Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.Я. Бахмутский «Культура XVIII века»



1.

Культура XVIII века тесно связана с культурой пред­шествующего столетия, и их часто рассматривают как единое целое. Она тоже проникнута духом раци­онализма, в ней продолжает действовать таксономи­ческая система тождеств и различий. XVIII век час­то называют веком Разума. Это и последний век классицизма.

И в то же время культура XVIII века отлична от культуры XVII столетия. Рационализм XVII века, системы Декарта, Спинозы, Лейбница невозможны без идеи Бога. Бог — это гаран­тия рационально устроенного мира, условие его адекватно раци­онального познания. Идеальный мир воспринимается как нечто объективно существующее, как духовная сущность Вселенной. Поэтому общие понятия реальнее, чем единичные предметы. Для XVII века характерно господство целого над частным, родо­вого над индивидуальным, вечного над временным, cogito над sum. Понятие долга, обязанности перед целым (родиной, госу­дарством, родом, семьей и т. д. ) — важнейшая нравственная кате­гория XVII века.

Исходный пункт XVIII века не целое, а изолированный ин­дивид. Вот новая точка отсчета. За этим стоит новое мироощуще­ние, новый менталитет массового сознания. Идея робинзонады пронизывает не только литературу, но и политическую экономию и философию XVIII века. Полемизируя с идеей Декарта, Локк ут­верждал, что в уме нет ничего, чего не было бы в чувствах. Наше сознание, учил он, — чистый лист бумаги (tabula rasa), и все, что мы знаем — результат нашего индивидуального опыта. Реальнос­тью обладают индивиды, отдельные предметы, а общие поня­тия — плод абстракции, результат деятельности ума, который комбинирует простые идеи, полученные от первоначальных ощу­щений. Так возникают такие понятия, как целое, пространство, время, причина, необходимость, свобода.

Различие между XVIII и XVII веком ярко выступает в их от­ношении к языку. И Декарт, и Лейбниц убеждены в том, что язык — средство выражения мысли и представление, что у живот­ных есть какие-то формы языка, является ложным. Восклицания и жесты животных связаны, считал Декарт, с определенными им­пульсами, а человеческая речь свободна и независима. Поэтому междометия (ой, аи, ах), вызванные непосредственными стимула­ми (болью, радостью и т. п. ), находятся вне языка. Декарт говорил, что у животных нет языка и не нужно смешивать речь с естествен­ными движениями, которые выражают страсти. «Разумная душа ни в коем случае не может быть продуктом материальной силы, она непременно должна быть сотворена. Когда знаешь, сколь эти души различны (душа человека и животного. — В. Б. ), понимаешь гораздо лучше те доводы, которые доказывают, что наша душа имеет природу совершенно независимую от тела и, следователь­но, не подверженную смерти вместе с ним». Лейбниц тоже убеж­ден, что душа и тело живут по разным законам.

Напротив, XVIII век считает, что язык развивается из непро­извольных возгласов и жестов, свойственных и животным. Язык рождается из страстей, и первые слова — междометия. На этом строятся языковые теории Кондильяка и Руссо. XVII век исходит из противопоставления Разума и Природы, а XVIII век — из их единства, он ищет основу разумного и духовного в природе, в ес­тественном. Все это определяет новые черты культуры XVIII сто­летия. Прежде всего это идея права. Локк формулирует три важ­нейших права человека: право на жизнь, на собственность и на свободу. Это естественные права, данные человеку самой природой. И роль государства, основанного на общественном догово­ре, — охрана этих прав. Впервые государство начинает рассматри­ваться не как средство ограничения свободы, а как условие ее со­хранения и расширения.

Что такое право на жизнь? Никто не вправе не только убить другого, но и распоряжаться его жизнью. Всякая форма зависимо­сти (рабство, крепостничество) противоречит этому естественно­му праву. Человек вправе продавать свою рабочую силу, но распо­ряжаться его жизнью никто не имеет права.

Право на собственность. Локк полагал, что источником соб­ственности является труд, и поэтому право на собственность — неотъемлемое естественное право человека.

Право на свободу. Речь идет о свободе мысли, совести, целеполагания. Поскольку человек конечен, его представления не мо­гут претендовать на нечто абсолютное. Отсюда важнейшее требо­вание, которое имеет религиозный, но не только религиозный смысл, — терпимость. То, что мы сейчас называем плюрализмом, люди XVIII века называли терпимостью. Локк утверждал, что распри в обществе происходят не от разнобоя мнений, а от нетер­пимости. Принцип права является важнейшим для всей культу­ры XVIII века, который завершился Декларацией прав человека и гражданина, принятой в эпоху Великой французской револю­ции. Там сказано: «Забвение или презрение прав человека и гражданина суть единственная причина бедствий и испорченно­сти правительства».

Идея права определяет и характер рационализма XVIII века. Следовать разуму для XVII века — долг (разум — абсолютная, высшая духовная инстанция), а для XVIII — право; право действо­вать на основе собственного разумения и не подчиняться никаким авторитетам.

Не менее важно другое. XVIII век хочет верить, что разум­ное и естественное не противоречат друг другу, пытается прими­рить разум и природу. Эти попытки не всегда приводили к отка­зу от идеи Бога. Важным направлением философской мысли XVIII века был деизм. Деисты признавали существование Бога как высшего верховного разумного существа, которое сообщило материи некое упорядоченное движение, но дальше не вмешива­лось в судьбы мира. Деисты отрицали бессмертие души и призна­вали существование только нашего посюстороннего мира. Фран­цузские материалисты, в частности, Гольбах, справедливо крити­ковали деизм за внутреннюю непоследовательность. Религии нет без тайны, веры и авторитета, и она несовместима с рационализмом XVIII века, провозгласившим принцип — вес подвергать со­мнению и не признавать никаких авторитетов, кроме собственно­го разумения. Поэтому вполне закономерен путь многих мысли­телей XVIII века от деизма к скептицизму и атеизму. Пушкин пи­сал о Дидро: «То чтитель промысла, то скептик, то безбожник». Эти слова могли бы быть отнесены и к Вольтеру. Взор людей XVIII века обращен не к небу, а к земле, и высшая ценность для них — счастье. Законы природы не противоречат законам разума, и чтобы быть счастливым, надо следовать своим естественным влечениям, соблюдая необходимые разумные, нравственные нор­мы. Обращаясь к Юсупову в стихотворении «К Вельможе», Пушкин писал:

Ты понял жизни цель: счастливый человек,

Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век

Еще ты смолоду умно разнообразил,

Искал возможного, умеренно проказил;

Чредою шли к тебе забавы и чины.

Описанный Пушкиным тип вельможи, образованного муд­рого эпикурейца, характерен для XVIII века.

 

 


В. Я. Бахмутский



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.