Приложение 1
Лексические средства связи:
1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.
| Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
| 2. Однокоренные слова.
| Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В. Белов)
| 3. Синонимы.
| В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
| 4. Антонимы.
| У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше
| 5. Описательные обороты.
| Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей. (Ф. Абрамов)
| Грамматические средства связи:
1. Личные местоимения, притяжательные местоимения.
| Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А. Чехов)
| 2. Указательные местоимения.
| Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев).
| 3. Местоимённые наречия.
| Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л. Н. Толстой).
| 4. Союзы.
| Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л. Н. Толстой)
| 5. Частицы.
| 1. Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
| 6. Вводные слова и конструкции.
| Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А. Пушкин).
| 7. Единство видовременных форм глаголов.
| Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А. Пушкин)
| 8. Неполные предложения.
| Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И. Шмелёв)
| 9. Синтаксический параллелизм.
| Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
|
КЛЮЧИ:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. ( Параллельная связь )
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Цепная связь)
Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым. ( Цепная связь)
Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают " легкими нашей земли. ( Параллельная связь )
· На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. 1 текст – параллельная связь, - грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов), - лексические (слова одной тематической группы)
· Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. ( 2 текст – цепная связь, - грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)
|