Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Скотный двор»



«Скотный двор»

По окончании боевых действий и освобождения Европы от фашистов Оруэлл написал политическую сатиру «Скотный двор». Исследователи творчества Джорджа двояко рассматривают основу повести. С одной стороны, учитывая мировоззрения автора, литературоведы утверждают, что Скотный двор обличает события Революции 1917 года в России и события, последовавшие за ним. В повести ярко и аллегорично описано, как в ходе революции меняется идеология правящей элиты.

С другой стороны, после победы СССР во Второй мировой войне политические взгляды Оруэлла претерпели ряд изменений, а повесть может отражать события в Великобритании. Несмотря на разночтения критиков и исследователей, повесть была опубликована в Советском Союзе только во времена перестройки.

В основу сюжета «Скотного двора» легла ситуация, свидетелем которой стал однажды писатель. В английской деревне Джордж увидел, как мальчик прутом погоняет коня. Тогда Оруэлла впервые посетила мысль о том, что если бы животные обладали сознанием, они давно избавились бы от гнета гораздо более слабого человека.

Сюжет

В произведении рассказывается о ферме, хозяин которой обращался действительно жестоко с животными: практически не кормил, заставлял слишком много работать, избивал их кнутом. Тема произведения – развитие животных и их жизни на ферме после того, как они прогнали хозяина.

Основная идея произведения – отчуждение власти от людей в обществе приводит к тому, что она перестает служить людям, а начинает управлять ими, в данном случае продолжая прикрываться ложью и громкими лозунгами.

Непосредственно сюжет закручивается с того момента, когда немолодой хряк по кличке Старый Главарь предложил животным устроить на ферме революцию, свергнуть хозяина и его работников. После того, как Главарь умер, животные выгнали людей с фермы. Ферма была переименована в «Скотоферму». Животные стали работать непосредственно на себя, после чего провозгласили семь заповедей, которые действовали на ее территории:

 

1. Ходящий на двух ногах является врагом.
2. Ходящий на четырех ногах или имеющий крылья является другом.

3. Животные не носят одежду.
4. Животные не спят в кровати (позже добавили: с простынями).
5. Животные не пьют спиртного (позже добавили: сверх меры).
6. Животное не убьет другое животное (позже добавили: без причины).
7. Все животные равны (позже добавили: но некоторые равнее других).

 

Итак, роль лидеров среди животных взяли на себя свиньи – Обвал и Наполеон. Они правили вместе, наблюдалось большое количество конфликтов и споров, в то же время животные запомнили это время как самое счастливое для себя. Но, как и все хорошее, это правление двух свиней закончилось. Наполеон, воспользовавшись помощью псов, которых воспитал, изгнал с фермы Обвала. Следует отметить, что постепенно все заповеди сначала изменяются, а потом и вовсе отменяются, остается только одна – седьмая.

Художественные образы главных героев имеют либо конкретных исторических (Николай II, Сталин, Троцкий, Молотов), либо обобщённых прототипов. Трудяга-конь по кличке Боец символизирует собой рабочий класс, видящий единственную возможность улучшить свою жизнь путём каждодневного труда. Чем сложнее становится обстановка на ферме, тем сильнее впрягается в работу лошадь. Боец свято верит товарищу Наполеону, время от времени сомневается в том, что ему говорит Стукач, но всякий раз при этом идёт на постройку ветряной мельнице, тратя на это как своё рабочее, так и личное время.

Многострадальные куры, вынужденные отдавать свои яйца на продажу (чтобы на вырученные деньги Наполеон мог пополнить закрома испытывающей голод фермы) и периодически гибнущие то от внутренних бунтов, то от наговоров на самих себя (несколько птиц казнят за то, что им приснилось, как они сотрудничали со Стукачом) являются символическим образом советского крестьянства.

Диссидентскую прослойку общества представляет собой старый ослик Вениамин – чаще всего молчащий, но периодически открывающий животным глаза на действия власти (к примеру, когда фургон живодёра увозит за пределы фермы больного Бойца). Именно этот герой лучше всех понимает суть происходящего на «Скотном дворе»: «Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже — голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни».

Духовенство в повести Оруэлла воплотилось в художественном образе любимца мистера Джонса – ручного ворона Моисея (очередное говорящее имя, указывающее на библейскую основу персонажа). С этим героем читатель встречается дважды: до восстания животных (времена Российской Империи и расцвет православия) и после Боя под ветряной мельницей (частичное возрождение православия после окончания Великой Отечественной Войны).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.