Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура XVIII века



Культура XVIII века

2.

Из единства разума и природы делаются и выводы более ши­рокие: если разумные цели, которые ставит перед собой человек, не противоречат естественным законам природы, значит, может быть создан разумный и счастливый общественный порядок. Это главная идея всего Просвещения. Беда, однако, в том, считали про­светители, что до сих пор люди руководствовались не разумом, а предрассудками, и от них надо очистить сознание людей. Важно понять, какое содержание вкладывалось в понятие «предрассу­док». Предрассудком считалось все то, что усвоено на основе тра­диции и авторитета и не подвергнуто критическому суду разума.

«Изучая человека, — писал Вольтер в «Трактате о метафизи­ке», — я старался поставить себя вне круга его интересов, освобо­диться от всех его предрассудков, порожденных воспитанием, обычаями страны, и в особенности предрассудков философских».

В XVIII веке складывается новый тип культуры, понятой как образованность, т. е. сумма сознательно усвоенных знаний, а не система традиций — чем культура была в прежние времена. Дети­щем XVIII века явилась Энциклопедия, и во многом она пред­ставляет собой образ культуры этого века. Недаром Вольтер был автором «Философского словаря» — энциклопедии, написанной одним человеком. Как ни исключительна разносторонность Воль­тера, она для XVIII века явление типичное. Яркий пример — Казанова. Этот Дон Жуан XVIII века владел латинским, греческим, разбирался хорошо в юриспруденции, философии, химии, музы­ке, живописи. В старости написал «Опыт критики науки и искус­ства» с массой сведений исторических, философских, естествен­нонаучных. XVIII век, по выражению Гегеля, — период мысли­тельного рассудка, стремится всюду вносить разграничения, обо­соблять отдельные сферы в нечто самостоятельное, устанавливая между ними скорее внешние, чем внутренние связи. Энциклопе­дия в этом смысле выражает дух века. Но границы между отдель­ными сферами еще не отвердели, и переход из одной сферы в дру­гую совершался естественно и свободно, человеческий ум был еще способен воспринять каждую из них как особую форму своей духовной деятельности. Поэтому не ученый, как в XIX веке, а фи­лософ-энциклопедист характерен для XVIII столетия. Образо­ванность предполагает теперь не столько знание текстов, как это было в Средние века и в эпоху Возрождения, сколько знание и по­нимание слов, научных понятий, как их дает и объясняет энцик­лопедический словарь.

Отвергая все авторитеты, подвергая все разрушительной критике, просветительский разум искал опору, некий абсолют, не­что незыблемое в человеческой природе, доброй и разумной, ко­торую можно обнаружить путем вычитания всех социальных, на­циональных, исторических и индивидуальных различий, сущест­вующих между людьми. Полученный таким образом единый об­щечеловеческий субстрат был некой абстракцией, пустотой. Эту сторону культуры XVIII века остро ощутил Мандельштам. «Во­семнадцатый век, — писал он, — похож на озеро с высохшим дном, ни глубины, ни влаги — все подводное оказалось на поверхности. Людям самим было страшно от призрачности и пустоты понятий. La Verite, la Liberte, la Nature, la Deite, а особенно la Vertu вызыва­ет почти обморочное головокружение мысли, как призрачные пу­стые омуты». И все же эти абстракции в XVIII веке не были бес­плодными аллегориями. По верному слову Мандельштама, они «почти живые лица и собеседники».

Понятие человека вообще, «естественного человека» играет важную роль в культуре Просвещения. Оно служит нормой, ме­рилом, масштабом, позволяющим судить и оценивать различные социальные и исторические формы жизни. Такую роль, например, играет у Свифта образ Гулливера - нулевая норма романа, благо­даря которой мы воспринимаем лилипутов и великанов, лапутян и иеху как извращения человеческой природы.

«Этот век, — пишет Мандельштам, — который вынужден был ходить по морскому дну идей, как по паркету, — обернулся веком морали по преимуществу». Пожалуй, никогда не говорили столько о добродетели, как в XVIII веке. Дело в том, что постро­ить здание нравственности без опоры на религию, на традиции, исходя из права человека на счастье, практически невозможно, и потому ничего не оставалось, как проповедовать. «Человеческая мысль, — говорит Мандельштам, — задыхалась от обилия непреложных истин и однако не находила себе покоя. Так как, очевидно, все они оказались недостаточно действенными, приходилось без устали повторять их».

Важной особенностью культуры XVIII века является не только ее полная секуляризация, но и деэтизация. Она становит­ся силой, независимой от государства, и приобретает как бы экстерриториальность. В этом смысле очень показательна личность Вольтера, которому удалось добиться этой экстерриториальнос­ти, когда, переехав в Ферне, расположенный на границе Франции и Швейцарии, он впервые почувствовал себя независимым и сво­бодным. Ферне становится местом паломничества, духовной сто­лицей Европы.

Возникает новая сила — европейское общественное мнение, или, как говорили в XVIII веке, новая держава, и королем этой дер­жавы был Вольтер. С ней вынуждены были считаться европейские монархи. Прусский король Фридрих II, русская императрица Ека­терина II, шведский король Густав III и другие переписываются с Вольтером, домогаются его дружбы, расположения. Настоящим триумфом был приезд Вольтера в Париж в феврале 1778 года, неза­долго до его кончины. Фонвизин, который был в эти дни в Париже, писал графу Панину, что приезд Вольтера в Париж подобен сошест­вию божества на землю, и если бы Вольтер захотел преподать новую религию, все бы обратились к ней. Вольтер стал символом свободы и независимости мысли и слова, не признающих над собой никаких авторитетов, кроме разума, таланта и справедливости.


В. Я. Бахмутский « Культура XVIII века»

3.

Важнейшее место в культуре XVIII века занимает искусство. Оно было прообразом той гармонии искусственного и естественного, культуры и природы, к которой стремился XVIII век. Эсте­тика как философская дисциплина начинается, собственно, толь­ко теперь. XVIII век — первый век эстетики и последний век клас­сицизма, его закатный час.

Что привлекало просветителей в классицизме? Им казались близкими выраженная в классицизме позиция человека, созна­тельно относящегося к миру и к самому себе, способного действо­вать на рациональных основах — в политической, экономической, культурной, нравственной и художественной сферах, а также взгляд на искусство как на создание искусственное, творение че­ловеческого духа, на котором лежит печать разума человека и его воли. Источником прекрасного является форма, в которой высту­пает разумная творческая воля писателя, торжествующая над гру­бой эмпирией жизни. В художнике ценится артистизм, способ­ность преодолевать трудности, систему ограничений, накладыва­емых на него законами формы, установленными правилами.

Просветители пытались снять дуализм разума и природы, присущий эстетике классициз­ма XVII века. Искусство должно походить на природу. «Прекрас­но только то, что естественно», — утверждает Вольтер, отдавая себе ясный отчет в том, что естественность художественного про­изведения — всего лишь эстетическая иллюзия, только видимость непреднамеренного, и достигается она неустанным трудом, вир­туозным мастерством, строгим соблюдением правил. Эта двойст­венная природа «искусственной естественности» определяет и двоякое ее восприятие. В эстетике XVIII века важнейшее значе­ние приобретает категория вкуса. Вкус — это воспитанное культу­рой понимание красоты и одновременно непосредственное чувст­во. «Вкусу мало понимать красоту произведения, — говорит Воль­тер, — ему необходимо эту красоту почувствовать». Будучи непо­средственным чувством, вкус одновременно аналитичен, это уме­ние отделить сильное от слабого, разбираться в оттенках. Вкус — это чувство, пронизанное мыслью; в нем соприкасаются природа и культура, искусственное и естественное, он своеобразный по­средник между ними. Поскольку создается видимость естествен­ности, публика поддается художественной иллюзии и захвачена жизненным содержанием произведения искусства, но истинные ценители, люди, обладающие вкусом, понимают, что жизнен­ность — это только видимость, и ценят в художнике мастерство, виртуозность, способность преодолеть любые ограничения и ка­заться естественным и свободным. При этом оба плана не исклю­чают друг друга, а присутствуют одновременно, создавая особый художественный эффект.

Другая важная сторона классицизма XVIII века — это отно­шение к античности. Вся культура от Ренессанса до XIX века вос­принимает античность как эстетическую норму, что позволяет рассматривать весь период как единый классический век. Разуме­ется, на протяжении этого периода европейская культура претер­пела существенные изменения, и на каждом ее большом этапе (Ренессанс, XVII век, Просвещение) античность осмыслялась и переосмыслялась по-новому. Новое отношение было подготовле­но «Спором о древних и новых». В ходе этого спора сложилась от­личная от классического канона концепция античности, не как идеального зеркала, а как контраста современной цивилизации, как олицетворения природы, естественности и простоты. Вольтер усматривает связь, родство греческого театра шекспировскому, в котором «природа говорит собственным языком без всякой при­меси искусства».

Однако и у Воль­тера, и у Дидро отношение к античности претерпело известную эволюцию. В искусстве древних их начинает привлекать не сме­лость в изображении раскованных страстей и страданий, а иде­альное начало, заложенное в природе как неосуществленная, но заключенная в ней потенция. «Наисовершеннейшим образом мужчины и женщины, — пишет Дидро, — были бы те мужчины и женщины, которым в высшей степени свойственны все жизнен­ные функции и которые достигли возраста своего полного разви­тия, не выполняя ни одной из них». А Вольтер писал: «Истина едина, древние постигли ее, потому что они стремились лишь к верности природе», — и далее, — «нельзя отдаляться от древних, не отдаляясь вместе с тем от природы». В этом двойственном от­ношении к античности проявились противоречия просвещенного вкуса: художественное произведение должно восприниматься од­новременно как природа, т. е. нечто естественное и вместе с тем ис­кусственное, идеальное.

И последнее. Начавшаяся с XVI века секуляризация культу­ры сопровождалась ее отрывом от народной массы, которая про­должала жить старинными представлениями и религиозными ве­рованиями. Стремясь преодолеть этот разрыв, просветители счи­тали необходимым учить, образовывать, просвещать народ, но мысль, что у народа можно учиться, искать у него правду нравст­венную и художественную, как это будет присуще людям роман­тической эпохи, им была еще совершенно чужда. Аристократизм для них входил в само понятие культуры, идеал которой должен быть высок и труден, и классицизм с его системой строгих огра­ничений и недопущением эмпирической реальности был консти­тутивным принципом этой культуры.

XVIII век — последний век классицизма, его закатный час и начало новой эпохи романа в том широком значении, которое придавал этому понятию Бахтин, считавший рождение романа «грандиозным переворотом в творческом сознании человека»: ху­дожественный образ впервые начинает строиться в зоне непо­средственного контакта с незавершенной реальной действитель­ностью, не получившей ни словесного, ни какого-либо иного оформления.

Вера просветителей в достижимость гармонии между цивилизацией и природой, разумным и естественным находилась в противоречии с реальным ходом вещей, и самые значительные художественные достижения литературы XVIII века возникли там, где обнажалось это противоречие и ощущалось напряжение противоположных полюсов. Таковы, например, философские по­вести Вольтера и в особенности его роман «Кандид», где противо­речие логики разума и жизни определяет художественную струк­туру книги. Ирония Вольтера обоюдоострая: она над действитель­ностью, к которой не приложимы законы разума, она и над идеей, поскольку та не находит опоры в самой действительности.

Проблема соотношения идеального и реального — предмет постоянных раздумий Дидро. В этом смысле интерес представля­ет его диалог «Парадокс об актере» и роман «Жак-фаталист», ко­торый часто называют парадоксом о романе.

В «Жаке-фаталисте» речь идет о том, как должен преобразиться язык искусства, чтобы адекватно изобразить правду жизни. Дидро стремится по­казать, как далеко читательское представление о правдоподобии от действительной правды жизни. Рассказ Жака кажется неправ­доподобным. Но так было на самом деле. Ничего не поделаешь, если сама жизнь так странна и алогична... Но ведь все дело в том, что роман — вымысел, и сам отказ от правдоподобия — сознатель­но избранный прием. Можно ли писать правду? Сам наш язык, считает Дидро, — это система условных знаков, не способных не только передать мир наших чувств, но и быть адекватным выра­жением нашей мысли. Что же говорить об искусстве, в котором царит и не может не царить воля художника, подчиняющая себе жизненный материал? Приближение к жизненной правде, по убеждению Дидро (в этом он предвосхищает XX век), может быть достигнуто только сознательным разрушением правдоподобия, демонстративным отказом создать художественную вселенную, где все знаки были бы полны смысла и прозрачны для нашего со­знания. Художественные условности — только сетка, которую мы накладываем, сквозь которую смотрим на жизнь, и ее нужно раз­рушать (разрушить ее нельзя), чтобы соприкоснуться с истиной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.