№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Региональный компонент
| Элементы содержания
| Учебно-творческие задания
| Требования к уровню подготовки учащихся. Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
|
Образ матери-земли в искусстве
Блок 1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 ч)
|
| Красота
осеннего
пейзажа
|
| «Осенний пейзаж» - 30 мин
| Диалоги об искусстве.
Пейзаж как жанр изобрази-
тельного искусства. Пейзаж в творчестве художников
разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.
Колорит
| Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии
| Знать особенности
колорита осеннего
пейзажа; имена
русских художников-пейзажистов.
Уметь выполнять
пейзаж в монотипии
| МП осенних пейзажей в живописи «Русские художники-пейзажисты»
Гуашь, бумага
| Подобрать
иллюстрации
на тему «Пейзаж в графике»
|
| Осенние
мотивы
| I
| «Осенний пейзаж» - 40 мин
| Диалоги об искусстве.
Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, значение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики
| Урок графики.
Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению и впечатлению от музыкальных и поэтических произведений
| Знать значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен.
Уметь применять художественно-выразительные средства графики
| МП «Осенний
пейзаж в графике»
Кисть, карандаш, гелевая ручка
| Подобрать
лирические стихи русских поэтов на тему осени
|
| Осеннее
настроение
|
|
| Диалоги об искусстве.
Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Особенности книжной графики. Иллюстрация
| Урок изобразительного творчества.
Выполнение иллюстраций к лирическим
стихам русских поэтов
| Знать особенности
книжной графики.
Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы
| МП осенних пейзажей - иллюстрации к стихам
С. Есенина
Акварель, бумага
| Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов
|
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 ч)
|
| Дары осени
|
| «Дары осени» - 30 мин
| Диалоги об искусстве.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.
Средства выделения главного и характера связи между предметами. Художественно-образный язык изображения окружающей действительности в жанре натюрморта
| Урок графики.
Рисование с натуры натюрморта из
овощей, фруктов, грибов.
Передача разнообразия природных форм и их изобилия
| Знать имена художников разных эпох, писавших натюрморты.
Уметь: передавать разнообразие природных форм в графике; применять художественно-выразительные средства графики
| МП «Осенний
натюрморт»
Карандаш, бумага, акварель
| Подготовить со-
общение на тему «Натюрморт
в живописи»
|
| Богатый
урожай
|
| «Богатый урожай» - 30 мин
| Диалоги об искусстве.
Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре.
Понятие собственного цвета
предмета. Зависимость цвета
предмета от его освещения
и окружения: цвет света и тени, рефлекс
| Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка
| Знать определение
локальный цвет.
Уметь выполнять
приемы выявления
формы предмета
цветом, применяя
«мазок по форме»
| МП «Техника работы гуашью»
Карандаш, бумага, акварель, гуашь
| ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы
|
6-
| Осень в твоем
натюрморте
|
|
| Диалоги об искусстве.
Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура
| Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной
композиции натюрморта на темы
«Осень», «Дары осени», «Букет цветов
и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д.
в технике коллажа (по выбору учащихся)
| Иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета.
Уметь: применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре материала
| МП «Стилизация
в народном
декоративно-
прикладном
искусстве»
ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы
| Пластилин, стека, клеенка, ЦК
|
| Чудо-
дерево
|
|
| Диалоги об искусстве.
Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве
| Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация растительных форм
| Знать: предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.
Уметь создать фантастический образ чудо-дерева в пластилине
| МП «Древо жизни в искусстве
народов мира»
Пластилин, стека, клеенка, ЦК
| Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага
|
Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве
Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч)
|
| Человек
и земля-
кормилица
|
|
| Диалоги об искусстве.
Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Неповторимое своеобразие русской народной культуры
| Урок графики.
Работа над композицией «Осенние посиделки». Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (начало работы над композицией)
| Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах.
Уметь изображать фигуру человека с передачей движения и пропорций по памяти
и по представлению
| МП «Народные
традиции. Лубочные картинки»
Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага
| Подготовить со-
общение на тему «Народные традиции»
Цветные мелки, фломастеры, бумага
|
| Делу - время, потехе - час
|
|
| Диалоги об искусстве.
Традиции русских посиделок
в изобразительном искусстве.
Народные традиции общения
молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике
| Урок графики.
Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над композицией)
| Знать истоки зарождения традиций, обычаев.
Уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции
| МП «Народные
традиции» Цветные мелки, фломастеры, бумага
| Закончить по-
исковые
эскизы
|
11-
| Осенние
посиделки
|
|
| Диалоги об искусстве.
Е. Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника
| Уроки живописи. Выполнение много-
Фигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы)
| Знать наиболее значимые работы Е. Честнякова.
Уметь применять художественно-вырази-тельные средства живописи в своей работе
| Варианты тем: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки»,
«Чаепитие»
Акварель, бумага
| Подобрать
иллюстрации
с изображением зимних пейзажей
|
Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений
о различных состояниях природы и жизни человека (2 ч)
|
13-
| Зимняя пора
|
| «Заснеженные деревья» - 10 мин
| Диалоги об искусстве.
Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в изображении главных зимних признаков в графике. Художники-графики
| Урок графики.
Выполнение по памяти и по представлению пейзажа «Зимние причуды».
Поиск выразительной композиции.
Красота заснеженных деревьев и кустарников, архитектурных построек и фигур людей на их фоне
| Знать имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые
произведения.
Уметь: построить тематическую композицию; изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно-
выразительные средства графики
| МП «Средства
выразительности различных видов
искусства»
Акварель, бумага
| Наблюдения
окружающей действительности
|
Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)
|
15-
| Изображение героев сказок и былин для
школьной
новогодней
галереи
|
|
| Диалоги об искусстве.
Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство)
| Уроки декоративно-прикладного творчества. Выполнение
изображений былинно-сказочных героев – создание портретной галереи к новогоднему празднику
| Знать героев русских былин и сказок, сказок народов мира.
Уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы
| МП «Герои былин и сказок» Акварель, бумага
| Закончить работу
Цветные карандаши, фломастеры
|
Лад народной жизни и образы его в искусстве
Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (6 ч)
|
| Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры
|
| «Крестьянский дом» - 40 мин
| Диалоги об искусстве.
Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые
Карелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Деревянные постройки своего города, поселка, деревни
| Урок графики.
Зарисовки деревянных построек своего
города, поселка, деревни. Выбор точки
зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения
| Знать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве.
Уметь выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы
| МП «Уникальные заповедники
деревянного
зодчества»
Цветные карандаши, фломастеры
| Подготовить со-
общение на тему
«Архитектура
Малых Карел»
|
| Изба как
модель мироздания
|
| «Крестьянский дом» - 20 мин
| Диалоги об искусстве.
Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье и др. )
| Уроки народного творчества.
Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад
крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни
| Знать: народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов
России.
Уметь выразить духовную целостность семьи посредством знаков-
символов
| МП «Русская
изба»
акварель, бумага
| Подобрать ил-
люстрации с изображением
фасадов русской
избы
Ножницы, ПВА, А4, линейка
|
19-
| Изба -произведение русских древоделов
|
| «Крестьянская изба» - 40 мин
| Диалоги об искусстве.
Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» - творческих групп
| Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап)
| Знать: народную символику в убранстве избы; конструкцию русской
избы.
Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих
группах
| МП «Русская
изба»
Ножницы, ПВА, А4, линейка
| Подобрать ил-
люстрации с изображением
фасадов русской
избы
Ножницы, ПВА, А4, линейка
|
21-
| Фасад -
лицо избы,
окна - ее
глаза
|
| «Крестьянское подворье» - 20 мин
| Диалоги об искусстве.
Дом как материальная основа
духовной целостности семьи.
Составление коллективного
макета «Сельская улица» или
«Красная улица нашего села». Приемы работы с бумагой при создании объемного макета
| Уроки народного творчества. Конструирование крестьянского подворья. Украшение готового макета крестьянской
избы (завершающий этап)
| МП «Русская
изба»
Ножницы, ПВА, А4, линейка
| Подобрать изображения росписи посуды
Акварель, гуашь, бумага
|
Блок 7. Орнамент – образ эпохи. Декоративно-прикладное искусство (4 ч)
|
23-24
| Искусство Городца. Истоки и со-временное развитие промысла
|
|
| Диалоги об искусстве.
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций.
| Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи
| Знать: народную символику в городецкой росписи
Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
| МП «Городецкая роспись»
Акварель, гуашь, бумага
| Закончить работу
Подобрать изображения северных росписей Акварель, гуашь, бумага
|
25-26
| Мезенская роспись. Истоки и со-временное развитие промысла
|
| «Элементы мезенской росписи» - 45мин
«Композиция по мотивам мезенской росписи» - 45 мин
| Диалоги об искусстве.
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций.
| Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи
| Знать: народную символику в мезенской росписи
Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
| МП «Мезенская роспись»
Акварель, гуашь, бумага
| Закончить работу
Подобрать ил-
люстрации
к сказке «Снегурочка»
акварель, бумага
|
Блок 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 ч)
|
| Декорации
к опере-сказке
«Снегурочка»
|
|
| Диалоги об искусстве.
Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка»
| Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки
| Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения.
Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели
| МП «В. Васнецов, А. Островский, Н. Римский-Корсаков»
акварель, бумага
| Закончить эскизы декорации
|
| Герои сказки
в оперной
постановке
|
|
| Диалоги об искусстве.
Народные традиции в театральном искусстве. Эскизы театральных костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
| Уроки декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка»
| Знать народные традиции в театральном искусстве.
Уметь: разработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев;
| МП «Театральные костюмы.
Петрушка»
акварель, бумага
| Подготовить со-
общение на тему
«Традиции Масленицы»
|
Блок 9. Календарный праздник Широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч)
|
| Масленица - праздник конца зимы и начала весны
|
| «Широкая Масленица» - 10 мин
| Диалоги об искусстве.
Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Традиции и современность
| Урок графики.
Зарисовки с натуры, по памяти людей
в народных костюмах(в движении) для панно «Широкая
Масленица»
| Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.
Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать
фигуру человека
в движении
| МП «Масленица.
Традиции и современность» акварель, бумага
| Подобрать ил-
люстрации
с изображением
театра Петрушки
|
30-31
| Гулянье на Широкую Масленицу
|
| «Широкая Масленица» - 10 мин
| Диалоги об искусстве.
Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке
| Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица»
| МП «Масленица.
Традиции и современность» акварель, бумага
| Закончить работу
Принести фотографии животных
Акварель, бумага
|
Образ единения человека и природы в искусстве
Блок 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и как опоэтизированный художественный образ (3 ч)
|
| Братья наши меньшие
в твоей
жизни
|
| «Наши любимые животные» - 10 мин
| Диалоги об искусстве.
Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-
прикладном искусстве. Реальные образы животных
и декоративная их разработка
| Урок графики.
Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению.
Главное в наброске - движение и энергия линии
| Иметь представление об анималистическом жанре в искусстве.
Знать имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова,
А. Сотникова и др.
Уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства
| МП «Художники-анималисты»
акварель, бумага
| Закончить эскиз
Пластилин, стека, ЦК, клеенка
|
| Животное и его повадки в
творчестве анималистов
|
|
| Диалоги об искусстве.
Изображение животных в современном ДПИ. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. Художники-анималисты
| Урок скульптуры. Лепка животного с натуры, по памяти
и по представлению с использованием
различных приемов
| МП «Животные в искусстве»
Пластилин, стека, ЦК, клеенка
| Цветные карандаши, акварель, соль
|
| Акварельные эффекты «Плавающая черепаха»
|
|
| Диалоги об искусстве.
Изображение животных в современном искусстве. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов.
| Урок живописи
Изображение животных по памяти и по представлению.
Главное в наброске – использование нестандартных приемов, акварельных эффектов.
| Цветные карандаши, акварель, соль
| Подобрать
иллюстрации
на экологические
темы
Цв карандаши, фломистеры, ЦБ акварель, бумага,
|
Блок 11. Тема защиты природы в искусстве (1 ч)
|
| Экологическая тема в плакате
|
| «Экологические проблемы нашей местности» - 10 мин
| Диалоги об искусстве.
Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в выполнении плаката. Специфика художественного языка плаката
| Уроки графики. Выполнение эскизов
плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология
в картинках»
(по выбору)
| Знать специфику художественного языка плаката.
Уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные
средства печатной
графики
| МП «Искусство
плаката»
Цв. карандаши, фломистеры, акварель, бумага, ЦБ
| Подобрать материалы для конструирования
куклы
|