|
|||
Смерть Джорджа Оруэлла ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 «1984» Спустя пять лет Джордж Оруэлл написал роман, принесший ему мировую славу. Это книга, написанная в стиле антиутопии. Этот жанр вошел в моду ранее, после выхода в свет романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Однако, если Хаксли забегает далеко вперед, описывая события 26 столетия и делает акцент на кастовости общества и культе потребления, то Оруэлл подробнее останавливается на описании тоталитарного режима – теме, интересовавшей писателя еще в самом начале творческого пути. В романе «1984» тема тоталитарного общества развивается, исследуются его идеология, философия, особенности функционирования, среди которых наиболее удручающая - подавление человеческой личности, уничтожение свободы. Художественная интуиция и пророческий дар позволили автору романа «1984» точно описать быт и бытие тоталитарных режимов в целом, в деталях и в исторической перспективе. В частности, писатель демонстрирует практику борьбы с прошлым - уничтожение старых книг и газет, ревизию архивов и переписывание истории. Такая борьба с прошлым последовательно велась в СССР во времена Сталина, Хрущёва и Брежнева. Изобретение «новояза» соответствует специфическому газетному и политическому жаргону, которым пользовались проводники тоталитарной идеологии. «Пятиминутки ненависти» не только воссоздают агитационные мероприятия в СССР и Германии 1930-х годов, но и как бы провидят будущее, скажем, политические телепередачи в Беларуси в конце XX века с их примитивным уровнем, нескрываемой животной злобой по отношению к оппонентам. Описание невыносимых и изощренных пыток, применяемых к «врагам народа», апеллирует к лагерным системам сталинского и гитлеровского правлений. Неудивительно, что романы Д. Оруэлла замалчивались в Советском Союзе, хотя их автор ни словом не обмолвился (в художественных произведениях) о губительной роли Ленина, Сталина и коммунистической идеи в судьбе цивилизации». В письме к своему издателю Фреду Уорбургу от 22 октября 1948 г. Оруэлл сообщил, что первая мысль о романе возникла у него в 1943 г. В записной книжке Оруэлла, заполненной не позже января 1944 г., обнаружен план книги под названием «Последний человек в Европе». Это композиционная схема и идейно-тематический рубрикатор «1984». Там мы находим Новояз, ложную пропаганду, пролов, двойной стандарт мышления, регуляцию сексуальной жизни идеологией, двухминутки ненависти. Партийные лозунги приведены в той форме, как они вошли в опубликованный текст «1984»: «Война - это мир», «Незнание - сила» и др. По плану в книге две части: первая - из шести, вторая - из трех глав. Обозначены тематически-сюжетные линии: одиночество героя, терзаемого памятью; его отношения с другим героем, с женщиной, с пролами. Начало работы над текстом «1984» относят к 1947 г. В конце мая этого года Оруэлл сообщает Ф. Уорбургу, что сделал вчерне треть книги и надеется закончить черновой вариант к октябрю и в начале 1948 г. представить готовую рукопись. Сообщает он о жанре и форме книги: «... это роман о будущем, т. е. своего рода фантазия, но в форме реалистического романа. В этом-то и трудность: книга должна быть легко читаемой». «1984» вышел в свет 8 июня 1949 г. в Лондоне тиражом 25 500 экз. и 13 июня 1949 г. в Нью-Йорке. В первых же рецензиях «1984» был оценен как высшее достижение Оруэлла, а в некоторых - и всей новой английской литературы. Часть критиков настаивала, что это не антиутопия, а сатира на настоящее, ибо пафос ее - не пророчество, а предупреждение. Рецензенты «Дейли уоркер» назвали роман «пропагандистским памфлетом в духе холодной войны». Ряд литературоведов и критиков обвиняли Оруэлла в плагиате идей, отраженных в романе советского писателя Замятина «Мы», и в очерке Джорджа действительно есть информация о намерениях написать собственное произведение, основанное на идеях Замятина. В социальном интерьере романа отчетливо выявляется жанрово-идейное отличие «1984» от антиутопий Е. Замятина и О. Хаксли, в которых государство, обезличивая и духовно порабощая человека, компенсирует его сытостью и комфортом. Образ голодного раба представлялся Оруэллу значительно более достоверным, чем образ сытого раба. Оруэлл направил политическую сатиру на настоящее, а не на «прекрасное будущее», в которое, по свидетельству творчески и человечески близкого ему А. Кёстлера, «он верил до конца». Важная для философии романа идея привычной и абсурдной лжи как условия существования тоталитаризма опиралась, в частности, на известные Оруэллу ляпсусы московских процессов, один из участников которых, например, показал, что встречался с Троцким в Копенгагене, в отеле «Бристоль», сгоревшем задолго до этого, другой «признался», что прилетел с конспиративными целями на аэродром, не принимающий самолеты в это время года, и т. п. Почему автор назвал роман именно «1984», неизвестно. Часть критиков настаивают, что автор полагал, что к 1984 году общество будет иметь описанный в романе вид, если не произойдет глобальных перемен общественного строя. Однако общепринятой считается версия, что название романа отражает год его написания – 1948, но с зеркально отраженными последними цифрами.
Смерть Джорджа Оруэлла Внося правки в роман-антиутопию «1984», Джордж ссылался на резкое ухудшение самочувствия. Летом 1948 года писатель уехал на отдаленный остров в Шотландии, где планировал закончить работу над произведением. Могила Джорджа Оруэлла С каждым днем Оруэллу было все тяжелее работать из-за прогрессирующего туберкулеза. Вернувшись в Лондон, Джордж Оруэлл умер 21 января 1950 года.
|
|||
|