Планируемые результаты. Ход урока. Этап урока.. Методы и приемы. Хроно-мет-. Содержание урока
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.
Метапредметные
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.
Ход урока
Этап урока.
Методы и приемы
|
Хроно-мет-
раж
|
Содержание урока
| Деятельность
учителя
| Деятельность
ученика
| 1. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
- Я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не нахожу. За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
- Ловите мою улыбку, поселите ее в свое сердце. Трем ладони друг о друга, чтоб почувствовать тепло. Разводим руки на небольшое расстояние. Чувствуете тепло? Все свое тепло, доброту своих сердец вкладываем в воображаемый шар. Продолжаем его лепить руками, а теперь вместе с улыбкой отправляем всем присутствующим.
- Желаю всем успеха! Вам ребята, хороших ответов на уроке!
| Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу, учителю и гостям удачи.
| 2. Актуальность знаний и мотивация
|
| - Наш урок мы начнём с речевой разминки.
На дворе-трава, на траве-дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Прочитайте про себя.
- Прочитайте медленно, чётко артикулируя.
- Быстрее.
- Ещё быстрее.
- Кто попробует ещё быстрее?
- Молодцы!
- А, теперь, скажите, пожалуйста, что было задано на дом?
- Кто автор этого произведения?
- О чем это произведение?
- Как стрижонок Скрип появился на свет?
- Как прошли первые дни его жизни?
- Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе?
- Согласны ли вы, что она была хорошей матерью?
- Почему стрижата остались одни? и т. д.
| Выполняют речевую разминку.
Проверяют домашнее задание и отвечают на вопросы учителя (устно)
| 3. Постановка учебной задачи
|
| Ролик «Пение стрижей»
- Чьи голоса вы слышите?
- Зачем я поставила пение стрижей?
- Какое произведение изучаем?
- Но мы же его не закончили. Как думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно, ребята! Сегодня мы продолжим работать с произведением «Стрижонок Скрип», будем делить произведение на части и составлять план для пересказа этого большого и интересного, а также поучительного произведения.
| Просматривают ролик;
Отвечают на вопросы;
Определяют тему, цели урока.
| 4. Работа по теме урока
Словесный:
Беседа, диалог
Физкультминутка
|
| - Мы вспомнили с вами содержание произведения, ответили на вопросы. А теперь нам нужно составить план. Как вы думаете, сколько может быть частей в плане? Предположите.
- Мы с вами попробуем разделить это произведение на 4 части. Посмотрите внимательно на доску. Даны 4 картинки. Скажите, пожалуйста, какие из этих картин мы можем отнести к 1 части плана?
- В 3-4 предложениях попробуйте пересказать первую часть плана.
- Как бы вы озаглавили эту часть?
- 1 часть плана: «Рождение стрижат и забота матери о них».
- На доске мы видим слова и фразы, которые мы бы могли отнести ко 2 части плана. Их необходимо переставить в правильной последовательности.
«Скрип подрос»
«Мама- стрижиха вылетела на битву»
«Унёс в когтях»
«Хотелось выглянуть из норки»
«Боязно! »
«Чёрная гадюка»
«Дружно налетали стрижи»
«Страшный быстрый сокол»
- По правильно составленной последовательности, попробуйте кратко пересказать 2 часть плана.
- Как бы вы озаглавили эту часть?
- 2 часть плана: «Волнение и гибель мамы-стрижихи».
- А к 3 части плана мы попробуем составить несколько вопросов, отвечая на которые мы бы смогли определить главную мысль этой части и озаглавить её.
- Теперь по составленным вопросам попробуем пересказать 3 часть и озаглавить ее.
«Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат».
- Чтобы определить главную мысль 4 части, озаглавить и пересказать, мы с вами прочитаем её.
«Стриж и мальчишки»
- Молодцы ребята! Вт мы с вами разделили текст на части, определили главную мысль каждой части и озаглавили их.
- А теперь немного отдохнём!
| Отвечают на вопросы учителя;
Работают по тексту;
Выборочное чтение.
- 3 картинки подходят, а 1 картина лишняя.
1 ученик пересказывает.
- «Стрижиха заботится о своих новорождённых стрижатах»;
- «Рождение стрижат. Заботливая и строгая мать» и т. д.
Расставляют слова и фразы в правильной последовательности:
«Скрип подрос»
«Хотелось выглянуть из норки»
«Боязно! »
«Страшный быстрый сокол»
«Чёрная гадюка»
«Дружно налетали стрижи»
«Мама- стрижиха вылетела на битву»
«Унёс в когтях»
Пересказывают 2 часть плана.
«Любопытство Скрипа»;
«Волнение мамы- стрижихи»;
«Нападение врагов» и т. д.
Читают про себя 3 часть плана.
Составляют вопросы:
1) Кого ждали и звали стрижата?
2) Почему стрижата сбились в кучу?
3) Зачем стрижей назвали дружным народом?
4) Почему вожак Белое брюшко ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки?
5) Что случилось со Скрипом?
6) Почему Скрип много пил и ел?
7) Почему Скрип не смог найти свою норку?
Пересказывают и озаглавливают:
«Бедные стрижата»;
«Самостоятельная жизнь»;
«Осиротевшие стрижата» и т. д.
Читают 2-3 ученика.
Определяют главную мысль этой части и озаглавливают:
«Встреча с мальчишками»;
«Пора улетать! »;
«Стрижи уносят лето» и т. д.
Под музыку выполняют физические упражнения.
| 5. Первичное закрепление во внешней речи
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
|
| - Назовите основных героев рассказа «Стрижонок Скрип».
- Но главный героем является кто?
- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?
- Ребята, а вы как относитесь к стрижонку Скрип?
- Мы попробуем поставить себя на его место, используя карту Эмпатии.
У меня на столе лежат разноцветные конверты с заданиями.
В красном конверте- задания повышенной сложности,
в жёлтом конверте- задания средней сложности,
в зелёном конверте- задания лёгкой сложности.
По своему желанию выбираете себе задание.
- А теперь поменяйтесь карточками, возьмите простые карандаши и проверяете работу вашего партнёра по плечу.
- У кого все сделано верно, без ошибок- «5»;
у кого 1-2 ошибки- «4»;
у кого 3-4 ошибки- «3»;
у кого больше 4 ошибок- «2».
Красный конверт
тест
1. «Стрижонок вылупился…»
а) гнезде;
б) в темной норке;
в) в скворечнике
2. «Понял стрижонок, какая у них____ и_____мама. »
а) справедливая, милая;
б) серьезная, добрая;
в) серьезная, строгая
3) «А вот у стрижонка Скрипа папы не было. »
а) убили из оружия;
б) сшибли из рогатки;
в) сокол ударил крылом
4) «Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы
из норки и разбился. Но тут появилась мама – стрижиха. »
а) схватила и уволокла;
б) ударила крылом;
в) подтолкнула к выходу
5) «Ему делалось жутко, когда за норкой раздалось пронзительное «Тиу! ».
Тогда мама-стрижиха …»
а) спряталась в норке;
б) громко кричала;
в) мчалась из норки.
6) « Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, они всё равно…»
а) дружно налетали на врага;
б) дружно прятались в норке;
в) дружно улетали из гнезда.
7) «Но мама-стрижиха ещё гналась за ______________, чтобы уж навсегда
отвадить…»
а) гадюкой
б) соколом
в) коршуном.
8) «Ночью к стрижатам нырнул…»
а) сокол;
б) вожак;
в) гадюка.
9) «А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась…»
а) соседка-стрижиха;
б) вожак Белое брюшко;
в) коршун.
10) « Это было радостно и жутко. Скрип помнит, как появился в норке вожак
Белое брюшко…»
а) дал капельку воды;
б) дал мошку;
в) ухватил и поволок.
11) Все стрижиные дома заняты. Что же делать?
а) ночевать на берегу;
б) найти пустую норку;
в) начать делать свою норку.
12) Мальчишки пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в
норку и …. Что сделали ребятишки?
а) унесли домой;
б) бросили на землю;
в) погладили и выпустили.
1-А, 2-В, 3-Б, 4-А, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-А, 10-В, 11-В, 12-В
Жёлтый конверт
поставить + или -
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама.
4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.
5. Скрип был любопытный стрижонок.
6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.
7. Стрижи-очень дружный народ.
8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.
Зелёный конверт
- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?
Подчеркни.
ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.
- Если ваш сосед выполнил верно- ставите 5;
- допустил 1 или 2 ошибки – поставьте ему 4;
- допустил 3, 4 ошибки – 3.
- допустил 5 ошибок - 2.
- Все работы дежурный ученик собирает и сдаёт учителю.
| - Стриж Белое брюшко, Стрижонок Скрип, стрижиха- мать, стрижата-основные герои этой истории.
- Стрижонок Скрип.
- Любит. Красиво описывает его, даёт ему положительные качества.
Рассказывают о своём отношении к стрижонку Скрип.
Работа с картой Эмпатии
- видеть;
- думать;
- слышать;
- чувствовать;
- говорить;
- делать.
Работа на карточках.
Взаимопроверка по эталону
Оценивание
| 7. Включение нового в систему знаний и повторение
|
| - А теперь поработаем в группах.
У вас на столе лежат маленькие конвертики, в них лежат слова. Ваша задача собрать из данных слов пословицу, которая подходит к этому произведению.
1 группа- Один за всех и все за одного.
2 группа- Мир не без добрых людей.
3 группа- Учись смолоду – пригодится в старости.
4 группа- Делу – время, потехе – час.
|
Работают в группах
Высказывают свою точку зрения
Слушают собеседника
| 8. Рефлексия деятельности
9. Подведение итогов урока
10. Домашнее задание
|
| «Билетик на выход»
- Вы бы внесли изменения в рассказ, если да, то какие? ________________________________________________
- Какова идея произведения? _______________________
- Какой урок вынесли вы для себя? __________________
- Какое открытие сделали на уроке? __________________
- Продолжите фразы:
«Незаконченная фраза». Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:
«Я быстро справился с заданием, потому что…»;
«Мне больше понравилось выполнять задания…»;
«Сегодня я узнал (научился)…» и т. п.
Страницы 100-109 (уч. )-творческий пересказ от имени стрижонка Скрип по плану.
| Выражать своё мнение о прошедшем уроке.
Подводить итог урока
Отвечать на вопросы
Оценивать свои достижения
Записывают домашнее задание
|
|