капли похожих на людей, и для испытания внедрил одного в 5 класс школы.

Первым уроком была литература. Нужно было рассказать наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро». Робот монотонным голосом без пауз произнес: (кто из вас может голосом робота прочесть это стихотворение? ). Учитель поставил ему «тройку». Как вы думаете почему? (не выразительно, без пауз).

Вторым уроком была физкультура, на которой дети играли в футбол. Когда один игрок мастерски забил гол, все громко закричали: «Ура! Гол! » А как закричал робот? (без выражения). Дети странно посмотрели на него.

На перемене ребята пошли в столовую. Двое учеников сели за стол. К ним подошел робот и сказал: «Занято». Ребята переглянулись и ушли. А робот спросил у другого ученика: «Почему они ушли?! Тот ответил: «Ты же им сказал, что столик занят». Робот ответил: «Но я этого не утверждал, а спросил». Между ними разгорелся спор.

Профессор, наблюдая за роботом, понял, что из его затеи ничего не вышло, и решил усовершенствовать своих роботов. Он внедрился в лабораторию русского языка одного научного центра и после долгих месяцев работы установил, что в устной речи очень важна интонация, и что она включает в себя следующие элементы:

-      мелодику (повышение или понижение голоса);

-      логическое ударение;

-      паузы;

-      темп речи;

-      ритм.

 

Выяснив это, профессор принялся за работу. И мы с вами сейчас рассмотрим все эти составные элементы интонации.

2.     Логическое ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Поупражняемся в постановке логического ударения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание. Какие ударения можно поставить в этих фразах?

 

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра? Вы сегодня приедете или не приедете?

 

В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении. Поупражняемся, выделяя голосом все слова в предложении по очереди.

 

Брат переехал на новую квартиру.

Вера набрала много ягод.

 

Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении, и вы увидите, как изменится ответ.

 

Ты завтра встречаешь сестру?

 

3.     А теперь перейдем к следующей составляющей интонации - паузе.

 

Пауза - это временная остановка в звучании голоса, членящая речь на отдельные части.

Пауза облегчает дыхание, позволяет сделать добор воздуха. Но самое главное - это то, что паузы помогают правильно понять смысл высказывания.

Вспомним такую ситуацию «В стране не выученных уроков», когда двоечник Витя должен был определить место паузы (и, естественно, запятой) в приговоре: «Казнить нельзя помиловать». Скажите, где можно поставить паузу в этом предложении, и какой смысл приобретает фраза? Но пауза - это не простой разрыв в речевом потоке. Недаром существует такое понятие, как красноречивая пауза, красноречивое молчание.

Прочитайте предложения парами и вы увидите, как в зависимости от паузы изменяется смысл высказывания.

 

1. Как обрадовали его успехи друга!

Как обрадовали его успехи друга!

 

2. После ухода учителя в класс принесли журнал.

 После ухода учителя в класс принесли журнал.

 

У нас | с братом беда.

У нас с братом \ беда

 

Что, болит? - Что болит?

Ну что, споем? - Ну, что, споем?

 

Дайте мне другую, новую книгу.

Дайте мне другую новую книгу.

 

Я не видел брата, товарища и его сестру.

 Я не видел брата товарища и его сестру.

 

 

4.     Темп речи - это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз.

Темп бывает медленный, быстрый и средний. Темп зависит от характера говорящего, содержания высказывания, от ситуации.

Каждый жанр диктует свой темп произнесения. Например: скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их проговаривать: сначала медленно, потом в среднем темпе и быстро. При их проговаривании обращайте особое внимание на правильное и четкое произнесение звуков.

Произносят хором: «Карл у Клары украл кораллы».

 

5.     Тон - это эмоциональная окраска голоса человека.

 

Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания человека. Тон голоса может придать слову совершенно другое, иногда прямо противоположное, значение. Например, фраза: «Ну ты и хорош», произнесем ее с насмешливой интонацией, и она будет иметь другое значение.

Еще В. Г. Белинский писал: «Дело не в слове, а в гоне, в каком это слово произносится».

 

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи

а) А теперь произнесите фразу «Снег выпал», выражая голосом разные чувства (удивленно, безразлично, грустно, радостно, вопросительно, восклицательно, гневно, с ехидством, угрожающе).

б) Аналогичное задание, только информацию о тоне вы получите из карточки. Вы будете по очереди произносить фразу, а ваши товарищи отгадают, каким тоном вы сказали.

Даю время на подготовку. Фраза «Иди сюда». Напоминаю, что мимика и жесты очень помогут вам в выполнении этого задания.

в) Сейчас я вам раздам тексты. Вы должны будете произнести речь героев нужным тоном.

Тайна (тон - таинственный, голос интригующий)

Я тебе открою тайну,

Никому не говори!

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

             Обогнешь Большой колодец,

             Обойдешь Засохший пруд...

             Там, у старой Водокачки,

              Под забором две собачки

              Громко косточку грызут!

«Пьеро»

«Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: «Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или тридцать три подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия»

 

«Речь Кролика»

1.     Тон - осуждающий, неприязненный, «ругательный»

 

Текст

Тигра, по-моему, Непривлекательный: Он -приставательный, Он - нападательный,

Жутко прыгучий, а, может, и злючий!

Худшего Тигры нигде не найти!

Надо его потерять по пути!

 

2.     Тон - восторженный, хвалебный

 

Текст

Тигра, какой ты у нас Замечательный! Ты и Спасательный, и Выручательный! Тигра могучий, Прыгучий, Кипучий!.. Лучшего Тигры нигде не найти! Как хорошо его встретить в пути!

 

6. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность (ритмичное определенное, последовательное чередование звуков, слов и целых фраз). Ритм зависит от содержания текста, характера событий и героев, замысла автора. Он бывает: быстрый, стремительный, мерный, монотонный, неторопливый, спокойный.

Прочитайте это стихотворение, как написано, по строчкам. Сколько раз ударился мяч о землю.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.