|
|||
В.Я. Бахмутский «Культура XVIII века»Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Культура XVIII века тесно связана с культурой предшествующего столетия, и их часто рассматривают как единое целое. Она тоже проникнута духом рационализма, в ней продолжает действовать таксономическая система тождеств и различий. XVIII век часто называют веком Разума. Это и последний век классицизма. И в то же время культура XVIII века отлична от культуры XVII столетия. Рационализм XVII века, системы Декарта, Спинозы, Лейбница невозможны без идеи Бога. Бог — это гарантия рационально устроенного мира, условие его адекватно рационального познания. Идеальный мир воспринимается как нечто объективно существующее, как духовная сущность Вселенной. Поэтому общие понятия реальнее, чем единичные предметы. Для XVII века характерно господство целого над частным, родового над индивидуальным, вечного над временным, cogito над sum. Понятие долга, обязанности перед целым (родиной, государством, родом, семьей и т. д. ) — важнейшая нравственная категория XVII века. Исходный пункт XVIII века не целое, а изолированный индивид. Вот новая точка отсчета. За этим стоит новое мироощущение, новый менталитет массового сознания. Идея робинзонады пронизывает не только литературу, но и политическую экономию и философию XVIII века. Полемизируя с идеей Декарта, Локк утверждал, что в уме нет ничего, чего не было бы в чувствах. Наше сознание, учил он, — чистый лист бумаги (tabula rasa), и все, что мы знаем — результат нашего индивидуального опыта. Реальностью обладают индивиды, отдельные предметы, а общие понятия — плод абстракции, результат деятельности ума, который комбинирует простые идеи, полученные от первоначальных ощущений. Так возникают такие понятия, как целое, пространство, время, причина, необходимость, свобода. Различие между XVIII и XVII веком ярко выступает в их отношении к языку. И Декарт, и Лейбниц убеждены в том, что язык — средство выражения мысли и представление, что у животных есть какие-то формы языка, является ложным. Восклицания и жесты животных связаны, считал Декарт, с определенными импульсами, а человеческая речь свободна и независима. Поэтому междометия (ой, аи, ах), вызванные непосредственными стимулами (болью, радостью и т. п. ), находятся вне языка. Декарт говорил, что у животных нет языка и не нужно смешивать речь с естественными движениями, которые выражают страсти. «Разумная душа ни в коем случае не может быть продуктом материальной силы, она непременно должна быть сотворена. Когда знаешь, сколь эти души различны (душа человека и животного. — В. Б. ), понимаешь гораздо лучше те доводы, которые доказывают, что наша душа имеет природу совершенно независимую от тела и, следовательно, не подверженную смерти вместе с ним». Лейбниц тоже убежден, что душа и тело живут по разным законам. Напротив, XVIII век считает, что язык развивается из непроизвольных возгласов и жестов, свойственных и животным. Язык рождается из страстей, и первые слова — междометия. На этом строятся языковые теории Кондильяка и Руссо. XVII век исходит из противопоставления Разума и Природы, а XVIII век — из их единства, он ищет основу разумного и духовного в природе, в естественном. Все это определяет новые черты культуры XVIII столетия. Прежде всего это идея права. Локк формулирует три важнейших права человека: право на жизнь, на собственность и на свободу. Это естественные права, данные человеку самой природой. И роль государства, основанного на общественном договоре, — охрана этих прав. Впервые государство начинает рассматриваться не как средство ограничения свободы, а как условие ее сохранения и расширения. Что такое право на жизнь? Никто не вправе не только убить другого, но и распоряжаться его жизнью. Всякая форма зависимости (рабство, крепостничество) противоречит этому естественному праву. Человек вправе продавать свою рабочую силу, но распоряжаться его жизнью никто не имеет права. Право на собственность. Локк полагал, что источником собственности является труд, и поэтому право на собственность — неотъемлемое естественное право человека. Право на свободу. Речь идет о свободе мысли, совести, целеполагания. Поскольку человек конечен, его представления не могут претендовать на нечто абсолютное. Отсюда важнейшее требование, которое имеет религиозный, но не только религиозный смысл, — терпимость. То, что мы сейчас называем плюрализмом, люди XVIII века называли терпимостью. Локк утверждал, что распри в обществе происходят не от разнобоя мнений, а от нетерпимости. Принцип права является важнейшим для всей культуры XVIII века, который завершился Декларацией прав человека и гражданина, принятой в эпоху Великой французской революции. Там сказано: «Забвение или презрение прав человека и гражданина суть единственная причина бедствий и испорченности правительства». Идея права определяет и характер рационализма XVIII века. Следовать разуму для XVII века — долг (разум — абсолютная, высшая духовная инстанция), а для XVIII — право; право действовать на основе собственного разумения и не подчиняться никаким авторитетам. Не менее важно другое. XVIII век хочет верить, что разумное и естественное не противоречат друг другу, пытается примирить разум и природу. Эти попытки не всегда приводили к отказу от идеи Бога. Важным направлением философской мысли XVIII века был деизм. Деисты признавали существование Бога как высшего верховного разумного существа, которое сообщило материи некое упорядоченное движение, но дальше не вмешивалось в судьбы мира. Деисты отрицали бессмертие души и признавали существование только нашего посюстороннего мира. Французские материалисты, в частности, Гольбах, справедливо критиковали деизм за внутреннюю непоследовательность. Религии нет без тайны, веры и авторитета, и она несовместима с рационализмом XVIII века, провозгласившим принцип — вес подвергать сомнению и не признавать никаких авторитетов, кроме собственного разумения. Поэтому вполне закономерен путь многих мыслителей XVIII века от деизма к скептицизму и атеизму. Пушкин писал о Дидро: «То чтитель промысла, то скептик, то безбожник». Эти слова могли бы быть отнесены и к Вольтеру. Взор людей XVIII века обращен не к небу, а к земле, и высшая ценность для них — счастье. Законы природы не противоречат законам разума, и чтобы быть счастливым, надо следовать своим естественным влечениям, соблюдая необходимые разумные, нравственные нормы. Обращаясь к Юсупову в стихотворении «К Вельможе», Пушкин писал: Ты понял жизни цель: счастливый человек, Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век Еще ты смолоду умно разнообразил, Искал возможного, умеренно проказил; Чредою шли к тебе забавы и чины. Описанный Пушкиным тип вельможи, образованного мудрого эпикурейца, характерен для XVIII века.
В. Я. Бахмутский
|
|||
|